Уровень ниже среднего

Учащиеся самостоятельно и правильно выполняют около половины заданий на сравнение и выделение лишнего слова. Опираются не только на конкретные признаки, но и на функции предметов, что говорит о более высоком уровне обобщения (например, «поезд — самолет: на них ездят», «вишня, смородина, крыжовник: из них варят варенье», «нож, тарелка, вилка, чашка; нужны, чтобы есть»). Учащиеся этого уровня способны образовывать обобщения на понятийной (наиболее сложной) основе. Однако количество образуемых понятий не превышает 1-2. (из 20 вербальных заданий), да и те зачастую носят излишне расширенный характер, например: «ель, тополь, береза, рябина — растения», «пила, лопата, ножницы, топор — предметы», «линейка, карандаш, тетрадь, бумага — принадлежности».

Работая с геометрическими фигурами, учащиеся используют лишь один вариант группирования фигур (например, по фирме или по ц -у).

К работе проявляют эпизодический интерес: в основном оживляются тогда, когда слова понятны, близки им по личному опыту. Без побуждения к очередному заданию не переходят, но и не отказываются от работы. Заметно устают, истощаются к концу работы.

Устная речь неразвернута, односложна. Самостоятельных комментариев, добавлений, примеров из личного опыта учащиеся не дают. Нуждаются в постоянном побуждении, активизации, похвале.

Средний уровень.

Учащиеся самостоятельно и правильно выполняют до 60-70% предложенных вербальных заданий. Уверенно и свободно используют обобщение по функции, указывают не один, а несколько конкретных признаков (сами дополнительно описывают предмет). Учащиеся образуют не менее трех-четырех обобщений на основе понятия, причем в большинстве случаев это не расширенные, а конкретные понятия (например, «утро, вечер — время суток», «дождь, снег — осадки», «дворник, повар, шофер, швея — профессии). При работе с геометрическими фигурами выкладывают два варианта групп (например, сначала по форме, потом по величине).

Учащиеся нуждаются в эпизодическом стимулировании. Проявляют интерес к работе, который периодически гаснет, Особенно после трудного задания. Устная речь развернута: самостоятельно аргументируют, приводят примеры.

Уровень выше среднего

Учащиеся самостоятельно и успешно выполняют более 70% вербальных заданий. Указания на несущественные признаки единичны, обобщения образуются как по функциональному, так и понятийному принципу; в ходе выполнения 20 вербальных заданий обобщения-понятия встречаются в пяти-шести случаях. Геометрические фигуры учащиеся раскладывают в трех, и более вариантах.

Они испытывают устойчивый интерес как к процедуре обследования, так и к результатам своей работы, проявляют признаки самоконтроля (поправляют себя, возвращаются к ранее сделанному заданию), самостоятельно переходят к очередному заданию, нуждаясь лишь в эпизодической стимуляции. В ходе работы не отвлекаются. Речь развернута. Учащиеся инициативны: комментируют задания, привлекают примеры из личного опыта.

Данная батарея методик позволяет сделать не только качественный, но и количественный анализ результатов выполнения, который послужит учителю ориентировочной основой для окончательного вывода об уровне развития логического мышления школьника. Процедура количественной обработки данных осуществляется следующим образом.

1. За каждую верно выполненную операцию сравнения по различию и сходству на основе существенного признака или понятия ученику дается два балла Если верно выполнен только один из видов сравнения (указано только различие или только сходство), дастся один балл.

2. За каждое верно исключенное слово с одновременным обобщением оставшихся слов на основе понятия или по функции ученику дается два балла. Если учащийся правильно выделил лишнее слово, но затруднился самостоятельно обобщить оставшуюся группу слов, он получает один балл.

3. За каждый самостоятельно выполненный (или с минимальной мерой помощи) вариант группировки фигур с одновременным называнием основания для группировки учащийся получает два балла. Если учащийся верно сгруппировал фигуры, но затруднился самостоятельно назвать основания для проведенной классификации, он получает один балл.

4. Полученные учащимися по всем трем методикам баллы суммируются. Данный количественный показатель продуктивности операций сравнения, обобщения, абстрагирования позволяет судить об уровне развития логического мышления школьника.

Оценочная шкала

Уровень развития Количество баллов
логического мышления

выше среднего более 32

средний 26-32

ниже среднего 15-25

низкий менее 15

5) Методика "Раздели на группы"

Цель данной методики — оценка образно-логического мышления ребенка. Ему показывают картинку, изображенную ниже, и предлагают следующее задание: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены».

На выполнение всего задания отводится 3 мин.


Оценка результатов

10 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время меньшее, чем 2 мин. Эти группы фигур следующие: треугольники, круги, квадраты, ромбы, красные фигуры (на рисунке они черного цвета), синие фигуры (заштрихованы в линейку), желтые фигуры (в клеточку), большие фигуры, малые фигуры., Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп.

8-9 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время от 2,0 до 2,5 мин.

6-7 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3,0 мин.

4-5 баллов — за время 3 мин ребенок сумел назвать только от 5-до 7 групп фигур.

2-3 балла — за время 3 мин ребенок сумел выделить только от 2 до 3 групп фигур.

0-1 балл — за время 3 мин ребенок сумел выделить не более одной группы фигур.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

 

Память:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: