Идеи Л.С. Выготского о воспитании ребенка с нарушением развития

Л.С. Выготский может считаться основоположником базовых идей, к которым апеллирует сегодня интегрированное обучение. В его трудах отмечалось единство общих и особенных черт специальной и массовой школ, что позволило ему установить «общность социальных целей и задач школ при разных формах и методах обучения» [Выготский Л.С., 1983, с. 34-49]. Он считал, что для преодоления «социального вывиха» и приобретения «социальной полноценности», необходимо использовать «обходные пути» с

целью компенсации дефекта и культурного развития ребенка.

Л.С. Выготский писал, что «при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника – слепого, глухого, умственно отсталого ребенка – в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фокусирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь» [Там же.].

Л.С. Выготский считал, что задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий для компенсации его недостатка каким-либо другим путем. Компенсация ученым понималась не в биологическом, а в социальном аспекте, так как он считал, что воспитателю в работе с ребенком, имеющим дефекты развития, приходится иметь дело не столько с биологическими фактами, сколько с их социальными последствиями. «У нас обучение и воспитание… дефективных детей должны быть поставлены как проблема социального воспитания… По существу нет разницы ни в воспитательном походе к дефективному ребенку и нормальному, ни в психологической организации их личности».

Одной из форм оптимального развития умственно отсталого ребенка, по мнению ученого, должен стать коллектив. Подчеркивая превалирующую роль коллектива в процессе развития и воспитания, автор выдвигает требование насыщения коллектива разными по степени интеллектуального недоразвития детьми. По мнению исследователя, в тех случаях, когда коллектив отсталых детей достаточно однороден, это наносит ущерб как нормальным, так и аномальным детям – лишает их возможности развития.

Интеллектуально более одаренные не могут проявить социальную активность, умственно отсталые дети лишаются возможности коллективного сотрудничества и общения с более одаренными детьми. Это приводит к отягощению интеллектуального дефекта.

Л.С. Выготский подчеркивал, что процесс социализации, приспособления ребенка к требованиям окружающей среды оказывается трудным и болезненным и не всегда проходит успешно. По результативности процесса приспособления им выделялось три типа компенсации – реальная (заканчивается преодолением дефекта), фиктивная (заканчивается «бегством в болезнь») и средняя.

В его трудах отмечалось, что широчайшая ориентировка на нормальных детей должна служить исходной точкой пересмотра специального образования.

Базовые положения инклюзивного образования в нашей стране

Ниже нам хотелось бы отметить теоретические положения, вскрытые

Л.С. Выготским и значимые до настоящего времени:

· роль культурно-исторического опыта, накопленного человечеством и

влияющего на ход развития, воспитания и обучения ребенка;

· положение о возможностях ребенка, способного под воздействием обучения со стороны взрослого интериоризировать опыт познавательной и

коммуникативной деятельности;

· теория о единстве биологического и социального в развитии ребенка;

· понятие о структуре дефекта при умственной отсталости: основное нарушение и вторичные (сопутствующие) отклонения;

· положение о единстве законов развития нормальных и умственно отсталых

детей при качественном своеобразии развития умственно отсталого ребенка;

· экспериментально доказанное учение о возможностях компенсации дефекта и о преимущественной коррекции вторичных отклонений при целенаправленном воздействии со стороны специально подготовленного взрослого;

· понятие о комплексном коррекционно-педагогическом воздействии;

· учение о сенситивных периодах.

Все эти положения оказываются значимыми для разработки теории инклюзивного образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: