Отец, 30 лет:
· — малообразованный, владеет несколькими рабочими профессиями, окончил ПТУ;
· — коварный, злобный, тщеславный, жестокий;
· —- сентиментален, сексуален;
· — работать и содержать семью не желает, полностью возложил эти обязанности на жену;
· —- паразитирует на детях;
· — не приучен терпеть лишения и ограничивать свои потребности в соответствии с возможностями;
· —- пользуется у окружающих дурной славой, социальный статус очень низкий;
· —- труслив, боится любого, самого справедливого наказания, трепещет перед сильными, безжалостен к слабым;
· —- склонен совершать преступления, когда заведомо известно, что за них не последует никакого возмездия.
Мать, 30 лет:
· —- внешне очень сдержанна, тактична;
· — владеет многими практическими навыками, охотно откликается на предложения заработать, используя эти навыки (шьет, стрижет всех соседей, малярничает, штукатурит и проч.), не требуя щедрых вознаграждений, довольствуется самым малым;
· — в условиях отсутствия “всеобщего благосостояния” профессионально не востребована;
|
|
· — зависима, приучена с детства к лишениям и послушанию (детдомовское и интернатское воспитание);
· — эмоциональна, ласкова в обращении со своими детьми, любит животных;
· — терпима к негативным поступкам мужа, часто сама может принять участие в его “подвигах” сомнительного, но некриминального характера, умеет тщательно их скрывать, не отличаясь многословием.
Д-1 — старшая дочь, 10 лет:
· — учится в 3-м классе, старается, дисциплинированная, в школе не дает себя в обиду;
· — житейски развита, но интеллектуально заторможена;
· — сознательно относится к совей роли старшего ребенка в семье, но не всегда ее адекватно интерпретирует, помогает во всем матери, беспрекословно подчиняется родителям, но, когда условия позволяют и все можно переложить на младших, охотно прибегает к этому приему;
· — первая стала ходить по домам и попрошайничать, держа за руку сначала брата, а потом младшую сестру;
· — постоянно озабочена проблемой что-то получить; доминирующая направленность — поиск источников подаяния, отсутствие чувства меры, желание приобретать про запас даже то, что в данный момент не нужно; ненасыщаемость, внешняя незлобивость в случаях отказа; в этом смысле отрицательно влияет на младших детей;
· — отзывчива на просьбы, безотказна в оказании услуг окружающим, что, впрочем, тоже напрямую связано с готовностью и ожиданием получить за это положительное подкрепление, награду.
С — сын, 8 лет:
· — учится во 2-м классе, старается, не замечен в нарушениях дисциплины;
· — по дому имеет свои обязанности (уборка квартиры, присмотр за младшей сестрой, доставка воды из колонки, растопка бани и добыча дров);
|
|
· — очень любит мать и панически боится отца, изо всех сил угождает ему, но отнюдь не испытывает при этом только положительные эмоции;
· —- тревожен, напряжен, зависим, завистлив;
· — постоянно озабочен стремлением что-то получить даром, однако последнее время сам стал расчетливо искать способы заработать и заслужить желаемое;
· — кроме появляющейся склонности к присвоению чужого не проявляет пока других общественно неодобряемых действий;
· — при всей внешней незлобивости и покладистости очень ревнив и чувствителен к чужому благосостоянию и успеху.
Д-2 •— младшая дочь, 5 лет:
· — робкая, плаксивая, но открыта хорошему отношению;
· —- очень привязана к близким, однако отчетливо понимает, что отец в доме — источник многих неприятностей и даже конфликтов;
· —- активно используется старшими детьми для добывания подачек со стороны, постепенно все больше сама втягивается в это дело;
· — не обладает в сравнении со старшими детьми в ее возрасте гигиеническими навыками, самостоятельностью, способностью к самообслуживанию;
· — часто оказывается предоставлена сама себе, беспомощна, страдает фобиями (одна боится оставаться дома, страдает энурезом), из-за отсутствия обуви все лето до глубокой осени ходит босиком в любую погоду, а потому подвержена простудам, герпесу.
Жилищные условия семьи:
трехкомнатная приватизированная квартира, плохо и бедно обустроенная, со старой, собранной из разных мест, в том числе и с улицы, мебелью, с окнами без всяких занавесок, с голыми, хотя и чистыми полами. Дети имеют свою отдельную комнату.
Материальное положение семьи:
· —- детские пособия;
· —- случайные сезонные заработки от “даров природы”;
· — нерегулярные заработки матери;
· — небольшой огород;
· — эпизодически получаемые продуктовые наборы и одежда из сэконд-хенда, предоставляемые Михайловым как многодетной семье.
Анализ систем, на которые будет ориентирован патронат. Их количество.
Система № 1. Ориентирована на семью.
Система № 2. Ориентирована на родителей.
Вопрос: что будет, если:
· — Отец так и останется таким?
· — Мать станет сильнее отца?
· — Дети вырастут?
Вопрос к М:
· — Что тогда произойдет с вами?
· — Что случится со всеми и в том числе с детьми?
Система № 3. Ориентирована на детей.
Вопрос: что будет, если:
· — Д-1 станет еще сильнее?
· — С станет большим и сильным одновременно?
· — Д-2 тоже станет сильнее?
Вопрос к Д-1 и С:
· — Что тогда произойдет?
· — Что случится со всеми детьми?
· — Что случится с родителями?
Принять решение по этим вопросам.
Система № 4. Ориентирована на мать и детей.
Мать и все дети одинаково станут сильными или только дети, объединившись, станут сильнее, чем отец.
Вопросы:
· — Что тогда произойдет?
· — Что будет со всеми?
· — Что будет с отцом?
· — Что будет с детьми?
Социальный работник выбирает для работы одну, и прежде всего интегрированную, модель (система 1), включающую в себя работу с обоими родителями и детьми. Возможен, однако, выбор 4-й модели, ориентированной на мать и детей, если выбор 1-й системы окажется неэффективным.
Гипотезы, выдвигаемые по поводу потенциальных возможностей данной семьи и предлагаемой работы с ней.