Нормативные универсалии -

регулируемыево всех

человеческих обществах сферы

деятельности исоответствующие         им

регуляторы.


присутствуют в той или иной форме во всех, или почти во всех обществах, называются нормативными универсалиями. Их можно назвать базовыми регуляторами, поскольку они образуют фундамент, базу социальных отношений. Без них социальная жизнь превратилась бы в хаос, где исчезли бы сами понятия нормы и отклонения. Говоря об


универсальности некоторых норм, ненужно заблуждаться относительно природы этой универсальности. Речь не идет о содержательной (что именно можно или нельзя) или экспрессивнойкакой форме реализуется запрет или разрешение) универсальности. Мы говорим об интенционалъной (на что направлено, какая сфера регулируется; от англ, intention -намерение) универсальности. Именно в этом проявляется универсальность норм и правил - в том, какие именно сферы человеческой деятельности регулируются. Можно выделить, по крайней мере четыре группы универсальных норм, или, если точнее, регуляторов:

1. Регуляторы картины мира, призванные навязать всем членам сообщества разделяемый контекст взаимодействий - картину мира.


Глава П. Социализация и социальный контроль.                                                                                                125

Любому сообществу требуется некая система идей, объясняющая окружающую действительность, формирующая фоновые ожидания, задающая систему координат «хорошо/плохо», проясняющая смысл существования. Это, без преувеличения, основная группа регуляторов.

2. Регуляторы субординации, призванные упорядочить отношениямежду поколениями и обеспечить управление сообществом,координацию деятельности. Существование сообщества немыслимобез власти и управления, иначе невозможно координироватьдеятельность и ставить долгосрочные цели. Один из основныхатрибутов власти - более высокий уровень компетентности (знаниетого, что нужно делать и как это нужно делать). Это примеруниверсальной (по содержанию) нормы, обращенной к власти. Этагруппа норм опирается на первую.

3. Регуляторы сексуальности, упорядочивающие отношения междуполами, формы воспроизводства поколений. Отсутствие контроля заэтой сферой ведет, если использовать биологическуютерминологию, к вырождению популяции. Во всех культурахдействуют регуляторы сексуального влечения, поэтому смеломожно говорить, что абсолютно никак не контролируемоесексуальное поведение - «универсально девиантно». Посколькулюди - существа двуполые, то эта же группа норм регулируетотношения между полами.

4. Регуляторы агрессивности, упорядочивающие формы допустимогонасилия. Человек одно из самых агрессивных живых существ. Болеетого, эта агрессивность подкреплена мощным интеллектом.Контроль над агрессивностью членов сообщества и возможность ееканализации (направления в определенное русло, например, охотаили война) - условие выживаемости сообщества.


126 Глава П. Социализация и социальный контроль.

Таким образом, нормативные универсалии контролируют наиболее важные сферы человеческой жизнедеятельности. Перечисленные нами группы правил создают нормативный каркас, на базе которого формируются частные нормативные системы. Еще раз хотелось бы подчеркнуть разницу между содержательной, экспрессивной и интенциональной универсальностью. Например, возьмем регуляторы сексуальности. Интенциональность этой группы норм одинакова: направлена на контроль сексуальности и регулирование отношений полов. Содержательный же аспект может быть выражен различно: запрет или разрешение гомосексуализма, запрет или разрешение добрачных половых связей, количество партнеров в браке - все это может сильно различаться. Экспрессивные аспекты: характерные способы сексуальных контактов, степень строгости запретов, специфика наказаний нарушителей, так же могут быть дифференцированы. Аналогично обстоит дело с регуляторами агрессивности. Скажем, запрет на убийство члена своего сообщества (кроме специально оговариваемых исключений, типа смертной казни) есть во всех обществах (интенциональность). Однако формы и спектр этих исключений: разрешение или запрещение дуэлей, право на самооборону - различны (содержательность). Так же, как и возможные обоснования: религиозный запрет, правовой запрет и т.д. (экспрессивность). В полном смысле универсальным является только интенциональный аспект норм.

Антропологи описывают нечто подобное в терминах культурных универсалий.. Во всех культурах существует определенная форма семейной системы, ценности и нормы которой связаны с заботой о детях. Универсалиями являются институт брака, религиозные ритуалы и права собственности. Во всех культурах в той или иной форме содержится запрет инцеста — сексуальных отношений между близкими родственниками: отцом и дочерью, матерью и сыном, братом и сестрой. Антропологи также говорят о существовании многих других подобных универсалий. К числу базовых


Глава П. Социализация и социальный контроль.


127


можно отнести язык. Неизвестны культуры, в которых отсутствовал бы язык со сложной грамматикой. Язык можно рассматривать, как стержневой элемент первой группы нормативных универсалий - регуляторов картины мира. Многогранность феномена языка и его исключительная важность первой группы регуляторов заставляют нас рассмотреть их подробнее.

Картина мира

система идей,

объясняющая

реальность и

место

человека   в

ней. Может

быть

религиозной,

научной,

философской

и т.д.

Язык, картина мира и ценности. Отличительная черта человека -разумность, способность к абстрактно-логическому мышлению и рефлексии (самопознанию). Наличие как норм, так и отклонений возможно только в случае наличия картины мира -некоторой системы идей, дающей ответы на важнейшие вопросы человеческого существования: «Что собой представляет этот мир? Кто я такой? Каковы мои отношения с миром?» Требование иметь ответы на эти вопросы вытекает из

самого качества разумности. Это очень непростой момент, имеющий длительную философскую историю. Что бы не вдаваться в сложные и обширные рассуждения, скажем, что необходимость осмысления мира - онтологическое (сущностное) свойство человека. Почему? - это другой вопрос, вернее комплекс вопросов, связанный с различными взглядами на природу человека.

Гипотеза Сепира-Уорфа

(по           имени

ученых          ее

выдвинувших):

согласно этой

гипотезе, язык

определяет

форму

мышления,

восприятия  и

конструирует

реальность. Т.о.,

«реальность»

разных языковых

групп

различается.

Так вот есть все основания полагать, что наша с вами картина мира организована лингвистически, посредством языка. По крайней мере, именно это утверждает очень влиятельная в научном мире гипотеза

Сепира-Уорфа. Данное положение связано со спецификой абстрактно-логического мышления - отличительного свойства человека. Вообще мышление, как обработка информации извне, из окружающего мира, свойственно и животным. Человека отличает возможность мыслить в понятиях - вторая сигнальная система, с помощью которой


128 Глава П. Социализация и социальный контроль.

мы и связаны с окружающим миром. Как формируется картина мира? Посредством понятий и категорий. Все, что нас окружает, имеет названия. Понятие - это слово, наименование некоей части реальности. Например, мы говорим о тигре. Используя это понятие, нам не обязательно предъявлять собеседнику живого тигра. Встретив «нечто» в лесу, мы можем идентифицировать его, как тигра, отнеся к категории «опасные животные», что определит наш способ реакции (бегство или нападение). «Тигр» - лишь один из элементов нашей картины мира, так же как «опасные животные» -лишь одна из категорий, упорядочивающих эту картину. Все эти вербальные конструкции задают для нас схему действий. Заметим, что большая часть «реальностей», таких, как «тигр», «опасность», «боль» - не всегда даны нам непосредственно, но мы всегда можем ими оперировать. Наша деятельность протекает в рамках этих понятий и категорий, хранящихся в нашем сознании в вербальной форме. Можно ввести в диалог требование: «Не делай этого, а то мне придется причинить тебе боль!» При этом, сама «боль» может не причиняться - вполне может оказаться достаточно предупреждения.

Поскольку, картина мира образует базу для существования всех видов норм, мы, учитывая роль языка в формировании картины мира, можем рассматривать его, как условие и способ существования норм. В языке содержится вся система значений, имеющая отношения к «нормальности» или «девиантности». Для нас непосредственный интерес представляют понятия отражающие представления о норме или отклонении. Помните, как у Маяковского: «Что такое хорошо и что такое плохо?». Кстати, в этой наивной детской книжке замечательным образом подмечена одна важнейшая деталь: поведение, регулируемое нормами («тыкать в книжку пальчик» или «заохав, убежать от вороны») должно включаться в смысловой континуум «хорошо/плохо». Фундаментальные категории, задающие основы картины мира и определяющие мышление и восприятие реальности - это категории Добра (хорошо) и Зла (плохо). Многие ученые, занимавшиеся проблемами


Глава П. Социализация и социальный контроль.                                                                                                129

языка и мышления, подчеркивали дуалистичность последнего, как сущностную, специфическую черту. Практически к любому слову язык позволяет добавить приставку «не», создавая представлении о его антиподе. Почему так? - в рамках настоящего учебника не суть важно. В любом случае, можно констатировать с полной определенностью: НЕТ и НЕ БЫЛО культур и языков, не включавших фундаментальных представлений о добре и зле. Все сказанное нас выводит на важное, для девиантологического анализа заключение: любая нормативная система опирается на ценности, лежащие в основе картины мира. Самое сложное - это прояснить сущность, раскрыть содержание понятий «Добро» и «Зло». Решению этой сложной задачи посвящено немало объемных философских трактатов. Как


Ценности (в

контексте

настоящего

употребления)

базовые представления о добре и зле, лежащие    в основании любой культуры.

говорится в известном афоризме, «никто в точности не знает, что такое добро, но все понимают, что без него было

употребления)

бы очень плохо». Указанная сложность требует от

девиантолога хорошей философской подготовки. Это в первую очередь относится к необходимости давать экспертные

представления о добре и зле, лежащие    в основании любой культуры.

заключения, относительно тех или иных форм поведения

людей. Серьезное изучение проблемы отклонений, требует формулировки оценочных суждений (как бы мы их не избегали), поскольку «нормально/ненормально», почти всегда (бывают исключения) означает «хорошо/плохо». Однако для целей общего научного анализа, достаточным будет знание того, что нормативный контекст опирается на контекст ценностный. Содержание ценностей (что именно хорошо или плохо), в общем -то, доступно. Доступ открывается через знание культуры и формируемое этой культурой представление о мире. Отдельный интерес представляет то, как и в какой форме нормы включаются в картину мира. Этот вопрос мы подробно рассмотрим в третьем параграфе. Сказанное нами о нормативной картине мира, в контексте ее связи с практикой может быть представлено схематично.


130 Глава П. Социализация и социальный контроль.

Приведенная схема показывает (в упрощенной форме) как те или иные компоненты нормативного знания взаимодействуют с нормативной практикой. Схема обобщает идеи высказанные в параграфе, представляя нормативное знание в виде системы взаимодействующих идей и практик различной природы. Разумеется это - модель, т.е. - упрощение реальности, т.к. реальные взаимосвязи между компонентами системы крайне запутаны и трудно уловимы.

Рассмотрев, как существуют нормы в человеческих обществах, двинемся дальше. Для изучения отклонений, очень интересным и важным является знание того, как нормы закрепляются в сознании носителя этих норм - человека. Но сначала подведем итоги.

Резюме:

• Нормы, окружающие нас со всех сторон представляют собой разновидность знания; владение этим знанием обеспечивает социальную компетентность.


Глава П. Социализация и социальный контроль.                                                                                                131

Компетентность проявляется в знании контекстов, формирующих фоновые ожидания, относящиеся к сфере «само-собой»разумеющегося.

Любое культурное пространство организовано нормативно исемантически (смыслы и значения); изучением фоновойнормативной и семантической организации культуры занимается этнометодология.

Хотя нормы, принятые в различных культурах различаются в содержательном и экспрессивном аспектах, можно говорить о интенционалъной нормативной универсальности.

Интенционалъные универсалии представлены четырьмя группамирегуляторов: 1) регуляторы картины мира, 2) регуляторысубординации, 3)регуляторы сексуальности, 4) регуляторыагрессии.

Базой всех нормативных систем служит определенная картинамира, организованная лингвистически; поэтому, язык являетсястержневым элементом нормативности.

Любые нормы так или иначе опираются на закрепленные в языке ценности — базовые представления о добре и зле.














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: