Основные принципы инклюзивного образования:
1. по отношению к ребенку с ОВЗ – учащемуся общеобразовательного учреждения: баланс академических знаний и социальных навыков, приобретенных в процессе обучения - адекватный его индивидуально-типологическим особенностям и соответствующий потребностям ребенка и его семьи;
2.· по отношению к одноклассникам ребенка с ОВЗ – учащимся инклюзивного класса: триединство ориентиров - на высокое качество освоения общеобразовательной программы (академических знаний), конструктивную социальную активность (развитие социальной компетентности) и сотрудничество (толерантность, взаимопомощь);
3. · по отношению к педагогу – учителю инклюзивного класса: принятие и учет различий, индивидуального своеобразия учащихся; создание ситуации успеха для всех учеников; баланс коллективного и индивидуального в учебно-воспитательном процессе; компромисс между общим и специальным в обучении; создание и поддержание атмосферы принятия, толерантности, сотрудничества в классе;
|
|
4. · по отношению к общеобразовательному учреждению, реализующему инклюзивное образование детей с ОВЗ: адаптивность образовательного процесса, образовательной среды, учебно-методического комплекса учреждения; вариативность подходов, методов и форм социальной адаптации и реабилитации; командное взаимодействие педагогов, организующих процесс обучения и социализации, его психолого-педагогическое сопровождение; развитие толерантного взаимодействия участников образовательного процесса, сотрудничество с родительской общественностью; оптимизация финансово-экономического обеспечения процесса обучения и социализации;
5. · по отношению к системе образования города, района в целом: оптимизация ресурсов городской, муниципальной системы образования (материально-технических, нормативно-методических, финансово-экономических, организационных) по созданию базовых общеобразовательных учреждений для реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ вблизи места жительства; поддержка инноваций в инклюзивном образовании; повышение психолого-педагогической культуры педагогического сообщества и общественности.
Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах:
1. индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося – ребенка с ОВЗ - по развитию академических знаний и жизненных компетенций;
2. социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его; психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;
|
|
3. психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;
4. индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;
5. портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ;
6. компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;
7. повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;
8. рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;
9. тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;
10. подготовка тьюторов высшей школой;
11. адаптивная образовательная среда – доступность классов и других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);
12. адаптивная образовательная среда – оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа);
13. адаптивная образовательная среда – коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;
14. адаптивная образовательная среда – создание помещений (зон) для отдыха, восстановления работоспособности;
15. сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;
16. ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.
Инклюзивное образование основано на следующих приоритетах:
• Приоритет социальной адаптации ребенка на каждом возрастном этапе;
• Непрерывности инклюзивного процесса на всех возрастных ступенях;
• Приоритетного развития коммуникативных компетенций, умений взаимодействовать с другими людьми;
• Профилактики и преодоления инвалидизации и искусственной изоляции семьи особого ребенка.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями.
Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с лицами с ОВЗ. Кроме этого, необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
Эффективная реализация обозначаемых приоритетов и принципов включения особого ребенка в среду общеобразовательного учреждения представляется практически невозможной без специализированного психолого-педагогического сопровождения.
Сам процесс инклюзии детей с ограниченными возможностями в образовании оказывается очень сложным, и в организационном, и в содержательном компонентах. Создание адекватной модели и конкретных технологий психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики в определенной степени позволяет сделать этот процесс максимально адаптивным и пластичным.
Выделены три основных аспекта инклюзивного образования: – ценностный, организационный и содержательный.
1)Ценностный аспект. Это признание ценности каждого ребенка вне зависимости от его познавательных, академических и иных достижений. Это изменения на уровне мировоззрения людей, в первую очередь взрослых.
2) Организационный аспект рассматривается нами как необходимость определить последовательность шагов по организации собственно инклюзивного пространства обучения, воспитания и жизни детей в конкретном образовательном учреждении – детском саду, школе, группе центра с точки зрения управления и организации процесса, в том числе организации деятельности ПМПК соответствующего уровня. Отдельной задачей являлось подготовка необходимой нормативно-правовой базы и локальных актов, необходимых для реализации включения детей с ОВЗ.
|
|
3) Содержательный аспект. Для его реализации необходима разработка не только технологий психолого-педагогического сопровождения, но и значительная адаптация образовательных программ и построение адекватной
возможностям ребенка последовательности и глубины подачи программного материала для различных категорий детей с ОВЗ по каждой отдельной компетенции или предмету