double arrow

Правовая теория Б.А. Кистяковского (1868-1920)

2

Богдан Александрович Кистяковский — один из ярких представителей русской мысли конца XIX — начала XX века. Исследовательский интерес Б. А. Кистяковского охватывал обширную область правовых, социологических и философских проблем. Его труды были посвящены проблемам прав человека, которые представляли непопулярный предмет для занятий в России того времени.

Основные работы «В защиту права», «Право как социальное явление», «Сущность государственной власти».

Разработанная Кистяковским концепция государства будущего. Он считает, что истинным целями всякого государства в осуществлении солидарных интересов людей, а именно «Общее благо — вот формула, в которой кратко выражаются задачи и цели государства». При этом, он отмечает, что, требования «общего блага» должны отражаться как в содержании правовых норм, так и в самой законодательной структуре, в которой должно произойти смещение акцента с частного права на публичное.

Власть для него является основным признаком систем, связанных с производством, распределением благ и управления. По его мнению, власть зарождается там где при отношении двух или нескольких лиц одно лицо благодаря духовному, физическому или материальному превосходству занимает руководящее положение, а остальные становятся в зависимое от него положение. Известны два обстоятельства, при наличии которых власть усиливается и развивается. Во – первых, это происходит по мере количественного роста людей, вовлеченных в исходные отношения господства и подчинения, в результате чего последние меняют свой характер. Это выражается в том что руководство (управление) становится необходимым, роль руководителя абсолютизируется, а также рождается слепое доверие вожаку, и усиливается склонность к подчинению. Второй момент, который усиливает власть – это длительность существования и воспроизводства отношений господства и подчинения, которые создают историю власти: ритуалы, мифы, наследие. В результате отношения господства и подчинения обезличиваются. Это выражается в том, что складывается особая статичная структура власти, которая освещается религией, правом, этнической принадлежностью, экономическим и классовым положением. Таким образом, отношения господства и подчинения перестают зависеть от личных индивидуальных качеств господствующих и подчиненных, личные достоинства заменяются социальным положением дел.




Среди различных видов власти, Кистяковский особо выделяет институциональную власть в лице государства, которая обладает полнотой власти, располагает всеми ее формами и часто определяет власть всех других социальных организаций и ассоциаций. Более того, государственная власть веками выступала системой легализированного исторического насилия. Вместе с тем он акцентировал внимание на том и это очень важно для современного понимания власти, что в последние столетия «материальная сила становилась властью только тогда, когда за ней была идейная сила». Ко всем предыдущим атрибутам власти – престижу, авторитету, традициям, правообеспечению, насилию добавляется самое важное – «идея власти», (т.е. нравственно-правовое оправдание (признание) ее в глазах граждан». «Как только власть теряет одухотворяющую ее идею, она неминуемо гибнет».



Право чрезвычайно значимо в концепции Кистяковского. Право и государство, по его мнению, исторически развиваются раздельно. Право не произрастает из государства, а в определенный момент становится ему опорой и, обладая собственной, независимой от государства эссенциальностью, в конце концов подчиняет его своей логике развития.

По его мнению, только правовое государство может являться той формой организации общественных отношений, в которой человеческая личность получает все возможности для самореализации. Именно естественные права личности являются ограничителями государственной власти в правовом государстве. Правовой характер конституционного государства получает свое наиболее яркое выражение в ограждении личности, ее неприкосновенности и свободе. Существует и обратная взаимосвязь – своего полного развития, отмечал он, правовое государство достигает при высоком уровне правосознания и ответственности в народе.



Среди имеющихся форм государственности правовое демократическое государство представляется Кистяковскому наиболее совершенным способом реализации принципа «общего блага», но в его конкретных воплощениях ему видятся неразрешенные противоречия, разрешение которых только и может обеспечить переход в новый статус, а именно в статус социалистического, или социально справедливого, государства. Социалистическое государство Кистяковский относит не к «реальному факту», а к «идеалу»: «Они [формы государственности] должны быть теоретически установлены в виде идеальных по своей законченности, полноте и совершенству типов. Но социалистическое государство еще нигде не осуществлено как факт действительности. Поэтому с социалистическим государством можно считаться только как с принципом, но не фактом».

Он считает, что есть два способа достижения перемен. Первый — заключается в установке на революционный, то есть насильственный характер борьбы за реализацию социалистических целей, второй — мирный, эволюционный, устанавливающий задачу прихода к власти социалистических сил путем участия в уже существующих в конкретном обществе демократических институтах репрезентации общественных интересов. Кистяковский считает, что перемены в области социально-политических и правовых отношений, должны носить последовательный и преемственный характер, и нет принципиальной и качественной разницы между современным правовым государством и будущим социалистическим, а есть только разница в количестве и степени.

Описывая специфику правовой сферы государства будущего он выделяет три разряда прав. Первый — «право на невмешательство государства в известную сферу проявления личности», — равно как и третий — «политические права или права на участие в организации и направлении деятельности государства» — могут быть лишь расширены, но нет оснований полагать, что они нуждаются в количественном пополнении. Особый интерес Кистяковского вызывают права второго разряда, то есть права на «положительные услуги со стороны государства». Именно в их области социалистическое государство может и должно не только расширить права граждан, но и добавить новые виды прав. Каковы они? Право на труд, право на развитие своих способностей, право на применение своего труда к той области, которая наиболее соответствует талантам каждого, право на участие во всех материальных и духовных благах, создаваемых современной культурой, — всё это Кистяковский суммирует в виде права на достойное человеческое существование. Такая постановка вопроса снижает значимость благотворительности и системы призрения бедных как форм снижения социальной конфликтности. Кистяковский убежден, «что то общество, члены которого должны рассчитывать на благодеяние и милость, будет основано на безнравственных принципах, так как в нем человеческая личность не будет внушать к себе уважения и обладать полным достоинством и ценностью… Не в силу чувства жалости, а в силу самой природы правовой организации в нормальном социальном строе каждому человеку должно быть гарантировано право на достойное человеческое существование, служащее основанием для целого ряда правовых притязаний личности». В такой форме установления основных принципов социальной справедливости выражается особый правовой гуманизм Кистяковского. Этот гуманистический принцип — главенствующий, когда речь идет о «солидарных интересах граждан», которые должна осуществить самая совершенная форма государственности — социалистическая. Проведенный анализ концепции Кистяковского «государства будущего», призванного осуществить «социальную справедливость», показывает, что взгляды автора вполне могут трактоваться как социал-демократические, однако в области права он предстает как либерал-конституционалист.



2




Сейчас читают про: