Учащиеся образовывают 7-8 понятийных групп на основе выделения существенных обобщенных признаков предметов.
Учащимся оказывается только минимальная помощь в виде указания на наличие ошибки. Данный вид помощи способствует полной коррекции ошибочных действий. Преимущественно же ошибки обнаруживаются и исправляются учащимися самостоятельно в ходе самопроверки.
Степень самостоятельной вербализации высокая, что проявляется в правильном употреблении родовых понятий, в умении разъяснить принцип объединения предметов в понятийную группу, назвать дополнительно несколько объектов, которые можно было бы в нее включать.
Проявляется живой интерес к работе: учащиеся охотно, без специальных приглашений приступают к очередному заданию. В основном самостоятельно выполняют последовательность действий, после того, как. усвоили суть задания. Нуждаются в эпизодической стимуляции. 3 спокойной обстановке сохраняют умственную работоспособность до конца задания.
Продемонстрируем это на примере
Марина С. быстро и без ошибок образовала и вербализировала соответствующими родовыми понятиями следующие группы: «посуда», «игрушки», «транспорт», «пища» (сюда вошли картинки с изображением продуктов питания, овощей, фруктов), «животные» (изображения птиц и зверей), «учебные вещи». Внутри труппы «пища» ученица назвала родовые понятия для составляющих ее объектов: «продукты», «овощи», «фрукты». Развернуто пояснила свое решение объединить их в одну группу: «Овощи, фрукты и эти продукты можно есть, они съедобные. Это все пища для людей». Аналогичным образом объяснено объединение изображений птиц и зверей в группу «животные»: «Это все животные. Я сюда положила зверей и птиц, потому что они все живые».
Обследование по данной методике учитель производит в начале первого года обучения. Проводя диагностику в конце года, учитель может обновить содержание задания, подобранные группы предметов.
Методика «Сравнение».
Инструкция: «Расскажи, в чем сходство и отличие предметов, обозначаемых данными словами, составь с каждым из них предложение»:
1. утро - вечер
2. дождь - снег
3. ворона - воробей
4. стол - парта
5. летчик - танкист
6. поезд - самолет
7) молоко - вода
8) корова - лошадь
9) лыжи - коньки
10) маленькая девочка - большая кукла.
Способ обработки по этой и нижеследующим методикам приведенным далее.
Методика «Лишнее слово»
Инструкция: «Из ряда слов убери лишнее по смыслу, объясни, почему ты убрал это слово. Затем оставшуюся группу назови одним обобщающим словом».
1. стол, диван, пол, стул, кровать
2. вишня, капуста, смородина, крыжовник, слива
3. корова, лошадь, овца, волк, свинья
4. пила, лопата, ножницы, весы, топор
5. корабль, поезд, автомобиль, велосипед, дорога
6. нож, тарелка, суп, вилка, чашка
7. ель, береза, яблоня, тополь, рябина
8. дворник, повар, шофер, швея, работа
9. стекло, тетрадь, бумага, линейка, карандаш
10) молоток, лопата, грабли, ручка, пила
4) Методика «Геометрические фигуры».
Порядок проведения: перед учащимся в беспорядке выкладываются разные по цвету ферме и размеру геометрические фигур; (см. рис. 1 в приложении).
Инструкция: «Разложи фигуры на группы так, чтобы в каждой «кучке» были чем-то сходные фигуры».. После того как учащийся сделает первую группировку, ему предлагают разложить фигурки по-другому» после выполнения второй группировки — еще по-другому и т.д.
Возможны следующие варианты группирования фигур:
1) по размеру (две группы),
2) по цвету (три группы),
3. по форме (четыре группы),
4. по признакам цвет-форма (12 групп),
5. по признакам размер-форма (8 групп),
6. по признакам цвет-размер (6 групп).
Обработка результатов
По результатам выполнения всех методик выявляются следующие уровни развития мышления.
Низкий уровень
Учащиеся самостоятельно и правильно выполняют не более 30%. предложенных заданий на сравнение и выделение лишнего слова. При объяснении сходства и различия, при обосновании причин выделения лишнего слова учащиеся опираются в основном на конкретные, несущественные признаки (например, «стол -- парта: оба деревянные», «Корова — лошадь: у них хвосты», «лыжи — коньки: острые», «летчик — танкист: оба в шлемах» или «надо убрать рябину, так как на ней есть ягоды; на ели, березе их нет», «убираем ручку, потому что все остальные — железные»). Встречается примитивное обобщение но ситуативному признаку, (например, «убираем корабль, потому что поезд, автомобиль, велосипед едут по дороге», «уберу тетрадь, потому что линейкой и карандашом рисуем на бумаге; бумага лежит на стекле»). Понятийное обобщение практически отсутствует, обобщения по функции единичны. Словарный запас учащихся ограничен, значений ряда слов они не знают (крыжовник, грабли, тополь, танкист). Учащиеся не испытывают интереса к ситуации обследования, к ответам их постоянно приходится побуждать, они часто отвлекаются, зевают.
В задании на группировку геометрических фигур вместо групп учащиеся выкладывают орнамент, рисунок или просто перебирают фигуры, складывают их друг на друга.






