Общая картина случая с подробной характеристикой членов семьи

Отец, 30 лет:

· — малообразованный, владеет несколькими рабочими профессиями, окончил ПТУ;

· — коварный, злобный, тщеславный, жестокий;

· —- сентиментален, сексуален;

· — работать и содержать семью не желает, полностью возложил эти обязанности на жену;

· —- паразитирует на детях;

· — не приучен терпеть лишения и ограничивать свои потребности в соответствии с возможностями;

· —- пользуется у окружающих дурной славой, социальный статус очень низкий;

· —- труслив, боится любого, самого справедливого наказания, трепещет перед сильными, безжалостен к слабым;

· —- склонен совершать преступления, когда заведомо известно, что за них не последует никакого возмездия.

Мать, 30 лет:

· —- внешне очень сдержанна, тактична;

· — владеет многими практическими навыками, охотно откликается на предложения заработать, используя эти навыки (шьет, стрижет всех соседей, малярничает, штукатурит и проч.), не требуя щедрых вознаграждений, довольствуется самым малым;

· — в условиях отсутствия “всеобщего благосостояния” профессионально не востребована;

· — зависима, приучена с детства к лишениям и послушанию (детдомовское и интернатское воспитание);

· — эмоциональна, ласкова в обращении со своими детьми, любит животных;

· — терпима к негативным поступкам мужа, часто сама может принять участие в его “подвигах” сомнительного, но некриминального характера, умеет тщательно их скрывать, не отличаясь многословием.

Д-1 — старшая дочь, 10 лет:

· — учится в 3-м классе, старается, дисциплинированная, в школе не дает себя в обиду;

· — житейски развита, но интеллектуально заторможена;

· — сознательно относится к совей роли старшего ребенка в семье, но не всегда ее адекватно интерпретирует, помогает во всем матери, беспрекословно подчиняется родителям, но, когда условия позволяют и все можно переложить на младших, охотно прибегает к этому приему;

· — первая стала ходить по домам и попрошайничать, держа за руку сначала брата, а потом младшую сестру;

· — постоянно озабочена проблемой что-то получить; доминирующая направленность — поиск источников подаяния, отсутствие чувства меры, желание приобретать про запас даже то, что в данный момент не нужно; ненасыщаемость, внешняя незлобивость в случаях отказа; в этом смысле отрицательно влияет на младших детей;

· — отзывчива на просьбы, безотказна в оказании услуг окружающим, что, впрочем, тоже напрямую связано с готовностью и ожиданием получить за это положительное подкрепление, награду.

С — сын, 8 лет:

· — учится во 2-м классе, старается, не замечен в нарушениях дисциплины;

· — по дому имеет свои обязанности (уборка квартиры, присмотр за младшей сестрой, доставка воды из колонки, растопка бани и добыча дров);

· — очень любит мать и панически боится отца, изо всех сил угождает ему, но отнюдь не испытывает при этом только положительные эмоции;

· —- тревожен, напряжен, зависим, завистлив;

· — постоянно озабочен стремлением что-то получить даром, однако последнее время сам стал расчетливо искать способы заработать и заслужить желаемое;

· — кроме появляющейся склонности к присвоению чужого не проявляет пока других общественно неодобряемых действий;

· — при всей внешней незлобивости и покладистости очень ревнив и чувствителен к чужому благосостоянию и успеху.

Д-2 •— младшая дочь, 5 лет:

· — робкая, плаксивая, но открыта хорошему отношению;

· —- очень привязана к близким, однако отчетливо понимает, что отец в доме — источник многих неприятностей и даже конфликтов;

· —- активно используется старшими детьми для добывания подачек со стороны, постепенно все больше сама втягивается в это дело;

· — не обладает в сравнении со старшими детьми в ее возрасте гигиеническими навыками, самостоятельностью, способностью к самообслуживанию;

· — часто оказывается предоставлена сама себе, беспомощна, страдает фобиями (одна боится оставаться дома, страдает энурезом), из-за отсутствия обуви все лето до глубокой осени ходит босиком в любую погоду, а потому подвержена простудам, герпесу.

Жилищные условия семьи:

трехкомнатная приватизированная квартира, плохо и бедно обустроенная, со старой, собранной из разных мест, в том числе и с улицы, мебелью, с окнами без всяких занавесок, с голыми, хотя и чистыми полами. Дети имеют свою отдельную комнату.

Материальное положение семьи:

· —- детские пособия;

· —- случайные сезонные заработки от “даров природы”;

· — нерегулярные заработки матери;

· — небольшой огород;

· — эпизодически получаемые продуктовые наборы и одежда из сэконд-хенда, предоставляемые Михайловым как многодетной семье.

Анализ систем, на которые будет ориентирован патронат. Их количество.

Система № 1. Ориентирована на семью.

Система № 2. Ориентирована на родителей.

Вопрос: что будет, если:

· — Отец так и останется таким?

· — Мать станет сильнее отца?

· — Дети вырастут?

Вопрос к М:

· — Что тогда произойдет с вами?

· — Что случится со всеми и в том числе с детьми?

Система № 3. Ориентирована на детей.

Вопрос: что будет, если:

· — Д-1 станет еще сильнее?

· — С станет большим и сильным одновременно?

· — Д-2 тоже станет сильнее?

Вопрос к Д-1 и С:

· — Что тогда произойдет?

· — Что случится со всеми детьми?

· — Что случится с родителями?

Принять решение по этим вопросам.

Система № 4. Ориентирована на мать и детей.

Мать и все дети одинаково станут сильными или только дети, объединившись, станут сильнее, чем отец.

Вопросы:

· — Что тогда произойдет?

· — Что будет со всеми?

· — Что будет с отцом?

· — Что будет с детьми?

Социальный работник выбирает для работы одну, и прежде всего интегрированную, модель (система 1), включающую в себя работу с обоими родителями и детьми. Возможен, однако, выбор 4-й модели, ориентированной на мать и детей, если выбор 1-й системы окажется неэффективным.

Гипотезы, выдвигаемые по поводу потенциальных возможностей данной семьи и предлагаемой работы с ней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: