Л.С. Выготский может считаться основоположником базовых идей, к которым апеллирует сегодня интегрированное обучение. В его трудах отмечалось единство общих и особенных черт специальной и массовой школ, что позволило ему установить «общность социальных целей и задач школ при разных формах и методах обучения» [Выготский Л.С., 1983, с. 34-49]. Он считал, что для преодоления «социального вывиха» и приобретения «социальной полноценности», необходимо использовать «обходные пути» с
целью компенсации дефекта и культурного развития ребенка.
Л.С. Выготский писал, что «при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника – слепого, глухого, умственно отсталого ребенка – в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фокусирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь» [Там же.].
Л.С. Выготский считал, что задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий для компенсации его недостатка каким-либо другим путем. Компенсация ученым понималась не в биологическом, а в социальном аспекте, так как он считал, что воспитателю в работе с ребенком, имеющим дефекты развития, приходится иметь дело не столько с биологическими фактами, сколько с их социальными последствиями. «У нас обучение и воспитание… дефективных детей должны быть поставлены как проблема социального воспитания… По существу нет разницы ни в воспитательном походе к дефективному ребенку и нормальному, ни в психологической организации их личности».
|
|
Одной из форм оптимального развития умственно отсталого ребенка, по мнению ученого, должен стать коллектив. Подчеркивая превалирующую роль коллектива в процессе развития и воспитания, автор выдвигает требование насыщения коллектива разными по степени интеллектуального недоразвития детьми. По мнению исследователя, в тех случаях, когда коллектив отсталых детей достаточно однороден, это наносит ущерб как нормальным, так и аномальным детям – лишает их возможности развития.
Интеллектуально более одаренные не могут проявить социальную активность, умственно отсталые дети лишаются возможности коллективного сотрудничества и общения с более одаренными детьми. Это приводит к отягощению интеллектуального дефекта.
Л.С. Выготский подчеркивал, что процесс социализации, приспособления ребенка к требованиям окружающей среды оказывается трудным и болезненным и не всегда проходит успешно. По результативности процесса приспособления им выделялось три типа компенсации – реальная (заканчивается преодолением дефекта), фиктивная (заканчивается «бегством в болезнь») и средняя.
|
|
В его трудах отмечалось, что широчайшая ориентировка на нормальных детей должна служить исходной точкой пересмотра специального образования.
Базовые положения инклюзивного образования в нашей стране
Ниже нам хотелось бы отметить теоретические положения, вскрытые
Л.С. Выготским и значимые до настоящего времени:
· роль культурно-исторического опыта, накопленного человечеством и
влияющего на ход развития, воспитания и обучения ребенка;
· положение о возможностях ребенка, способного под воздействием обучения со стороны взрослого интериоризировать опыт познавательной и
коммуникативной деятельности;
· теория о единстве биологического и социального в развитии ребенка;
· понятие о структуре дефекта при умственной отсталости: основное нарушение и вторичные (сопутствующие) отклонения;
· положение о единстве законов развития нормальных и умственно отсталых
детей при качественном своеобразии развития умственно отсталого ребенка;
· экспериментально доказанное учение о возможностях компенсации дефекта и о преимущественной коррекции вторичных отклонений при целенаправленном воздействии со стороны специально подготовленного взрослого;
· понятие о комплексном коррекционно-педагогическом воздействии;
· учение о сенситивных периодах.
Все эти положения оказываются значимыми для разработки теории инклюзивного образования.