Лекция по курсу «История отечественных политических учений».
Тема. Консерватизм, либерализм и радикализм в
России в ХІХ - первой половины ХХ вв.
9.2 Либеральное направление в развитии политической мысли:
1. Социальный либерализм П.И. Новгородцева (1866-1924);
2. Правовая теория Б.А. Кистяковского (1868-1920);
3. Теория организованного порядка С. А. Муромцева (1859-1910) и М.М. Ковалевского (1851-1916);
4. Буржуазный либерализм П.Б. Струве (1870-1944);
Социальный либерализм П.И. Новгородцева (1866-1924)
Павел Иванович Новгородцев принадлежал к числу наиболее ярких представителей социального либерализма. На его становление как теоретика либерализма существенное влияние оказали научное наследие немецкой классической философии и философско-правовые идеи двух русских мыслителей — Б.Н. Чичерина и В.С. Соловьева.
Научная и политическая деятельность Новгородцева протекала в гуще событий, происходивших в России в первой четверти XX века. Новгородцев был членом ЦК партии кадетов, депутатом I Государственной Думы, он участвовал в подготовке законопроектов, касавшихся вопросов правовой защиты личности, запрета на смертную казнь, настаивал на включении в российское законодательство широкого круга социальных прав. В 1917 году был избран депутатом Учредительного собрания. В 1918 году активно поддержал Деникина и стал одним из идеологов Белого движения. Правда, победу над большевизмом он связывал не столько с военными успехами, сколько с логикой развития любой революции, которая неизбежно должна восстановить гражданскую жизнь, и, тем самым должна привести к возрождению российского государства.
К числу главных трудов Новгородцева следует отнести такие книги, как «Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба», «Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве», «Введение в философию права. Кризис современного правосознания», «Об общественном идеале». Многие новаторские правовые идеи Новгородцев изложил в своей статье «Нравственный идеализм в философии права», опубликованной в сборнике «Проблемы идеализма».
Новгородцев принадлежит к тому направлению в либерализме, которое называют «новым», или социальным, либерализмом. Понятие «новый либерализм» стало широко использоваться в Великобритании с начала 80-х гг. XIX века. Оно было призвано обозначить поворот в либеральной мысли от доктрины «laissez faire» к доктрине активной государственной политики в социальной сфере. Этот поворот обозначился и в других странах Европы. В России в конце XIX века В. Соловьев высказывался за активное государственное вмешательство в социально-экономическую сферу с целью обеспечения права человека на достойное существование. По мысли Новгородцева, вопрос о признании данного права служит гранью, отделяющей социальный либерализм от классического.
Классический либерализм, считал Новгородцев, слишком узко трактовал понятие равенства. Для него равенство — это всего лишь равенство перед законом и равенство в свободе. XIX век показал, что отношение равенства и свободы может складываться достаточно драматично. Равенство не следует понимать только чисто юридически, поскольку равенство в свободе возможно только тогда, когда есть равенство стартовых условий, а равенство перед законом этих условий не гарантирует. К тому же, чтобы пользоваться свободой, человек должен иметь хоть какие-то социальные гарантии и средства к существованию. Поэтому Новгородцев считал важным и для теории либерализма, и для его практики «расширить понятие равенства за пределы формального равноправия и при этом сохранить его связь с принципом свободы». В этих идеях нет ничего социалистического, поскольку речь идет только о создании для всех граждан «общественных условий, благоприятствующих развитию человека. Обеспечение для всех известного образования, условий здоровой жизни и некоторого имущественного достатка, вот что прежде всего имеется здесь в виду».
Новгородцев считается лидером школы «возрожденного естественного права». В основе философско-правового учения Новгородцева лежит естественно-правовая концепция, существенно отличающаяся от доктрин либералов конца XVII — начала XIX веков. В середине 90-х гг. XIX века Новгородцев и ряд других русских правоведов (Петражицкий Л.И., Гессен В.М.), неудовлетворенных состоянием европейской правовой мысли, высказались за возрождение естественно-правовой теории.
Он считает, что за идеей естественных прав стоит сложное и напряженное отношение права и нравственности. Нравственное сознание всегда критично и может предъявлять претензии к порядкам, которые сложились в обществе, к его действующим законам, что рано или поздно приводит к их изменениям. Естественное право заключается не в наборе неких постоянных норм, а в неизменности принципа приоритета нравственного идеала. Таким нравственным идеалом выступает идеал свободной и достойной личности, поэтому, подчеркивает Новгородцев, «естественное право является выражением самостоятельного абсолютного значения личности», и как бы исторически ни менялись представления о конкретных правах человека, «идея личности» всегда останется высшей нормативной идеей, определяющей развитие позитивного права.
В целом это учение Новгородцева очень близко позиции Чичерина, но есть и существенные отличия. Они касаются в первую очередь процесса расширения прав человека. Хотя Новгородцев и признавал некоторую автономию права, но все же исходил из того, что прогресс права определяется в первую очередь «извечным нравственным идеалом». Поэтому он считал, что нет и не может быть какого-то принципиального противоречия между классическим набором прав человека и новыми социальными правами, как нет, в конечном счете, пропасти между содержанием правовых и нравственных норм.
В то же время Новгородцев настаивал на том, что противоречия личности и общества, личности и государства могут быть преодолены только разве что в теории, в реальности это совершенно невозможно. Поэтому не должно быть иллюзий относительно возможности построения некоего «рая на земле». Утопические теории не только нереализуемы, но представляют общественную опас ность, поскольку любая попытка втиснуть идеал в ограниченные рамки реальности неизбежно создает ложных идолов.
Критика различных концепций «земного рая» составляет главное содержание фундаментального исследования Новгородцева «Об общественном идеале». Новгородцев настаивал на том, что только личность является «целью в себе и для себя», общество же является лишь объединением людей, а не некоей личностью. Когда же обществу приписывают свойства личности, происходит опасная его абсолютизация. Именно такая абсолютизация общества, по мнению Новгородцева, происходит в марксизме. Разбирая марксистскую теорию отмирания права и государства, Новгородцев показывает, что в ее основе лежит понимание общества как всепоглощающей субстанции.
Этой концепции Новгородцев противопоставляет концепцию правового государства. Правовое государство безоговорочно признает право личности на свободу, на индивидуальность и ее проявления. Способы проявления свободы и индивидуальности могут подлежать критике со стороны государства настолько, насколько они затрагивают гарантированные права других людей. Правовое государство не может уничтожить противоречия между частной и общественной жизнью, но может содействовать организации их лучшей связи, а самое главное — может создать «систему свободы». Новгородцев отмечает одну важную и не всегда хорошо понимаемую функцию государства по защите лица от общества. Правовое государство стоит на страже личности и ее свободы с тем, чтобы не допустить подавления лица не только другими лицами, но и различными сообществами, которые часто имеют к этому склонность. Опасность марксистской концепции всепоглощающего общества как раз в том, что она лишает личность надежных институтов ее защиты от общества. Новгородцев считает, что противопоставление государства и общества в либерализме является выражением свободы и разнообразия частной жизни, тогда как «поглощение государства обществом представляет собою высшую мечту социализма как системы безусловного обобществления, отрицающей индивидуальную свободу, творческое разнообразие индивидуального труда и индивидуальной жизни, самобытность частных интересов и стремлений» («Об общественном идеале»).
В либеральной доктрине Новгородцева присутствует особая тревогу по поводу того, что общество, поглощая государство, может представлять угрозу для личности. С этим связана и его критика социалистических учений. Однако угроза для личности может исходить также от демократического субъекта и без поглощения государства.
Критика демократических учений также была в фокусе внимания Новгородцева. Критика демократии — это далеко не новая тема для либерализма, но у Новгородцева она была разработана наиболее подробно. В своей работе «Кризис современного правосознания» он детально разбирает основные доктрины народного суверенитета, лежащие в основе всех демократических учений.
Идея народного суверенитета, лежащая в основе всех демократических доктрин, возникла как ответ на учения об абсолютной власти монарха. Сторонники абсолютизма интерпретировали действия монарха как реализацию Божьей воли, последняя понималась как источник и гарантия справедливости принимаемых монархом законов. Любое ограничение его власти со стороны народа рассматривалось в этих учениях не как благо, а скорее как произвол. Концепция народного суверенитета Руссо предлагала принципиально иной взгляд на источник справедливости власти: чтобы власть была справедливой, она должна совпадать с народом, а голос народа должен быть источником законов. Эта идея, отмечает Новгородцев, была уточнена Мунье, который считал, что следует требовать не совпадения власти с народом, а зависимости власти от народа. Таким образом, народный суверенитет превращался из института в нормативную идею, выражающую юридическую и нравственную зависимость власти от народа. Но в чем конкретно эта зависимость должна проявляться? В том ли, что власть реализует общую волю, или в том, что она действует во имя общего интереса?
И тот, и другой ответ не удовлетворителен, считает Новгородцев. Народ всегда представляет собой некую совокупность групп, каждая из которых имеет свои интересы и свою особую волю. Количество интересов и их подчас несовместимость — это фактор, с которым власть должна считаться, она должна уметь сочетать эти интересы, но на какой основе она может это сделать, что может стать общим основанием для такого урегулирования? Идея народного суверенитета не дает и не может дать ответа на эти вопросы, поскольку объединить людей на основе их частных интересов или на основе их разнообразных воль невозможно. Демократическая идея неизбежно приводит к власти большинства, однако «численный перевес решающего большинства сам по себе не имеет абсолютного значения и лишается нравственного оправдания каждый раз, когда становится в противоречие с принципом личности» («Введение в философию права. Кризис современного правосознания»). Концепция народного суверенитета и концепция правового государства не только не совпадают, но и в известном смысле противостоят друг другу. И все же Новгородцев отмечает, что в концепции народного суверенитета есть элементы, которые заслуживают внимания и основательного переосмысления. Верховная власть, по Руссо, справедлива только тогда, когда не просто совпадает с народом, но когда каждый гражданин в одно и то же время и властвует, и подчиняется. При всей своей парадоксальности эта формула имеет определенный смысл, если ее понимать не как политическую, а как правовую формулу, основанную на естественно-правовой доктрине. Права человека властвуют тогда и только тогда, когда человек подчиняется закону, гарантирующему эти права всем.
После революции, в эмиграции и содержание, и тональность работ Новгородцева сильно меняются. Его волнуют в первую очередь вопросы воссоздания государственной власти и проблема возрождения России. Он критикует анархистские и народнические тенденции в среде русской интеллигенции, обвиняет ее в разрушении основ государственной жизни. В своей статье «Восстановление святынь», анализируя основные течения русской политической мысли и их роль в гибели государства, Новгородцев пишет: «Свобода в государстве утверждается на почве законного порядка, охраняемого властью. Эту мысль об органической связи политической свободы с твердостью закона и власти в свое время тщетно пытался привить русскому сознанию Б.Н. Чичерин, политическое миросозерцание русской интеллигенции сложилось не под влиянием государственного либерализма Чичерина, а под воздействием народнического анархизма Бакунина.» Вера в созидательную силу революции и творческую силу народных масс сочеталась у русской интеллигенции с полным непониманием исторических задач власти и государства.
Тема высокой роли религии в общественной жизни пронизывает все послереволюционные работы Новгородцева. Нравственный идеал, определяющий развитие права, власти и всего общества, не может формироваться из потребностей сиюминутной жизни. Этот идеал, заключает Новгородцев, всегда есть выражение вечного содержания человеческой жизни, которое «окрыляет» земное человеческое существование: «Лишь создавая себе крылья веры, человек найдет спасение».