Место Федеральной службы судебных приставов в системе права РФ

Власть в Российской Федерации делится на законодательную, исполнительную судебную. Исполнительная власть представлена в виде Правительства РФ, федеральных министерств, служб и агентств, а также органами исполнительной власти субъектов РФ. Несмотря на то, что в самом названии службы присутствует термин «судебный», к судебной ветви власти данный орган никакого отношения не имеет. Федеральная служба судебных приставов (ФССП России)– это федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, подведомственный Министерству юстиции РФ, которое в свою очередь находится в ведении Правительства РФ. А термин «судебный» присутствует постольку, поскольку ФССП и ее территориальные органы являются в качестве уполномоченных органов по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.[1]

Управление Федеральной службы судебных приставов по Мурманской области (УФССП по Мурманской области), являющееся территориальным органом ФССП, в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Министерства юстиции РФ, правовыми актами ФССП России и Положением о территориальном органе ФССП. Территориальный орган осуществляет свою деятельность во взаимодействии с полномочным представителем Президента РФ, в соответствующем федеральном округе РФ, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти, субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. В настоящее время единый процесс исполнения решений судов разделен между тремя государственными органами - судебными приставами, органами внутренних дел и прокуратуры, что является еще одной причиной, не способствующей эффективному исполнению судебных решений, поскольку в законодательстве об исполнительном производстве не урегулирован статус судебных приставов - исполнителей, отсутствуют все нормы, регулирующие действие судебных приставов и других участников исполнения по каждой категории исполнительных действий.[2] В определенной мере Федеральный закон «Об исполнительном производстве» носит рамочный характер и уже, поэтому предполагает наличие по вопросам сферы деятельности федерального закона подзаконных актов, принимаемых не только Правительством Российской Федерации, но и Президентом Российской Федерации, и Министерством юстиции Российской Федерации.

В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов (судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов), и судебных приставов - исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов (судебный пристав - исполнитель). Полномочия и требования, предусмотренные Федеральным законом «О судебных приставах», в равной мере распространяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов - исполнителей.

Деятельность Федеральной службы судебных приставов регламентирована Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе», но в то же время она корреспондирует с работой правоохранительных органов по ряду определенных признаков. В частности, Федеральная служба судебных приставов является единственным органом принудительного исполнения в Российской Федерации.

Судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов, наделены «полицейскими полномочиями» по предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений, задержанию лиц, их совершивших, поддержанию общественного порядка в судебных помещениях, им предоставлено право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.[3] Судебный пристав-исполнитель осуществляет принудительное исполнение, мерами которого являются обращение взыскания на имущество должника, в том числе путем наложения ареста на имущество и его принудительной реализации; обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника; изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе; обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящееся у других лиц.

У судебных приставов-исполнителей отсутствуют полицейские полномочия на задержание, обязанность пресекать правонарушения, но он вправе во исполнение исполнительного документа осуществлять проверку имущественного положения (производить осмотр). Говоря о возможности отнесения ФССП к правоохранительным органам, то необходимо отметить, что судебный пристав-исполнитель не должен предотвращать различные нарушения, влекущие за собой решения судов и иных органов, он должен только исполнять эти решения в принудительном порядке. При обнаружении нарушения законодательства или совершения преступных действий правоохранительные органы пресекают их и затем передают документы по данному делу в суд или иной юридически правомочный орган для принятия окончательного решения. Федеральная служба судебных приставов осуществляет свои полномочия с момента поступления на исполнение исполнительного документа, т.е. после вынесения решения соответствующим органом, и исполняет решение до завершения принудительного обращения взыскания. В эти действия входит и реализация арестованного имущества как составная часть исполнительного производства, которая в качестве функций отсутствует у других правоохранительных органов. Наиболее тесное взаимодействие среди правоохранительных органов Федеральная служба судебных приставов осуществляет с подразделениями Министерства внутренних дел Российской Федерации, налоговыми и таможенными органами по трем основным направлениям:

- принудительное исполнение актов соответствующих органов, в том числе актов о взысканиях имущественного характера;

- истребование документов и материалов, необходимых для принудительного исполнения судебных актов и актов иных уполномоченных законом органов;

- направление в адрес соответствующих органов, учреждений, организаций и должностных лиц предписаний, исполнение которых необходимо для принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также для обеспечения установленного порядка деятельности судов.

Сотрудники органов внутренних дел в пределах предоставленных им федеральным законом полномочий обязаны оказывать содействие судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства при возникновении угрозы жизни или здоровью судебного пристава-исполнителя, а также могут привлекаться для обеспечения правопорядка на месте совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.[4]

Полномочия территориальных органов определены в Положении о территориальном органе ФССП, которое утверждено приказом Министерства юстиции РФ от 25.01.2013 г. № 741. Территориальные органы ФССП действуют в тесном взаимодействии с подразделениями федеральных органов исполнительной власти и с органами исполнительной власти субъектов федерации, взаимодействуя также с администрациями муниципальных образований, различными юридическими лицами и общественными организациями. При наличии согласования с центральным аппаратом ФССП территориальные органы вправе взаимодействовать с представителями органов власти зарубежных стран.

В задачи органов УФССП по Мурманской области входит представление интересов службы в судебных инстанциях, оказание помощи нижестоящим структурным подразделениями в процессе подготовки к судебному процессу по делам об обжаловании действий (бездействий) судебных приставов, обеспечение бесперебойного функционирования информационных систем исполнительного производства и ряд иных задач.

Структура территориального органа УФССП по Мурманской области включает в себя управленческий аппарат, который состоит из государственных служащих, обслуживающего и технического персонала. Руководителями структурных подразделений аппарата являются старшие судебные приставы.

Лицом, которое возглавляет территориальный орган УФССП по Мурманской области, является главный судебный пристав соответствующего субъекта федерации. Он назначается на должность на основе представления директора службы приказом Минюста РФ. Заместители главного судебного пристава назначаются на должность на основании приказа службы, который согласовывается с Минюстом РФ.

На уровне районов действуют paйoнныe, мeжpaйoнныe а также могут быть созданы cпeциaлизиpoвaнныe oтдeлы, которые являются cтpyктypными пoдpaздeлeниями тeppитopиaльныx opгaнoв ФCCП.

Районные отделы возглавляет старший судебный пристав, который подчиняется территориальному органу ФССП.

Таким образом, статус ФССП в РФ определен, как орган исполнительной власти находящийся в тесном взаимодействии с правоохранительными органами.

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: