Истоки инклюзива в специальном образовании: переход от интеграции к инклюзии

Задания для самостоятельного изучения на период

с «04» мая 2020 г. по «08» мая 2020 г.

 

Уважаемые студенты!

Убедительная просьба при отправлении выполненных заданий, файл называть так:

Фамилия имя студента _ дата __группа:

Перова С.С._ 23.03.20

Все задания можно выполнять как в рукописном, так и в печатном вариантах.

В случае рукописного варианта – необходимо отсканировать или сфотографировать выполненное задание, затем перевести в PDF-формат и отправить на почту.

ЗАДАНИЕ 1 (теоретическая часть)

Тема 1.1: Истоки инклюзии в специальном образовании: переход от интеграции к инклюзии. Основные принципы инклюзивного образования. Барьеры в образовании. Ключевые концепции и правила инклюзивной школы. Терминология инклюзии.

Кол-во часов: 4

План:

1. Истоки инклюзива в специальном образовании: переход от интеграции к инклюзии.

2. Основные принципы инклюзивного образования. Барьеры в образовании.

3. Ключевые концепции и правила инклюзивной школы.

4. Терминология инклюзии.

 

Истоки инклюзива в специальном образовании: переход от интеграции к инклюзии.

    Анализируя состояние инклюзивного образования на настоящий момент, можно говорить не только как об инновационном процессе, позволяющем осуществлять обучение и воспитание детей с разными стартовыми возможностями на различных ступенях образовательной вертикали. Это направление оказывает мощное влияние и на развитие самого образовательного процесса, в значительной степени изменяя отношения между его участниками.

    Разрабатываемые стратегии психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями и технологии сопровождения позволяют выстраивать отношения всех участников образовательного процесса на основе уважения их прав и особенностей. Все это обеспечивает, и дальнейшую гуманизацию образования, и формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает его доступность для всех в части приспособления к потребностям каждого ребенка, вне зависимости от состояния его здоровья.

Инклюзия является социальной концепцией, обеспечивающей реализацию задач гуманизации образования.

Инклюзивное обучение и воспитание – закономерный этап развития системы образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. О проблеме инклюзивного образования говорить начали давно, но начиная с 1970-х годов, она стала приобретать все большие масштабы.

В США инклюзивные дошкольные образовательные организации (ДОО) стали серьезной альтернативой специализированным. По данным министерства образования в США более 50% детей дошкольного возраста с ОВЗ воспитываются в государственных инклюзивных ДОО. В Швеции и Португалии почти все дети с ОВЗ посещают общие детские сады. В Венгрии, Франции и Германии действуют специализированные учреждения, и разные формы инклюзивных ДОО. Количество детей, посещающих инклюзивные дошкольные учреждения, в разных регионах каждой из этих стран разное. В Германии около 80 % детей дошкольного возраста с ОВЗ.

В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе:

расширение доступа к образованию (widening participation);

 мэйнстриминг (mainstreaming) - предполагает, что дети с ОВЗ общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах;

интеграция (integration) - приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с общей системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них;

предполагает пространственное «соприсутствие» детей с особенностями развития и обычных детей в ДОО. Это первые шаги от классической системы специального образования (предполагающей разделение «особых» и «нормальных» детей), в сторону образования, признающего различия между людьми как ценность и понимающего каждого человека как полноправного участника образовательного процесса. Включение, или инклюзия - реформирование детских садов и школ, перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.

В 80-е гг. прошлого века в США введен термин, обозначающий ситуацию активного участия каждого ребенка в совместном обучении, inclusion – включение. Благодаря международному законодательству этот термин получил быстрое распространение.

В России начали решать проблему социализации детей с ОВЗ через создание специальных реабилитационных центров. Основная особенность таких центров - только здоровые педагоги общались с детьми-инвалидами, с детьми с ОВЗ. Первые инклюзивные образовательные организации появились в нашей стране на рубеже 1980-1990 годов. Есть примеры. В Москве в 1991г. начала работу школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321).   В 1992г. в России в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. В качестве примера можно привести школу №73 г. Челябинска.

С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования Российской Федерации приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов с 01.09.1996г. курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ОВЗ». Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профессионального образования педагогов ввести эти курсы в планы повышения квалификации педагогов образовательных организаций.

В 1994 г. Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями вводит в международный обиход термин «инклюзия» и провозглашает принцип инклюзивного образования.

По результатам экспериментальной работы в регионах Российской Федерации были проведены две международные конференции. В 2001г. участники конференции приняли «Концепцию интегрированного образования лиц с ОВЗ», в которой описаны основные тенденции, перспективы, условия и подходы к реализации интегрированного обучения в России. 

Замена термина «интеграция» на термин «инклюзия» происходила в процессе смены парадигм при оказании помощи «особым» детям и инвалидам, в процессе перехода от модели нормализации к модели социального партнерства. На практике интеграция подразумевала механическое включение ребенка с отклонениями в развитии в коллектив нормально развивающихся сверстников. Предполагалось, что ребенок должен быть в максимальной степени «нормализован» и готов к пребыванию в общем коллективе. Инклюзия – двунаправленный процесс, предполагающий взаимную адаптацию и готовность детского коллектива принять «особого» ребенка.

«Инклюзия – это нечто большее, чем просто быть вместе. Это процесс создания надлежащей среды для всех детей, что, в свою очередь, означает необходимость адаптировать программы воспитания и обучения к потребностям и интересам детей, а не наоборот. Это также подразумевает организацию возможностей для активного участия всех детей – типично развивающихся и детей с ограниченными возможностями – в занятиях, которые имеют место в их общей группе детского сада» [1].

В настоящее время тема инклюзии в России является актуальной. Педагоги и специалисты психолого-педагогического сопровождения отмечают в числе положительных моментов последовательное внедрение инклюзии в детские сады и школы, повышение качества обучения детей с ОВЗ, успешную адаптацию их к социуму.

Вместе с тем педагоги выделяют объективные риски реализации инклюзивного образования: возможное ухудшение качества образования здоровых детей, увеличение нагрузки на воспитателей и педагогов, ухудшение психофизического и соматического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). По мнению педагогов общеобразовательных организаций, основные проблемы, заключаются в дефиците специалистов — тьюторов, логопедов, психологов, дефектологов, а также в отсутствии программ преподавания совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ.

Эксперты Общероссийского народного фронта считают, что внедрение инклюзивного образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ проходит недостаточно эффективно. «Предполагалось, что дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья смогут вписаться в общий образовательный процесс в обычных школах, и такое решение заодно снимет проблему их социализации. На практике же получилось, что ребенка выдернули из коррекционной школы, а качественного образования ему гарантировать не смогли, потому что ответственность за детей легла главным образом на плечи рядового учителя, не умеющего правильно работать с такими учениками. При этом сами коррекционные учреждения стали закрывать», — отметила член Центрального штаба Общероссийского народного фронта Любовь Духанина. Главная же проблема, как считают эксперты Общероссийского народного фронта, педагогическое сообщество образовательных организаций содержится в отсутствии «общего концептуального понимания системы (федеральной модели) внедрения инклюзивного образования» и отсутствие региональных «дорожных карт».

Одним из важнейших прав и свобод граждан в современном обществе является право каждого на образование, которое гарантируется основными нормативным актами государства.

Федеральные государственные образовательные стандарты разработаны на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

Ст. 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование, обязательность, а также гарантию общедоступности и бесплатности основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Право на образование гарантируется нормативно - правовыми актами: Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» и др.

На территории Российской Федерации положение об инклюзивном образовании закреплено в законе «Об образовании Российской Федерации». На международном уровне правовая база, обеспечивающая возможность всесторонней реализации и внедрения проектов в области инклюзивного образования (в том числе, и дошкольное образование), опирается на Конвенцию о правах ребёнка и на Протокол №1 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека [7].

21.12.2012г. Госдума РФ в третьем чтении приняла Закон «Об образовании в Российской Федерации», который официально вошел в жизнь образовательных организаций 29.12.2013 № 273-ФЗ.  Впервые за много лет в Законе прописан особый правовой статус обучающегося ОВЗ, как лица, имеющего подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий. В законе обозначена и расшифровывается следующая терминология (ст. 2 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ»):

инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Ст. 42 Закона ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» расшифровывает содержание «психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации», которая включает в себя:

- психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

- коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;

- комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;

- помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации «психолого-педагогическое сопровождение».

Для упорядочения деятельности образовательных организаций, с целью реализации Федерального закона «Об образовании в РФ» 28 августа 2013 года был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 19 декабря 2014г. утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

На государственном уровне был провозглашен главный принцип стандарта — поддержка и развитие личности каждого ребенка, вне зависимости от его особенностей. Система инклюзивного образования в нашей стране находится на начальных стадиях своего развития и требует разработки не только полноценной нормативной, но и методологической базы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: