Теория организованного порядка С. А. Муромцева (1859-1910) и М.М. Ковалевского (1851-1916)

Сергей Андреевич Муромцев – видный ученый - юрист, проректор Московского университета. С конца 90 – х. занялся активной политической деятельностью, был одним из основателей и лидер партии кадетов, председатель Первой Государственной думы.

Основные работы – «Очерки общей теории гражданского права», «Что такое догма права» и др.

В своей теории Муромцев придавал главное значение правовым отношениям. В основе права лежат отношения, сложившиеся межу людьми на основе интереса, т.е. в основе права лежат интересы индивида, общественных групп и т.д. На основе этих интересов и возникают разнообразные отношения, регулиреумые с помощью различных санкций: религиозных, моральных, юридических и др., т.е. каждое фактическое отношение может быть предметом не только юридических, но и иных санкций. Однако юридическими санкциями обеспечиваются наиболее важные общественные отношения, которая признается наиболее важной для интересов личности и государства и не может быть обеспечена иначе, как силой государственного принуждения.

По учению Муромцева правовой порядок – это существующий порядок отношений в обществе. На него воздействуют ряд факторов: нормы действующего законодательства государства, идеи справедливости, надежды на правовой порядок будущего времени. Однако, утверждал Муромцев, все они только атрибуты правопрядка – факторы, воздействующие на процесс его образования. Правом в собственном смысле всегда является только правовой порядок.

На содержание правопорядка влияют интересы и отношения разных социальных групп. Муромцев писал, что общество пронизано союзами разной степени общности: дружеские кружки, товарищества, семья, община, сословие, партия, государство. От характера отношений внутри общественной группы зависит и форма их защиты, которая может выражается порицанием со стороны общественного мнения, насильственными действиями потерпевшего против нарушителя, отказом от провинившегося сочлена (в партии, в общине). Эта защита интересов каких-либо групп населения происходит в формах не определенных заранее, она «определяется в каждом отдельном случае смотря по обстоятельствам». Муромцев называл такую форму защиты «неорганизованной», а сами отношения, которые гарантируются от нарушений таким образом –«правовыми». Он различал «правовое» отношение (отношение «защищаемое») и «юридическое» (отношение «вынужденное или защищающее».

Он утверждал, что сила государственной власти не абсолютна. В обществе существуют и другие силы, оказывающие влияние на правовой порядок (настроения в обществе, внешние условия). Более того, юридические нормы, которое создает государство не всегда соответствуют существующему в обществе правопорядку. Большие надежды на преодоление противоречий между юридическими нормами и правовым порядком он возлагал на судебные и правоприменительные органы, которые, по его мнению, должны быть способны постоянно приводить действующий правопорядок в соответствии с «справедливостью». По утверждению ученого «законодательная реформа – единственное верное средство для осуществления справедливости». Однако нельзя, замечал Муромцев полагаться только на законодательный орган, реформы которого «могут слишком задержаться». Основное внимание он обращал на суд и другие органы, применяющие право. Задача суда состоит в обеспечении полной гармонии между юридическими нормами и конкретным случаем, в индивидуализировании права, т.е. действовать исходя из «справедливости» в каждом конкретном случае. Таким образом, суд превратится в арбитра между законом и конкретным правоотношением. Исходя из этого, он выступал за высокий уровень образования, избрания кандидатов на судейские должности самой судейской корпорацией, развитый контроль гласности при действительной независимости несменяемости членов этой корпорации гарантирует справедливость судей.

Максим Максимович Ковалевский – ученый и политический деятель, член Первой Государственной думы и Государственного совета, преподавал в Московском университете конституционное право и историю политических учений и др.

Основные работы – «Современный обычай и древний закон», «Общее учение о государстве», «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму. Рост государства и его отражение в истории политических учений».

Понятие права в концепции Ковалевского имеет двоякое значение:

1) право есть отражение требований солидарности и обусловленною ею идеи долга, заставляющей индивидом брать на себя обязанности, чтобы сохранить интерес группы: это право предшествует государству и порождает позитивное право;

2)позитивное право, имеющее нормативный характер и обеспечиваемое принудительной силой государства, выражает волю не отдельного класса, а целого общества; оно содержит правила, призванные либо расширить, либо ограничить свободу индивида (зависит от того, в какой степени государство берет на себя функции, ранее исполняемые общественными союзами).

Ковалевский отвергал идею прирожденных прав, идущих от «естественного состояния». Личные права, по его мнению, не зависят от государства, которое не может их отменить, «так как признание их является таким же требованием общественной солидарности, как установление самого факта государственного общежития».

Возникновение государства и права, согласно его теории, обусловлено интересами общественной солидарности.

Источник возникновения власти и государства он усматривал «в психическом воздействии личностей, способных к инициативе, к творчеству, на массы, не способные ни к чему иному, как к подчинению своей деятельности чужому примеру и руководительству».

Он изучал стадии развития общества и государства. Он писал, что догосударственному состоянию соответствует племенное княжество или правление совета старейшин (родовая организация). Государственности Античного мира свойственна непосредственная демократия, феодализму – сословная монархия, на смену которой приходит «всесословная» стадия развития общества. Последней, по мнению Ковалевского, соответствует вначале цезаризм, а затем конституционная монархия и республика, дополняемая референдумом и прямым законотворчеством избирательного корпуса.

Исторической закономерностью он считал необходимость продвижения каждого общества от низшей к более высокой стадии. Однако, этому прогрессу противоречит «противопоставление бедности и богатства, рознь между имущими и неимущими». Для преодоления этого противоречия он полагал необходимым усиление вмешательства государства в распоряжение собственностью в интересах земледельцев и рабочих, юридическое закрепление права на труд, свободную деятельность профсоюзов, их борьбу за социальные права.

Ковалевский выступал за провозглашение гражданского и политического равенства, прав и свобод личности, юридических гарантий этих прав и свобод, которые по, его мнению, обусловливают «общенациональный характер» права согласование интересов личности, групп, классов, общества в соответствии с социальной солидарностью.

Он был сторонником глубоких реформ, ведущих к утверждению «всесословного» (т.е. гражданского) общества. Он писал, что революция как средство социального изменения вызывается ошибками правительства, которое не удовлетворяет справедливые, естественные для своего времени требования народа. Кроме того, революция всегда предполагает насилие, а значит нарушение среды в обществе. «Нам совершенно чужда мысль об уничтожении разом чего бы то ни было и создании сразу нового строя новой религии или новой морали. При медленности общественных изменений прогресс боле надежен, чем при их быстроте, эволюцию надо предпочитать революции, или выражаясь языком Конта прогресс желателен только под условием сохранения порядка».

Ковалевский не одобрял самодержавие но был сторонником охранения монархии в России – «Республика кажется мне в России так же мало мыслимой, как и монархия во Франции». Он считал возможным эволюционное развитие самодержавия в «демократическую монархию», основанную на конституции и представительном правлении. «Русская империя нуждается в более широких основах: она может быть только империей всенародной. Сохраняя наследственное руководительство нации ее исторически вождем, положим в основу русского обновления систему самоуправления обществом».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: