Методика «Заучивание 10 слов»

Выявляет объем вербальной кратковременной памяти. Испытуемому для запоминания дают 10 слов. Слова должны быть достаточно простыми и не иметь между собой связи. Можно использовать следующие слова: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.

В инструкции испытуемым поясняется, что после предъявления им слов им необходимо повторить их в любом порядке, порядок роли. Фиксируется количество правильно воспроизведенных слов.

Возрастные нормы для этой методики не приводятся, однако известно, что объем кратковременной памяти человека в норме должен составлять 7 ± 2 единицы информации.

Методику «Заучивание 10 слов» С.Л. Рубинштейн предлагает использовать также для характеристики процесса запоминания.

Для этого одни и те же слова зачитываются 5 раз, и испытуемый должен каждый раз повторять их. По полученным результатам составляется «кривая запоминания», которая также может служить для дифференциации нормальных и умственно отсталых детей. У нормальных детей с каждым воспроизведением растет число правильно названных слов, у умственно отсталых этот рост не выражен, воспроизводится меньшее число слов, могут появляться лишние слова.

Если ребенок вначале воспроизвел 8-9 слов, а потом с каждым разом их число снижается, то он отличается повышенной утомляемостью.

3. Обследование смысловой (логической) памяти. (По А.Н. Леонтьеву).

Цель: исследовать развитие смысловой оперативной памяти.

Ребенку зачитывается 15 слов, которые необходимо запомнить; предлагается набор карточек с картинками (см. Приложение 1, рис. 4), которые не являются прямой иллюстрацией к запоминаемым словам.

Инструкция: «Сейчас я буду зачитывать слова, а ты, чтобы их лучше запомнить, будешь выбирать карточку с рисунком, которая поможет тебе вспомнить названное мною слово».

Слова для запоминания: дерево, рука, молоко, кастрюля, дом, полотенце, коробка, мост, гвоздь, кубик, ветер, сапоги, кукла, лопата, лестница.

На выбор карточки отводится не более 30 секунд. Выбор картинки фиксируется.

Затем следует занять ребенка на 15 минут другим видом деятельности. По истечении этого времени ребенку демонстрируются картинки, которые были выбраны при запоминании слов. Ребенок должен назвать то слово, которое он запомнил.

Уровни развития памяти:

Очень высокий (5 баллов) - ребенок воспроизвел все 10 слов.

Высокий (4 балла) - ребенок воспроизвел 7-9 слов.

Средний (3 балла) - ребенок воспроизвел 5-6 слов.

Низкий (2 балла) - ребенок воспроизвел 3-4 слова.

Очень низкий (1 балл) - ребенок воспроизвел 0-2 слова

4. Методика «Воспроизведение рассказов». Направлена на изучение непосредственного запоминания. Варианты предъявления:

· Испытуемому дается лист с текстом рассказа. Инструкция: «Прочитайте с выражением, с чувством, толком, расстановкой». После прочтения испытуемого спрашивают, о чём был рассказ. Проверяется непроизвольное запоминание.

· Испытуемому читается рассказ с инструкцией «Я сейчас прочту короткий рассказ, слушайте внимательно, после того, как я закончу читать, попытайтесь его рассказать как можно ближе к тексту».

· Два рассказа подряд – интерференция. Пр.: «Галка и голуби», «Умная галка» или «Муравей и голубка».

Результаты. Норма: в любых условиях воспроизводят нормально.

Нормальные испытуемые с аггравацией или симуляцией: вычурные ошибки, подчеркнуто противоречащие заданному тексту, например, «охотник укусил муравья».

Шизофрения: в рассказы вплетаются бредовые идеи.

Диффузные органические поражения мозга: смешение событий двух рассказов.

Что ещё дает методика? Шизофрения: особенности речи, аграмматизмы, разорванность. Парафазии, персеверации, застревания и т.п.

5. Методика «Образная память» Л.Ф. Симоновой

Цель: изучение зрительно образной памяти и умение вербализировать образы.

Инструкции: Я покажу сейчас тебе 12 рисунков, а ты назовешь все картинки и постараешься их запомнить. Потом я уберу картинки, а ты постараешься их назвать или нарисовать.

Ход: Ребенку предъявлялись 12 образов, представленных в виде таблицы, в течение 30 сек. Задача испытуемого - нарисовать или выразить те образы, которые он запомнил, через 1-2 сек. после того, как убрали таблицу. См. рис.

Уровни развития памяти:

Очень высокий (5 баллов) - ребенок припомнил 10-12 образов

Высокий (4 балла) - ребенок припомнил 6-10 образов

Средний (3 балла) - ребенок припомнил 4 - 5 образов

Низкий (2 балла) - ребенок припомнил 2 - 3 образов

Очень низкий (1 балл) - ребенок припомнил 0-1 образо

Внимание

1. Запомни и расставь точки.

Цель: определение объема внимания.

Описание: ребенок работает по инструкции с восьмью малыми квадратами, на которых изображены точки. Квадраты сложены стопкой в порядке возрастания количества точек (от 2 до 9).

После каждой демонстрации предлагается воспроизвести по памяти увиденные точки — нанести их на пустую карточку за 15 секунд.

Оборудование: набор карточек из восьми малых квадратов, сложенных в стопку в порядке возрастания количества точек, пустые карточки для заполнения, часы с секундной стрелкой, протокол, простые карандаши.

Инструкция: "Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе показывать одну за другой карточки, на которые нанесены точки, а потом ты сам будешь ставить точки в пустые клеточки в тех местах, где ты видел эти точки на карточках".

Объем внимания оценивается по 10-балльной системе:

БАЛЛЫ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ТОЧКИ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ОБЪЁМА ВНИМАНИЯ

10 6 и более Очень высокий

8 - 9 4 - 5 Высокий

6 - 7 3-4 Средний

4 - 5 2-3 Низкий

0 - 3 1 Очень низкий

Корректурная проба

Цель: диагностика распределения внимания.

Описание: проверить уровень развития способности к распределению внимания можно на простой модели, представленной в многочисленных вариантах корректурных проб (это могут быть буквенные, цифровые матрицы и листы 9—11 с любыми другими простыми фигурами).

Ребенок, просматривая в корректурной матрице каждую сторону последовательно, должен как можно скорее зачеркивать разными способами три каких-либо различных элемента матрицы). Например: елочку — поперечной чертой, мяч — вертикальной, а звездочку — крестиком. Необходимо фиксировать общее время выполнения всей работы (максимум 5 минут). Через каждую минуту взрослый должен отмечать цветным карандашом на бланке (предупредив об этом заранее ребенка, чтобы не сбивать его темп работы) место текущего поиска заданных знаков.

Для такой пробы можно использовать обыкновенную колонку передовицы из газет, вычеркивая в ней три разные буквы в течение 5 минут. По результатам работы можно составить график продуктивности, откладывая по вертикальной оси число просмотренных за минуту знаков, а по горизонтали — время по минутам. Если кривая на графике имеет тенденцию к некоторому повышению в конце работы, равномерную высоту линии в середине и небольшой спуск в начале, то это нормальная кривая распределения внимания (возможны ошибки при высоком темпе работы), с выраженным устойчивым периодом врабатываемости.

Если кривая работоспособности имеет резкие колебания по всей длине или понижение в конце работы, то это свидетельствует о состоянии быстрой истощаемости внимания и сигнализирует о каком-либо неблагополучии психического состояния ребенка (перенапряжение от эмоциональных, физических или интеллектуальных нагрузок; соматическое заболевание, органическая недостаточность ЦНС и др.).

Оборудование: различного вида изображения — фигурные, буквенные, силуэтные и др.; протокол для фиксации параметров; часы с секундной стрелкой, простые карандаши.

Инструкция: "Перед тобой карточка с изображением напечатанных букв. В каждой строчке зачеркивай карандашом только три буквы — А, К, X. Если я буду своим карандашом ставить какие-либо знаки, не обращай внимания и продолжай работать. Приступай к выполнению задания".

Фиксируемые параметры: время выполнения задания.

Нормативы:

- высокий темп - менее 2,5 минут;

- средний - 2,5-3 минуты;

- низкий – 3-5 минут (скоростные характеристики психической деятельности являются индивидуальными для каждого ребенка, здесь не может быть жестких нормативов и прямой связи с уровнем развития интеллекта)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: