Использование case-study в практике социальной работы

Изучение и составление истории семьи-клиента — одна из главных составляющих технологий патроната. Прежде чем непосредственно приступать к проведению социальной работы с семьей в рамках патроната, следует хорошо узнать ее ситуацию, характер проблем, природу их возникновения. Именно эта ситуация и эти проблемы т. е. сама семья как случай, то положение, в котором она оказалась, личностные особенности ее членов, а не методы, на которые ориентированы специалисты и в которых находят выражение их профессиональные интересы, определяют избираемые по отношению к ней подходы.

Изучение истории семьи или истории того или иного случая прямо направлено на раскрытие целостной сущности семейного неблагополучия. Описания отдельных случаев и историй семейной жизни клиентов патроната предоставляют социальным работникам возможность достаточно точно придерживаться тенденций, которые определяют подходы к их изучению. Первый подход в таких описаниях связан с проблемами понимания своеобразия случая. Второй — с необходимостью объяснения этого своеобразия для себя и для других, которое относится к пониманию, как реальное переживание того или иного события относится к сухим рассуждениям о нем.

Статус объективности каждого случая семейной жизни обеспечивает подход, при котором после подробного описания, свидетельствующего о знании понимании всего случившегося с человеком (семьей-клиентом), следует объяснение, интерпретация, анализ того, почему и как это могло произойти.

Составление и анализ истории семьи требуют от социального работника использования целого ряда следующих друг за другом действий.

· 1. Знакомство с тем жизненным материалом, который уже имеется у учреждения о семье, сбор всех необходимых дополнительных данных об интересующих службу феноменах, формах и особенностях протекания семейных процессов.

· 2. Построение соответствующих гипотез (предположений) о внутренних механизмах и причинах процесса аномального развития семьи, базирующихся на обобщении всех сведений о семье.

· 3. Обеспечение условий, необходимых для проверки сделанных гипотез (в процессе формирования межличностных отношений с клиентом для доверительного и откровенного разговора о социально неодобряемых сторон жизни).

· 4. Создание целостной социально-психологической модели, в которой были бы обобщены полученные при проверке гипотезы, результаты рассмотрения отдельных сторон и механизмов патологического развития изучаемой семьи.

· 5. Поиск возможностей применения созданных гипотетических моделей на практике, т. е. в процессе взаимодействия с членами семьи, воздействия на них, оказания им помощи.

В качестве примера рассмотрим историю изучения отдельного случая (история семьи Михайловых).

Семья — полная, многодетная. Отец и мать только перешли 30-летний рубеж. В семье трое детей. Две девочки — Яна (9 лет) и Женя (5 лет). Сын Максим (8 лет). До того как появились в городе, жили в селе у матери отца, после смерти которой фактически лишились и средств существования, и жилья. Город как постоянное место жительства выбрали потому, что в нем жила бабушка по материнской линии, которая тоже умерла спустя три года после их переезда из села. Остались в 2-комнатной квартире, которая досталась по наследству.

Отец нигде не работает. Все попытки устроиться оканчивались неудачами. Больше месяца ни на одном месте он не задерживается. Причина — низкая квалификация, а главное, прогулы, неподчинение требованиям трудовой дисциплины. Никакого рвения по поиску работы не проявляет. Любимое занятие в любое время года — рыбалка. Но прокормить за счет этого семью невозможно, хотя сам Михайлов уделяет своему хобби большую часть жизни.

После рождения младшей дочери мать длительное время тоже не работала. Последние полгода устроилась техничкой в магазин. Зарплата низкая. В этой связи семья живет в основном за счет детских пособий.

Хронически недоедая, дети ходят по соседям, выпрашивая все, что дадут. В ближайшем районе они всем уже надоели, и никто ничего давать не хочет. А потому дети постоянно озабочены поиском новых мест, где их пока никто не знает и где иногда что-то подают. Лишенные чувства меры, дети и на новом месте теряют завоеванные симпатии, начиная исправно ходить туда, как на работу, пока их окончательно не отвадят.

Мать, понимая, что дети действительно часто бывают голодными, а дать им оказывается нечего, выпроваживает их “погулять”. Узнав от соседей, что они снова “просили”, отец всячески старается продемонстрировать свое возмущение, устраивая публичные побои.

В конце лета и сентябрь мать в магазине не работает, берет отпуск за свой счет. Оба родителя надолго уходят в ближайшие леса на сбор грибов, а также “посещают” чужие дачные участки. Пропадают по двое-трое суток независимо от погоды. Часто с ними отправляются Максим и Яна. Младшая Женя остается одна, предоставленная сама себе, с теми продуктами, которые остались. Возвратившись и перебрав собранное, тут же везут на базар. Это дает определенный доход и некоторую финансовую передышку. И все же деньги уходят быстро. Семья задолжала всем соседям, торговцам на рынке, продавцам в магазинах и ларьках.

Несмотря на всю несуразность жизни, Михайловых в районе жалеют. Особенно жалеют детей и еще их мать. Эта молодая женщина сама по себе добрая, безотказная и достаточно трудолюбивая. Собственно, на ней все пока кое-как и держится. Детей она по-своему любит, старается приласкать, одеть, но полностью находится под пятой у мужа. Не проходит и полгода, чтобы она не сделала очередного аборта или у нее не произошел выкидыш.

Что касается отца, то его окружение не любит, презирает за тунеядство, жадность, пьянство, никчемность. Друзей у него нет. В свою компанию его не принимают даже местные пьяницы. Всегда всем недовольный, он тоже никого не любит и обо всех говорит только плохое. Во всех неудачах обвиняет жену и детей. Никогда не ходит голодный, у детей забирает последний кусок. Пьяным, что случается регулярно, очень страшен. Вообще за бутылку готов ограбить и даже убить.

В школе Яна и Максим несколько раз уличались в мелком воровстве — денег и сладостей у одноклассников. В последнее время многие из соседей опасаются пускать их в квартиры, так как с поличным их ловили на этом неоднократно. По решению КДН Яну поставили на учет в милицию.

В этом рассказе о семье Михайловых воспроизведена в синтезированном виде наиболее типичная внешняя логика развития событий ее жизни, указывающая на принадлежность к группе риска и имеющая значение именно для установления над ней патроната.

Использование case -технологии социальной работы с семьей группы риска.

План аналитической и интерпретационной работы с историей семьи Михайловых:

· 1. Схематическое изображение общей картины семейного случая.

· 2. Анализ семейных систем (моделей).

· 3. Вычленение наиболее важных проблем каждого члена семьи, их положения в семье. Вопросы к различным системным моделям.

· 4. Моделирование ресурсов и возможностей каждого из членов семьи (выдвижение гипотез).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: