Этнометодология —

изучение

«этнометодо

в» (народных

или

обыденных

методов),

которыми

люди

пользуются

для    того,

чтобы

осмыслить

действия и

речь других.


118 Глава П. Социализация и социальный контроль.

И.Гоффмана, посвященные этой теме. Но наиболее известны в этой области исследования Гарольда Гарфинкеля, основателя этнометодологии.

Каждый человек пользуется своими методами осмысления процесса взаимодействия с другими, причем применяет их неосознанно. Мы можем понять смысл разговора правильно в том случае, если известен контекст ситуации, который не проявляется в самих словах. Возьмем следующий разговор.

А: Как дела?. В: Плохо, скоро выписывают, А у тебя?. А: Нормально, лежу до весны. В: Везет!

Как вы думаете, что происходит? Какие отношения между участниками разговора? Мы можем очень легко понять, что и почему они говорили, если догадаемся, или нам скажут, что это разговор между двумя друзьями, «косящими» от армии. Разговор тогда становится осмысленным и «очевидным». Тем не менее, без знания социального контекста, разговор выглядит странным. Часть смысла находится в словах, а часть в социальном контексте, связанном с разговором. В контексте разговор становится совершенно осмысленным и кажется очевидным.

Большинство малозначительных форм ежедневного разговора предполагает сложное коллективное знание, «вводимое и игру»


участвующими сторонами. Внешне это воспринимается как само собой разумеющееся, но в то же время даже самый незначительный разговор настолько сложен, что до сих пор не смогли создать компьютер, который мор бы беседовать с



Гарфинкель Г.

(1917)

американский

социолог,

создатель

этнометодологи

и. Считал, что

общество, как

объективная    людьми, как мы общаемся между собой. Слова.

используемые в обычной беседе, не имеют точного значения.

реальность несуществует, асводится       к

о ъясняющеи  и и мы <<ПОдЧерКИВаем>> что хотим сказать, или то, как мы

поняли сказанное, используя не высказываемые вслух допущения, образующие фон беседы. Если один человек

интерпретирую                                         L                                                                                                                  

щей

деятельности

людей в процессе

спрашивает другого: «Чем ты занимался вчера?» — то его вопрос, очевидно.

общения.


Глава П. Социализация и социальный контроль.                                                                                                119

не подразумевает ответа типа: «В семь шестнадцать я проснулся, в семь восемнадцать встал е постели, пошел в ванную, и стал чистить зубы. В семь девятнадцать я включил... и т.п.

Фоновые ожидания, посредством которых организуются обыденные разговоры, были основной темой в экспериментах Гарфинкеля, проведенных со студентами-добровольцами. Студенту необходимо было вовлечь в беседу знакомого ему человека, и прояснять смысл любой ремарки и реплики. Случайные замечания, общие комментарии не оставлялись без внимания, активно извлекался их точный смысл. Если кто-то говорил: «Добрый день», — они отвечали: «Добрый — в каком смысле именно?», «Какое время дня вы имеете в виду?» и так далее. Приведем в качестве примера один диалог: А: (приветливо поднимает руку) Ну, как ты? / Б: Как я, в каком смысле? Здоровье, финансы, учеба, душевное спокойствие, мое...

А: (покрасневший и внезапно теряющий самообладание) Вот что! Я только старался быть вежливым. Мне, честно говоря, наплевать, как ты там себя чувствуешь.

Почему при нарушении столь незначительных условностей разговора люди так выходят из себя? Вероятно потому, что стабильность и осмысленность нашей обыденной социальной жизни основывается на взаимном понимании не высказьшаемых вслух общекультурных допущений по поводу того, что говорить и как. Если бы способность воспринимать эти допущения как данность отсутствовала, то осмысленное общение было бы невозможным. В этом случае каждая реплика должна была бы сопровождаться громоздкой процедурой, как показали помощники Гарфинкеля; любое общение в таком случае разрушилось бы. Следовательно, то, что выглядит на первый взгляд незначительным разговором, оказывается фундаментальным каркасом социальной жизни. Именно поэтому нарушения подобных условностей воспринимаются так серьезно.

Бывает, что в повседневной жизни люди нарочно прикидываются игнорирующими подразумеваемые допущения, используемые для


120 Глава П. Социализация и социальный контроль.

интерпретации высказываний, замечаний и вопросов. Это может делаться с

целью дать отпор другим, подшутить над ними, вызвать смущение или

привлечь внимание к двойному смыслу сказанного. Э.Гидденс, в своем

учебнике, приводит классический обмен репликами между родителем и

подростком:

Р: Ты куда-то идешь?

П: Из дому.

Р: Что ты собираешься делать?

П: Ничего.

Ответы подростка прямо противоположны ответам добровольцев в экспериментах Гарфинкеля. В отличие от ненормально настойчивых уточнений, подросток вообще отказывается отвечать по существу, — фактически говорит «Занимайся своим делом». Подросток должен понимать, когда намеренное игнорирование контекста общения возможно, а когда нет. Вряд ли он будет реагировать так же на реплики преподавателей, во время сдачи экзамена.

Большинство, рассмотренных нами примеров нормативной и семантической упорядоченности повседневности, обычно не заметны. «Нормальное» течение жизни не представляет проблемы, поэтому на повседневность редко обращают внимание. Однако, когда происходит «взламывание» повседневной упорядоченности (как в опытах Гарфинкеля), это заметно и вызывает возмущение. Это угрожает нашему миру, основам нашего существования. П.Бергер, говоря об этом, приводит следующий пример. Муж собирается утром на работу. Жена его провожает. Происходит обыденный обмен репликами: «Дорогая, я пошел в контору.» - «Удачного дня тебе дорогой». Все нормально. Эта ситуация не вызывает у ее участников каких-либо проблем. Контекст, присутствующий в обмене репликами разделяется обоими. Он понимает, что значит «удачного дня», она - что значит «контора». Но представьте себе реакцию мужа на небольшое


Глава П. Социализация и социальный контроль.                                                                                                121

изменение ситуации. Все то же самое, но вместо пожелания удачного дня он слышит: «Хорошо дорогой, не забудь захватить с собой ружье». Подобное нарушение контекста заставит его в срочном порядке рассматривать несколько возможных вариантов объяснения ситуации. Скажем, выбирать между объяснениями, типа «я сошел с ума» или «мне послышалось» или «она сошла с ума». Подобная ситуация будет явно девиантной.

Развивая начатое, скажем, что вообще, любые действия опираются на широкий культурный контекст, в рамках которого они и становятся «нормальными» или «девиантными». Можно сказать, что на поступки людей окружающие накладывают, как бы, культурную матрицу, проявляющую «нормальность» или «девиантность поступка». Культура - одно из самых многозначных понятий в современной науке. В литературе можно встретить более ста определений культуры. Мы, используя социологическую трактовку, будем рассматривать ее, как систему норм, ценностей, обычаев и традиций, упорядочивающих повседневность.


Человеческие культуры очень разнообразны. Ценности и

Культура -

система

норм,

ценностей,

идей, обычаев

и традиций,

упорядочиваю

щих

повседневную

жизнь людей

и

регулирующих

социальные

взаимодейств

ия

Культура

система

нормы поведения широко варьируются и часто весьма норм'

J                                                                                  s                             г rj                                                   ценностей,

отличаются от того, что люди, принадлежащие к средиземноморской культуре (к которой принадлежим и мы с вами) считают «нормальным». Мы едим куриц, но не едим котят или щенков, которые считаются деликатесом в некоторых странах. Иудеи не едят свинину, в то время как индусы едят


свинину и избегают есть говядину. Мы считаем поцелуй естественным проявлением сексуального влечения, но во многих других культурах он либо неизвестен, либо признается отвратительным. Все эти особенности поведения являются лишь аспектами широких культурных различий, отделяющих одно общество от другого.

Культура небольших общностей унифицирована, единообразна. В больших индустриальных обществах внутренние культурные различия


122 Глава П. Социализация и социальный контроль.

образуют многообразные субкультуры. В современных городах, например, бок о бок сосуществуют разнообразные субкультурные общности. Особенно это заметно в мегаполисах. В одном только районе Москвы можно обнаружить множество различных субкультурных группировок: китайцев, вьетнамцев, кавказцев, русских, греков и т.д. Все эти группы внутри себя ведут свой специфический образ жизни.

В каждой культуре приняты свои уникальные модели поведения, которые кажутся странными или, даже, девиантными представителям других культурных образований. Часто это происходит по причине отсутствия знания контекста. В переведенном у нас учебнике Э.Гидденса рассматривается в качестве примера культура Накирема, описанная в знаменитом исследовании Хораса Майнера. Приведем фрагмент из этого учебника, хорошо иллюстрирующий важность культурного контекста. Контекста, включающего в себя все многообразие смыслов и значений, задающих основания нормативности.

[ Свое внимание Майнер сосредоточил на замысловатых телесных ритуалах Накирема — по мнению западного человека, весьма странных и экзотичных. Описание Майнера стоит привести здесь целиком.

В основе всей системы верований Накирема лежит убеждение, что человеческое тело уродливо и изначально склонно к болезням и одряхлению. Человек, обреченный иметь такое тело, может надеяться только на действие специфических ритуалов и церемоний. В каждом доме имеется несколько культовых предметов, специально для этого предназначенных. Важнейшим из них является ящичек, вделанный в стену хижины Накирема. В ящичке хранятся амулеты и различные магические снадобья, без которых не может обойтись ни один представитель племени. Снадобья и амулеты, как правило, изготовлены несколькими шаманами, каждый из которых специализируется в какой-то определенной области. Наиболее могущественными из них считаются знахари, и их помощь следует всегда щедро вознаграждать. Однако сами знахари лекарственных снадобий своим пациентам не дают, а лишь определяют их состав и записывают его на некоем тайном и древнем наречии. Наречие это понятно только знахарям и сборщикам


Глава П. Социализация и социальный контроль.                                                                                                123

лекарственных трав и кореньев, которые, опять-таки за подношения и дары, и приготавливают требуемое зелье.

Накирема испытывают почти патологический ужас и благоговение перед своим ртом, состояние которого, по их мнению, сверхъестественным образом воздействует на все общественные отношения. Народ Накирема верит, что если не исполнять определенный ритуал, зубы выпадут, десны начнут кровоточить, челюсти станут шамкать, а самого человека покинут друзья и отвергнут любовники. Дикари также верят в существование прямой связи между оральными и моральными качествами. Например, желая укрепить моральные качества своих детей, они заставляют их совершать ритуальные полоскания рта.

Ежедневный ритуал, неукоснительно соблюдаемый каждым Накирема, включает и специфические манипуляции с ротовой полостью. Однако, несмотря на то, что этот народ столь трепетно заботится об указанном органе, данный ритуал кажется непосвященному просто отвратительным. Мне говорили, что Накирема берут в рот пучок свиной щетины, покрытый магическим порошком, и выполняют там серию каких-то чрезвычайно формализованных движений.

Кто такие эти Накирема и в какой части света они живут? Вы сможете ответить на этот вопрос и идентифицируете описанный ритуал, если произнесете слово «Накирема» наоборот. Почти любое привычное действие покажется странным, если его вырвать из контекста и не рассматривать в качестве элемента специфического образа жизни данного народа.] (Цит. по Э.Гидденс «Социология».М.: Эдиториал УССР, 1999 — 704 с.)


Этноцентризм

Невозможно понять подобные действия и верования вне

ТОГО КуЛЬТурНОГО ЦеЛОГО, ЧаСТЬЮ КОТОрОГО ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ. пристрастное

тъ,

проявляющаяся в попытках оценки другой культуры, по меркам своей

Всякую культуру следует изучать исходя из ее собственных

смысловых значении и ценностей — таково ключевое правило социологии. Социолог стремится в максимально возможной

собственной

степени избежать этноцентризма, то есть попытки оценивать

чужую культуру, сравнивая ее со своей собственной.

Это же правило, в полной мере, относится к девиантологическим исследованиям. В первой главе мы сформулировали это правило, как запрет


124 Глава П. Социализация и социальный контроль.

на ценностные суждения. Там же мы указали на сложности, связанные с выполнением этого правила (скрытое влияние ценностей и необходимость выносить экспертные заключения по поводу «нормальности» тех или иных видов поведения).

Поскольку человеческие культуры весьма отличаются друг от друга, неудивительно, что представители одной культуры часто находят девиантными представления и поведение, принятые в другой. Однако, девиантолог должен уметь убирать шоры своей культуры, если хочет увидеть жизнь других людей в «истинном свете» - их собственном нормативном контексте.

Нормативные универсалии. Среди многообразия культурных норм и контекстов обнаруживаются и некоторые общие черты. Те из них, которые













Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: