Нормы в повседневной жизни

Социальная компетентность

знание

повседневных, «само-собой

Жизнь в обществе себе подобных требует от человека знания. Знания о самых разных вещах. Нам нужно знать, что означают те или иные слова, что бы общаться с другими людьми. Нужно знать, что означает то или иное выражение лица людей, с которыми мы общаемся. Нужно знать как нам вести себя в тех или иных ситуациях. Нужно....

. Этот перечень можно продолжать до бесконечности. Объем

разумеющихся»

самого необходимого для жизни знания, которым обладает между людьми. каждый из нас, намного превосходит объем памяти любого

персонального компьютера. Большую часть этого необходимого.


Глава П. Социализация и социальный контроль.                                                                                                113

Постмодернизм внауке    - общийподход,описывающийобщество                              в

терминахинформации    имножественностизнания; связан   сотказом        от

«жесткого» знания, допускает плюрализм теорий, мнений и ценностей; особое внимание уделяет знакам и знаковым системам.

повседневного знания, составляет знание правил. Правил, пронизывающих нашу с вами повседневность. Можно определить знание правил повседневности, как нормативное. Обладание этим знанием составляет сущность социальной компетентности. Социальная компетентность подразумевает умение общаться с другими, понимать их реакции и намерения, прогнозировать их поведение в процессе взаимодействия и т.п. Помимо этого, можно выделить, собственно нормативную компетентность - знание что можно и чего нельзя делать или говорить в тех или иных ситуациях. Таким образом, все нормы и правила, регулирующие жизнь людей, можно рассматривать, как знание. В дальнейшем, мы будем придерживаться именно этого подхода. При этом, мы опираемся на очень

влиятельную в современной гуманитарной науке

системам.

постмодернистскую традицию. В наиболее полной форме взгляд на общество с позиций знания представлен в книге американских социологов П.Бергера и Т. Лукмана «Социальное конструирование реальности». Рекомендуем ее всем, желающим ознакомится с данным подходом подробнее. Согласно этому подходу, знание является главным, центральным элементом любого сообщества людей. Любая активность людей по отношению к друг другу, а чаще всего и по отношению к самим себе, опирается на знание. Учитывая, что социальная активность людей подчиняется правилам, мы можем поставить знак равенства между знанием и нормами. «Стоп, хватит!» - воскликнет читатель, привыкший рассматривать знание, как что-то, имеющее отношение к науке и учебе - «знание - знанием, а сколько людей вокруг никогда ни о каком знании не задумьшаются, просто живут себе, да и все!». Конечно, далеко не все люди имеют отношение к теоретическому знанию. С ним связан достаточно узкий круг людей -интеллектуалов. Однако нужно говорить о сферах знания. Теоретическое


114 Глава П. Социализация и социальный контроль.

знание, объясняющее и описывающее окружающий мир в терминах и понятиях науки, - только одна из сфер знания. Кроме него существуют и другие сферы: религиозное знание, философское знание. Каждая из этих сфер описывает и объясняет свой тип реальности. Очень часто, эти реальности сильно отличаются друг от друга. Мир ученого (кванты, пространство, галактики и т.д.), отличается от мира монаха (спасение души, грех, добродетель и т.п.). Оба они отличаются от мира философа (сущность, бытие, универсалии). Заметим, что мы говорим о различии, а не о противоречии. Однако и ученый, и религиозный деятель, и философ разделяют между собой и с другими людьми реальность повседневности. Повседневность - это то поле, на котором мы играем игру жизни. Это то, что само собой разумеется, и часто, просто не замечается. Повседневность отражена в обыденном знании, общем для всех. Простые и понятные истины, типа «солнце - желтое, вода - мокрая, а Земля - вертится». Сюда же относится знание того, например, что люди плачут, когда у них горе и улыбаются, когда радуются. Что ходить по улице нужно в одежде. Это то, что знают все. Это то, что нужно знать, что бы жить вместе с себе подобными. Я не смогу общаться с другими людьми, если не буду знать, как это делать. Подчеркнем, что упомянутые нами сферы знания отнюдь не абсолютно изолированы друг от друга. Они взаимно пересекаются, подпитывают и обогащают друг друга. Их отношения могут быть представлены в виде схемы.



Обыденное

знание (повседневность)


 


Глава П. Социализация и социальный контроль.                                                                                                115

Обыденное знание образует как бы платформу для других типов знания. В то же время, оно содержит в себе элементы других сфер знания. В обыденном знании присутствуют элементы научных теорий («земля вертится»), философских концепций («права человека»), религиозных учений («грех»).

Обыденное знание не только доступно всем, оно к тому же, принудительно. Принудительно, значит - нормативно. Обыденное знание делает нас «нормальными» в самом общем смысле. «Нормальность» означает знание тех неявных правил и смыслов, которые лежат в основе социальной жизни. Можно говорить о контекстах, как нормативных системах, упорядочивающих и придающих смысл взаимодействиям. Любое поведение обретает смысл в каком то контексте, подчиняясь присущему этому контексту порядку. Сам контекст - это некоторая система норм и значений.


Наше поведение в каждом конкретном случае ориентировано на контекст, - «ситуация радости», «ситуация горя», «ситуация с друзьями», «ситуация с незнакомыми» и т.д. Каждая из этих и любых других ситуаций имеет свои правила и свои значения. Их нельзя смешивать. Например, мы не станем общаться с другом так, как общаемся со случайным знакомым. Мы по разному разговариваем с родителями и друзьями. Таким










Семантически

и - связанный со значением. Например, семантические правила языка определяют значения слов и выражений,

определенный порядок    их употребления.


образом, сама наша повседневность организована нормативно и семантически. Когда семантические и нормативные контексты нарушаются, мы говорим о девиантности. Представим ситуацию, когда два человека идут навстречу друг по городской улице. Оба обмениваются короткими взглядами, осматривая лицо и одежду другого. Подходя ближе, и проходя мимо друг друга, они отводят глаза в сторону, избегая встречного взгляда.


116 Глава П. Социализация и социальный контроль.

Подобное происходит ежедневно, миллионы раз в разных городах разных стран. Эта ситуация абсолютно обычна. Она «нормальна». Девиантность проявилась бы, если бы один из незнакомых прохожих вдруг не отвел бы взгляда и «уставился» бы на другого. Общение с друзьями выстраивается в другом контексте. Здесь свои правила. Например, опять о взгляде. Когда мы беседуем с другом, каждый из нас демонстрирует внимание и увлеченность беседой, время от времени глядя в глаза собеседнику, но, отнюдь не уставившись на него. Слишком пристальный взгляд может восприниматься как знак недоверия или непонимания. Если же разговаривающий совсем не смотрит в глаза собеседнику, то его могут счесть уклончивым, хитрым или странным.

Изучение повседневности чрезвычайно интересно и полезно для девиантологического анализа. Через анализ повседневности мы получаем представление о фундаментальных основаниях нормативности и девиантности. Социологи, описывая повседневность, используют понятие фоновых ожиданий. Фоновые ожидания делают возможным взаимное общение людей. Именно, благодаря их наличию, особенно заметны бывают случаи нарушения этих ожиданий. Подробнее об этом, - ниже.

Фоновые ожидания  -

взаимные

ожидания

участников

социального

взаимодействи

я, что партнер

по   общению

знает «само-

собой

разумеющиеся»

правила,

понимает

контекст

ситуации.______

Взаимное совпадение фоновых ожиданий - норма для людей, принадлежащих к одной и той же культуре. Само понятие культуры, мы более подробно разберем ниже. Сейчас же, отметим, что культуру можно рассматривать, как систему

я, что партнер

по общению знаков, значения которых известны всем людям,

знает «само-

собой                         принадлежащим к данной культуре. Самого человека можно

разумеющиеся»

определить, как существо, способное оперировать знаками и

создавать знаки. «Homo semeioticus», если хотите (от греч.

ситуации.

semeiotos - обозначенный). Наше мышление организовано посредством знаков. Знак - это метка, обозначающая реальный объект или совокупность объектов, т.е. - имеющая значение. Фактически, мыслить -


Глава П. Социализация и социальный контроль.                                                                                                117

значит оперировать знаками (словами, например). Знаки группируются в системы. Так существуют системы жестовых знаков (стандартные позы, жесты и телодвижения), лингвистических знаков (слова), системы физических, материальных знаков (например, крест или особый вид одежды). Язык - наиболее важная знаковая система. Это было подмечено очень давно. Евангелие от Иоанна начинается словами «Вначале было слово». Помимо языка, существуют, конечно, и другие важные знаковые системы, но они, в определенной мере, подчинены языку. Поэтому, важнейшей составляющей культуры является язык. Многие ученые считают, что любая культура имеет именно лингвистические основания. Наше восприятие мира организовано посредством языка. Те из читателей, кто не согласен, пусть попробует представить себе то, что нельзя назвать. Как только вы это сделали, вы уже дали название - «то, что нельзя назвать». Далее, плод вашего воображения может быть описан - словами, типа «это похоже на...» и т.д.

Это, в полной мере относится к повседневности. Контексты повседневности организованы вербально. Доступ к ним мы можем получить, именно через язык. Разумеется, какая-то часть повседневных норм не проговаривается явно, но она всегда подразумевается.

Несмотря на существование множества невербальных сигналов, используемых обычно нами и имеющих смысл для остальных, большей частью наше взаимодействие происходит в форме разговора или беседы. Социологи всегда считали, что язык имеет фундаментальное значение для социальной жизни. Однако подход, концентрирующийся именно на


использовании языка в обыденных ситуациях повседневной жизни, разработан совсем недавно. В языковом общении чаще всего встречается разговор — нерегулярный вербальный обмен, происходящий в неформальных беседах с остальными. Значительный толчок к исследованиям разговора дали работы








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: