Вопросы и задания для самопроверки

· 1. Дайте общую характеристику метода кейс-стади.

· 2. Перечислите признаки метода кейс-стади.

· 3. Классификация типов и жанров кейсов. Способы их представления.

· 4. Структура кейса и принципы его построения.

· 5. Понятие ситуационного анализа и его виды; ситуационные задачи.

· 6. Использование кейс-стади в практике социальной работы.

· 7. Решите следующие ситуационные задачи из области социальной защиты детей.

Задание 1. “Так случилось, что судьба дважды посмеялась надо мной: обманул и второй муж. Аборт делать поздно, да и денег, наверное, не хватит, поэтому я решила продать своего будущего ребенка, чтобы обеспечить хотя бы пищей и одеждой старшую дочь. К тому же ее надо готовить к школе. Мне 26 лет, физически здорова, не пью, не курю. Ребенок наверняка будет здоровым...”

· 1. Определите основную проблему, стоящую перед клиентом.

· 2. В помощи каких специалистов, по вашему мнению, нуждается клиент?

· 3. Разработайте план работы с клиентом.

Задание 2. Анатолий С. из маленького поселка в Свердловской области, как сам исповедуется, молчит о насилии над собой отчима, превратившего мальчишку в полового партнера. Не столько из-за страха перед ним, сколько боится потерять мать, которая тяжело и неизлечимо больна. “Мое признание ее убьет, — пишет парень. — Она очень любит его. Да и без его денег нам с мамой на ее инвалидную пенсию не прожить. Мама целует отчиму руки, молится за него богу. Знала бы она, что он за гад”.

· 1. Определите проблему, которую призван решить социальный работник.

· 2. В контакте с какими специалистами должен работать социальный работник с этими семьями?

· 3. Какие варианты решения этих проблем вы можете предложить?

Задание 3. “Деловая женщина”, правда, нигде не работающая, сдавала одну комнату своей пермской квартиры богатым мужчинам-командировочным. Вместе с ночлегом гостеприимная хозяйка предлагала постояльцам и... свою тринадцатилетнюю дочь. Разумеется, за отдельную плату, чаще всего в СКВ. История всплыла наружу, когда мамаша, сколотив уже небольшой капиталец, захотела сделать путаной с бантиком и свою младшую дочь. Школьница оказалась не готова к бизнесу, открытому мамой в своем доме. Получив с клиента предоплату, девочка выполнять его волю отказалась. На начавшийся в квартире мордобой и вопли сбежались соседи.

· 1. Определите проблему, которую призван решить социальный работник.

· 2. В контакте с какими специалистами должен работать социальный работник с этими семьями?

· 3. Какие варианты решения этих проблем вы можете предложить?

Задание 4. В социальную службу пришло письмо следующего содержания: “Мы, жильцы, убедительно просим принять меры к К. Он и его жена систематически пьют, нигде не работают. К. ведет аморальный образ жизни: привел в дом, где двое детей, постороннюю женщину и сожительствует с ней. Деньги, заработанные старшей дочерью, всегда уходят не в пользу семьи, а на спиртное. Дети К., когда были маленькие, всегда были одеты во что попало, недоедали. Свою шестнадцатилетнюю дочь К. систематически унижал, избивал. 7 октября 1989 г., будучи в нетрезвом состоянии, он избил ее, и она выбросилась с балкона”.

· 1. К какой группе проблем можно отнести данную ситуацию?

· 2. Что прежде всего должен сделать социальный работник, получивший информацию о случившемся?

Задание 5. “У меня нет радости в семье. Там меня бьют, злобно наказывают за любой пустяк. А знаете, кто? Мама! Она обзывает меня, как хочет. Но не думайте, что она пьяница или сумасшедшая, нет, совсем нормальная. Просто в нашем доме появился отчим. Он меня ненавидит и старается внушить это маме. Она и срывает свое зло на мне. Я не выношу своего отчима, в моей душе нет для него места. А меня заставляют любить его и даже звать “папой”. Но никто меня не спрашивал, хочу ли я такого папу. Мне кажется, что отчим нас просто обманул. Мама стала совсем другая. Ведь это совершенно чужой человек не только мне, но, кажется, и маме — иначе она так не кричала бы! Но если она еще ухитряется его любить, то я уже не могу этого сделать, и поэтому мама меня бьет. Но мне кажется, что я так и буду получать всю жизнь от мамы, но себя сломать и назвать нелюбимого и нежеланного человека “папой” я не смогу никогда. Вчера мы поругались с мамой так, что я уже не выдержала и накричала на нее. Я знаю, что нельзя, ну, что мне оставалось делать, если оскорбления сыпались на меня без всякого повода? На этот раз из-за того, что я встала и хлопнула дверью. Просто я уже не могла терпеть всякие гадости, колкости, которые идут в мой адрес, просто невозможно передать на бумаге. Сначала я молчала. Но это, кажется, взбесило маму, и поэтому она стала бить меня по голове и лицу, трепать за волосы. Тогда я поняла, что молчанием не поможешь, и попыталась поговорить, но и это не помогло. По ее словам, я оказалась “выродком”, “психушкой”, “больной”. А все из-за того, что я захлопнула дверь! Уже в 11 часов ночи она хотела выбросить меня за дверь, но почему-то этого не сделала, зато дальше издевалась надо мной, вспоминала моего отца и называла нас “придурками”.

· 1. Определите основную проблему, стоящую перед клиентом.

· 2. В помощи каких специалистов, по вашему мнению, нуждается клиент?

· 3. Разработайте план работы с клиентом.

Задание 6. “В нашей семье жертве было всего 5 лет, когда она впервые подверглась насилию. У моей сестры от первого брака есть дочь Марина, от второго еще двое детей. И совратителем пятилетней девочки оказался нынешний свекор, т. е. отец второго мужа моей сестры. Марина частенько оставалась у новой бабушки. “Дедушка” — свекор под разными предлогами забирал девочку то полы помыть, то в магазин сбегать за хлебом. И вот недавно на свой день рождения Марина осталась у бабушки с дедушкой. Вернулась через день —- грязная, испуганная, какая-то странная. Когда моя сестра подступилась к ней с расспросами, дочь замкнулась, и все. Сестра искупала ее, хотела покормить, но та ничего не ела. А когда ее стали успокаивать и жалеть, Маринка расплакалась и стала рассказывать то, что ее уже давно томило. Оказывается, еще с детсадовских времен, как сказала девочка, дед принуждал ее, где угрозами, где обещаниями купить велосипед, ублажать его. Сестра поделилась страшной тайной с мужем, тот промолчал, и тогда мать написала на свекра заявление в милицию”.

· 1. Определите проблему, которую призван решить социальный работник.

· 2. В контакте с какими специалистами должен работать социальный работник с этими семьями?

· 3. Какие варианты решения этих проблем вы можете предложить?

Задание 7. Проанализируйте приведенные тексты и ответьте на вопросы:

· а) зашли в гости на веселое застолье к жительнице Екатеринбурга муж с женой, а когда уходили на следующее утро, забрали с собой двухлетнюю дочь хозяйки дома. Дело в том, что после пиршества с горького похмелья супруги не обнаружили своего магнитофона. Незадачливой мамаше гости поставили ультиматум: или девочка, или магнитофон;

· б) в региональное управление по борьбе с организованной преступностью обратилась женщина и заявила, что ее трехлетняя дочь находится в руках... няни. Эта 57-летняя женщина, нанятая для присмотра за девочкой, похитила малышку, спрятала, после чего потребовала за нее выкуп — 17 тысяч долларов. В тот же день при обмене денег на заложницу сотрудники милиции задержали злоумышленницу и ее 2 7-летнего сообщника.

· —- Что вы знаете о законодательстве, защищающем права ребенка в подобных ситуациях?

· —- Какие варианты решения проблемы этой семьи вы можете предложить?

· — В контакте с какими специалистами должен работать социальный работник в данной ситуации?

· 8. Решите следующие ситуационные задачи из области социальной работы с семьей.

Задание 1. А. М. 41 год, одна воспитывает тринадцатилетнюю дочь. Она отчаялась от проблем, которые свалились на нее. Смерть близких, уход мужа из семьи, борьба за выживание сказались на здоровье женщины. Она тяжело больна. Из-за длительного лечения в стационарах приходится часто оставлять дочь одну. “Во время моего отсутствия, — написала она, — иногда к дочери заходили соседи, угощали, приглашали к себе. Но надолго взять к себе никто не может: у каждого свои дела и заботы. На лечение приходилось уезжать в другой город. Общалась с ней только по телефону. Никому не пожелаю таких переживаний! Сейчас мы живем на небольшую пенсию. Как-то выкручиваемся, но будущее пугает. Болезнь моя прогрессирует. Есть угроза ампутации руки. И как дальше жить? Не только материальные заботы меня волнуют. Не хватает человеческого тепла, тяготит одиночество и безысходность. А так хочется дружеского участия в трудную минуту!”

· 1. Что вы знаете об организации помощи таким семьям из мирового опыта?

· 2. Какие формы помощи вы могли бы предложить этой семье в условиях вашего региона?

· 3. Может ли эта семья рассчитывать на помощь органов социальной защиты?

Задание 2. Я презираю человека, являющегося мне отцом. Не переношу все, что связано с ним. Мама, прожив с ним почти 20 лет, не видя солнца, счастья, понимания, радости, цепляется за него, видя в нем кормильца в случае, если что-то с ней случится. Ну как ей объяснить, что я хочу жить без него? Хочу не мыть после него бокалы перед тем, как что-то в них налить, а брать уже чисто вымытые, без засохших кусков хлеба, высохшего чая. Как объяснить, что если уйдем от него, то я буду заботиться о ней от всей души? Ведь я прекрасно знаю, что он, когда мама не сможет готовить, пошлет ее ко всем чертям, что кормить ее, заботиться о ней придется мне! Но в этом случае я буду делать это, что называется, “через губу”, только руководствуясь своим дочерним долгом. Сейчас дома идет война: с одной стороны я; с другой — “папочка” и упрямо стоящая на его стороне мама. Она утверждает, что это против нее война, но она обернулась против нее по ее же вине. Ведь она думает то же, что и я, но лицемерит, заставляет лицемерить и меня: ублажать это существо (даже не человека и не мужчину), которое жрет, спит и гадит на каждом шагу. Просить, предлагать, умолять его делать мужскую работу — бесполезно, так как, по его мнению, все на Земле должна делать женщина. Да, женщина должна быть женщиной и матерью! Я хочу маму, а не домохозяйку, которую этот “родственник” из нее сделал! Я ненавижу его за замотанную маму, за свое дурацкое здоровье, за испорченную мою жизнь. Я уничтожила бы его, если бы смогла потом спокойно жить с мамой, стать такой, какая я есть (а не такой, какой быть вынуждена). Но... есть закон, который не посмотрит — гад и мерзавец он или нет...”.

· 1. Назовите основные проблемы, стоящие перед семьей в целом?

· 2. Охарактеризуйте возможные скрытые причины негативного отношения дочери к отцу?

· 3. Какие методы, на ваш взгляд, могут оказаться эффективными при работе с каждым членом этой семьи?

Задание 3. “Пишу вам в надежде, что мне подскажут, как жить дальше. Дело в том, что мы с мужем несколько лет назад удочерили девочку из детского дома. Вскоре муж умер, и дочку я воспитывала одна. Все было хорошо, но вот в прошлом году Света узнала от соседки, что она мне неродная дочь. С этого момента все пошло вкось. Девочка стала уходить из дома, меня перестала слушаться, а однажды даже отравилась, лежала в тяжелом состоянии в реанимации. Сейчас дочери четырнадцатый год, она заканчивает седьмой класс. Учится плохо, часто пропускает школу, ходит на дискотеку, курит. Наших родственников не признает никого. Домой приходит поздно. Я не сплю, жду ее, волнуюсь. Скажите, как мне быть? Очень трудно жить при таких ценах да еще при таком отношении. Окружающие осуждают меня за то, что ее удочерила, а теперь вот мучаюсь. Я наедине со своими проблемами, и мне не с кем посоветоваться. Никто не может понять моего состояния. Пожалуйста, помогите!”.

· 1. Определите основную проблему, стоящую перед семьей.

· 2. Какие методы и формы помощи вы могли бы предложить?

· 3. Разработайте план работы с семьей.

Задание 4. Саше К. десять лет. Ему не было еще и трех, когда без вести пропала его мать. То ли сбежала из опостылевшего ей дома, то ли погибла от чьей-то злой руки, кто теперь скажет. Сашу усыновили почти в 10 лет. Он очень хотел иметь семью, свой дом, папу и маму. Но когда было оформлено усыновление, мальчик почувствовал себя в семье неловко и неудобно. Затосковал о детском доме. Приемные родители взяли из детдома еще и дочку, четырехлетнюю Аню, чтобы Саше не было скучно расти одному. Но вот однажды после незначительной семейной ссоры Саша отправился на автобусную станцию, сел в первый попавшийся автобус и уехал за 40 километров, в другой город. Его нашли. Через некоторое время он снова убежал. Дальше — больше. Чуть что не по нему — на автобус и куда глаза глядят. Детский психиатр признал Сашу нормальным ребенком, но остро нуждающимся в коллективе. Саша захотел вернуться в детский дом. Но и там он повадился бегать.

· 1. Чем вы объясните поведение Саши?

· 2. В помощи каких специалистов, по вашему мнению, нуждаются приемные родители и Саша?

· 3. Разработайте план работы с семьей.

Задание 5. “Пять лет назад у меня была какая-то уверенность, что смогу поставить дочь на ноги. Молодая, здоровая, неужели не заработаю денег, чтобы обеспечить себя и ребенка? Во всяком случае самое необходимое. Два года превратились в сплошной кошмар: не могу обеспечить ребенка даже нормальным питанием. Если бы я могла предположить, в какой беспросветной нищете окажусь, да разве родила бы? Думала, второе замужество спасет нас, но, видно, не судьба. Двоих детей мне не поднять — не выживем. Поэтому обращаюсь в газету с просьбой: “Дорогая редакция! Хочу дать в вашей газете (если возможно бесплатно) не совсем обычное объявление. Может быть, оно покажется вам странным, но от того, опубликуете вы его или нет, зависит моя жизнь. Очень прощу богатых людей купить у меня малютку, которая появится на свет через месяц. Не потому, что не люблю детей, а потому, что живу в нищете. Оплата по договоренности”.

· 1. Дайте характеристику ситуации.

· 2. На основе каких законодательных актов эта семья может рассчитывать на помощь?

· 3. Предложите свои варианты разрешения критической ситуации.

Задание 6. “В нашем доме живет одна молодая женщина. У нее нет родных и близких. Муж ее предал -— испугался трудностей, потому что она тяжело заболела туберкулезом. Пришлось ей двоих маленьких детей держать в разных больницах — сама была при смерти. Тяжело пришлось, но она выжила. Немного встала на ноги и при больнице стала подрабатывать санитаркой, чтобы навещать малышей не с пустыми руками. Подлечилась, забрала детей. Никогда мы не видели ее слез. Всегда она ласковая и приветливая. И никто не подумает, что живет она на хлебе и воде. Того, что она получает по инвалидности, вместе с детскими пособиями едва хватает на то, чтобы заплатить за квартиру, за свет и чтобы у детей было что поесть”.

· 1. Какие социальные службы могли бы поддержать эту семью?

· 2. На основании каких законодательных актов семья может рассчитывать на государственную помощь?

· 3. Разработайте план работы с семьей.

Задание 7. “Тринадцать лет назад от меня ушел муж. Осталась я тогда с семерыми детьми на руках. Самому младшему было полгода. Сейчас четверо детей имеют уже свои семьи, живут отдельно от меня. Трудно было поднимать детей одной. Работала на нескольких работах, только бы их поставить на ноги. Дети выросли, получили образование. Трое еще несовершеннолетние. А здоровье свое я все-таки подорвала. И, несмотря на то, что у меня столько детей, чувствую себя очень одинокой. Сама я выросла в детском доме. Не видела ничего хорошего в жизни. Помогите мне хоть добрым словом. Буду очень рада получить весточку от хороших людей”.

· 1. Какие, на ваш взгляд, следует разработать законные и подзаконные акты, позволяющие решать данные ситуации?

· 2. Какие формы работы можно организовать для взаимоподдержки людей, находящихся в трудной ситуации?

Задание 8. Назовите наиболее типичные трудности, с которыми встречаются неполные семьи.

Задание 9. Какие последствия отсутствия отца для мальчиков и для девочек, на ваш взгляд, существуют?

Задание 10. Назовите наиболее типичные трудности семей с приемными детьми.

Задание 11. Детишки, одному из которых 6 лет, а двум другим по 8, таскали со склада Череповецкого металлургического комбината и переправляли через забор не что-нибудь “игрушечное” и интересное с точки зрения мальчишеских игр, а самый настоящий листовой никель. Как выяснилось, хищение было совершено по подсказке отца самого младшего из жуликов.

1. В контакте с какими специалистами должен работать социальный работник в данной ситуации?

Задание 12. “Детей своих — у меня их трое: пять лет, три года и один год — люблю безумно. Денег на них никаких не жалею, способна купить любую игрушку, любые сладости. Но если они начинают баловаться и меня не слушают... я кричу на них, бью посуду. Дети плачут — я успокаиваюсь. Мне иногда хочется всех детей заново родить и быть доброй матерью. Дети у меня умницы, красивые, они заслужили другую мать — хорошую. Не такую, как я. И с мужем тоже неладно. Дома он все делает, на работе его ценят, но когда выпьет — мне его убить хочется. Или самой умереть. Или стать наркоманкой, пьяницей -— кем угодно, чтобы уж ни за что не отвечать и ничего не понимать. Я не сумасшедшая и не душевнобольная. Может, мне мужа бросить, чтобы не было этих приступов отчаяния, злости, зависти к другим, счастливым женщинам? Ведь у меня много подруг, и все они счастливы. А меня точно проклял кто-то с рождения: ничего не ладится, семейная жизнь не клеится, дети не слушаются”.

· 1. Определите основные проблемы этой семьи?

· 2. В помощи каких специалистов, но вашему мнению, нуждается каждый из членов семьи?

· 3. Разработайте план работы с семьей.

Задание 13. “Оказалась я в очень тяжелом положении и не знаю, как выкарабкаться. Своих сил у меня уже не осталось, я совсем пала духом и нахожусь в отчаянии. Я одна воспитываю троих детей, но с этим бы я справилась. Только в 1990 году у нас сгорел дом, и до сих пор у нас его нет. Районные власти не в состоянии решить наш вопрос. Сейчас мы живем на квартире у родственников, и нас просят подыскивать другое жилье. Снять квартиру мы не в состоянии, купить — тем более. Нам некуда идти. Я устала от беспредельных скитаний и унижений. Может, кто-нибудь сможет нам помочь или кто-нибудь посоветует, как нам жить? Помогите нам, пожалуйста!”.

· 1. Относится ли эта семья к числу многодетных семей?

· 2. Может ли эта семья рассчитывать на официальную помощь со стороны государственной системы социальной защиты?

· 3. Разработайте план работы с семьей.

Задание 14. “Сейчас я стою перед выбором: что делать? Временами готова не избить, а просто убить своего сына. Ему 15 лет, и он — вор и наводчик в какой-то мафиозной группировке. Сначала — по весне — его взяли в оборот ребята во дворе, стали вымогать деньги. Он начал воровать в соседнем подъезде (к великому сожалению, узнала об этом слишком поздно). Затем исчезло все наше семейное золото (подарок на свадьбу, сделанный 18 лет назад). Сами мы так ничего ценного и не приобрели. При четверых детях особенно не пошикуешь, хотя и старались, чтобы все необходимое у них было. Никогда ничего не просили у государства, никакой материальной помощи. Заявила о пропаже золота в милицию. А когда выяснилось, что его украл... мой сын, это было для меня страшным ударом. Тут ему и пришлось рассказать про ребят, что вымогали у него деньги. В милиции пообещали разобраться, и я увезла сына на лето на дачу в надежде, что со временем все образуется. Но стоило нам вернуться в город, как на него опять стали наседать местные ребята. Я их нашла, устроила разборку. В общем, договорились, что никто никому не должен. И вдруг исчезают из моего кошелька две с половиной тысячи рублей. Поплакала, погоревала, но делать нечего, дети есть хотят. Стыдно не стыдно, пошла просить взаймы... А теперь и того хуже. Сын влез в другую группировку и уже сам “снимает” деньги, наводит на таких же мальчишек, как он. Что делать? Что предпринять? Как ему помочь? Настроение паршивое, жить не хочется. Останавливают от решающего шага только малыши — 7 лет и 4 года. Стараюсь, чтобы они не видели меня убитой горем, но не всегда это получается. Вот и реву по ночам, когда все спят. Может, кто-нибудь посоветует, что делать”.

· 1. Что вы знаете о проблемах подростка и причинах, ведущих к антиправовому поведению?

· 2. Разработайте план работы с подростком.

· 3. Разработайте план работы с матерью.

Задание 15. “В нашу семью пришла беда прошлым летом, когда после семилетней счастливой жизни с мужем однажды, сильно пьяный, он избил меня. После этого часто не ночевал дома и вскоре признался, что полюбил другую. Я очень сильно переживала. Дети и я тяготили его, и потом он все же ушел от нас. У нас двое маленьких детей. Вся беда в том, что очень люблю его, постоянно думаю о нем, жду. Часто наступают минуты отчаяния, боюсь потерять рассудок. Близка к самоубийству, но меня страшит ответственность за детей”.

· 1. Назовите основные проблемы, с которыми столкнулась женщина.

· 2. Разработайте план работы с семьей.

· 3. В помощи каких специалистов, по вашему мнению, нуждается клиент?

Задание 16. Семья Жильцовых живет в собственном доме на окраине города К.

Михаил Семенович Жильцов, пожилой мужчина, 74 лет, бывший рабочий медеплавильного завода, временами становится невыносим. Всякий раз, если ситуация кажется ему неудовлетворительной, он начинает вести себя неадекватно и крайне агрессивно. Вера Петровна, его жена, 70 лет, находится постоянно в подавленном состоянии, ей всегда с большим трудом удается сдерживать своего мужа в периоды проявления подобной агрессии. Это приводит к тому, что Вера Петровна сама становится очень нервной, тревожной, начинает реагировать страхом и замешательством на его припадки ярости. Ссоры супругов со временем становятся все более и более ожесточенными. Зоя Михайловна, их взрослая дочь, 43 лет, пытается помочь им.

У Зои Михайловны есть своя семья (муж и сын 15 лет), которую она оставляет в любое время суток, если мать просит приехать. Дочь очень устает и выматывается, а ее муж, 45 лет, грозится оставить семью, так как терпеть подобную ситуацию ему надоело. Мать и дочь пытаются уговорить доктора поместить старого человека в госпиталь. Однако доктор отказывается идти против желания пациента...

Задание (выполняется письменно и индивидуально).

Этап 1: перечислите как можно больше гипотез, объясняющих поведение Михаила Семеновича и его родственников.

Этап 2: к каждой гипотезе предложите последовательность действий для ее проверки.

Этап 3: перечислите меры, которые может предпринять семья совместно с социальными работниками для изменения ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: