Приложения к параграфу

Социализация в будущем?

Антиутопия А. Зиновьева «Глобальный человеиник» является одним из лучших девиантологических исследований, выполненных в художественной форме. Предлагаем читателю выдержки из этого произведения, где показывается, как общество может создавать условия для девиантной социализации. { ...СЕКСУАЛЬНОЕ ОБОЛВАНИВАНИЕ

А л: Почему ты до сих пор не замужем? Женщина ты интересная. Занимаешь неплохое положение на работе. Найти мужа не проблема,


Глава П. Социализация и социальный контроль.                                                                                                159

Р о: Какого-то мужа найти — пустяк. Если бы я обратилась в брачную фирму, предложений последовало бы тысяч сто, не меньше. Но... Есть бесчисленные «но», Знаешь, сколько женщин только в Большом Западе старше двадцати пяти лет не выходило замуж? Больше трех миллионов. Это более тридцати процентов. А во всем ЗС более ста миллионов. Говорит это тебе о чем-нибудь?

Ал: Действует устрашающе. Я знал, конечно, что многие женщины не могут или не хотят выходить замуж, но никогда не думал о масштабах этого явления.

Р о: Плюс к тому полтора миллиона женщин в Большом Западе разведенные, три с половиной миллиона вдовы (женщины живут дольше мужчин). В общей сложности почти половина взрослых женщин живет одиноко.

Ал: Кошмар!

Ро: Это, конечно, не вчера началось. Например, в Германии в конце двадцатого века более десяти миллионов женщин старше двадцати пяти лет жило одиноко, около трех миллионов не выходило замуж. Более миллиона женщин растило детей в одиночку, причем в трудных материальных условиях. Сколько прошло лет! Какие перемены в мире произошли! А в этом отношении — никаких улучшений. Положение даже ухудшилось. Я не хочу тебя запугивать данными о том, сколько семей суть чистая формальность, сколько жен изменяют мужьям и мужей женам, в скольких семьях условия для детей таковы, что лучше бы без таких семей обойтись. Социологи предсказывают, что данные, которые я сообщила тебе, увеличатся в полтора раза.

А л: Так надо что-то предпринять, чтобы остановить этот пагубный процесс!

Р о: Все перепробовано. И безуспешно. Даже еще хуже становилось. Это — неизбежная плата за прогресс. Свобода и доступность секса, противозачаточные средства, пропаганда эротики, фильмы, книги, возбуждающие средства, дороговизна выращивания ребенка, отсутствие уверенности в будущем, независимость стариков от детей, нежелание терять средства, силы и время на детей, черствость детей по отношению к родителям, бесчисленные соблазны... Как от всего этого избавиться?! Можно, но только ценой гибели всей нашей цивилизации. А вернуться в некое неиспорченное прошлое — все равно как из


160 Глава П. Социализация и социальный контроль.

старой проститутки сделать целомудренную и невинную девочку. Кстати, как началась твоя сексуальная жизнь?

Ал: Убого. Стыдно вспомнить.

Р о: Ты еще сохранил способность стыдиться?! Ты инопланетянин?!

А л: Всего лишь провинциал. А как началась твоя сексуальная... карьера?

Р о: Скучно вспоминать. Одним словом — заурядно. Был первый половой акт, но не было никакой первой любви. И второй не было. И третьей... Позднее я прочитала кое-какие старые любовные романы. Мне показалось, будто меня ограбили — я не испытывала ничего подобного. Но в конце концов я решила, что старые писатели врали. Они просто выдумали любовь.

А л: А теперь что ты думаешь?

Р о: Думаю, что секс как теперь, так и раньше был средством оболванивания и без того глупых людей. Проблема секса не есть всего лишь физиологическая, психологическая и нравственная. Она прежде всего есть проблема социальная, поскольку она касается жизни масс людей в ряде поколений. Вот в нашем обществе когда-то совершили сексуальную революцию. Едва избавились от ее ужасных последствий, как поторопились совершить вторую, еще более ужасную. Думаешь, по злому умыслу? Или из добрых побуждений? Ничего подобного! Специалисты установили снижение сексуальности западоидов, нарастание импотенции и патологических явлений. Требуются все более сильные возбудители. Где их взять? Не в старых же романах?! К тому же манипулировать современными массами людей без ориентации их на секс просто невозможно. Все средства пропаганды приедаются и теряют эффективность. А секс как средство оболванивания масс вечен. Когда он приедается и надоедает, он все равно держит людей в своих когтях, вынуждая на еще большие извращения. Между прочим, тебе не повредило бы посещение секс-школы.

А л: Я смотрю уроки секса по телевидению.

Р о: Это все равно как учиться боксу, глядя, как дерутся другие.

А л; А что мне даст эта школа? Вряд ли я стану от этого привлекательнее как любовник.

Ро: Дело не в этом. Ты будешь увереннее держаться. Это будет замечено, и твои шансы остаться на основной срок повысятся. Учти, у нас секс-школа — это


Глава П. Социализация и социальный контроль.                                                                                                161

нечто вроде «университета марксизма-ленинизма» в коммунистических странах в твоем любимом двадцатом веке. ]...

[...ПУТЬ В СВЕРХЧЕЛОВЕКИ

После первого же занятия в секс-школе у меня появилось такое ощущение,

будто меня стараются окунуть в помойку всего самого гнусного, грязного и отвратительного, что люди изобрели за свою долгую историю. Я сказал об этом Филу.

Р о: А ты надеешься добиться благополучия и успеха, оставшись чистым и непорочным?

А л: Я думал, что я уже был достаточно испорчен для этого. Ро: Твоя испорченность наивна и примитивна. Это — детская испорченность. Тебе предстоит еще пройти школу порчи зрелого человека. Секс-школа — это лишь подготовка к порче всеобъемлющей и всепроникающей. Пройдя ее, ты будешь потом с грустью вспоминать свою прошлую испорченность как состояние чистоты и невинности. А скорее всего ты вообще позабудешь о том, что нечто подобное было когда-то. Ты будешь уверен в том, что ты уже в утробе матери был растленным существом. Тебя приучат к этой мысли. А л: Ты пугаешь меня?

Ро: Нет, я лишь предупреждаю об этом как человек, уже прошедший через это. У человека надо прежде всего разрушить все изначальные табу и иллюзии, погрузив его в пучину сексуального маразма, чтобы у человека не осталось ничего святого.

Ал: Но зачем это?!

Ро: Чтобы облегчить тебе путь превращения в сверхчеловека.

Ал; Я до сих пор думал, что это падение в бездну разврата, а не возвышение над человеческим уровнем.

Ро: Нет, это не просто разврат, это — разврат, разработанный профессионально и поднятый на высоты культуры и идеологии.

Ал: А если я не хочу на эти высоты?

Ро: Увы, нам не дано уклониться от этого. Мы, западоиды, обречены подниматься на высоты того, что раньше считалось и до сих пор еще многими считается моральным разложением и деградацией.

Ал: Я не хочу становиться сверхчеловеком. Я хочу стать просто человеком.


162 Глава П. Социализация и социальный контроль.

Ро: Что значит стать просто человеком? Ладно, не будем спорить о словах. Я догадываюсь, что ты имеешь в виду. Представь себе, есть некая школа, в которой учат, как стать «просто человеком». Чему тебя стали бы учить в ней?

Ал: Лучшим человеческим качествам. Верной и бескорыстной дружбе. Чистой и беззаветной любви. Отзывчивости. Бескорыстию. Честности. Правдивости. Уступчивости. Доброте. Щедрости. Хватит?

Ро: Вполне. Вот ты с удовольствием учишься в такой школе человечности. Оканчиваешь ее. А дальше что? Где ты будешь жить? Где работать? С кем общаться? Где найдешь верного друга? Где найдешь чистую любовь? Как проявишь свое бескорыстие, честность, правдивость, искренность? Ты просто не найдешь уголка в нашем мире для проявления своей человечности. Тебе не дадут быть «просто человеком».

А л: Но ведь можно всех обучать в такой школе!

Р о: Ты, конечно, шутишь. Сколько веков Церковь пыталась сделать людей хотя бы отчасти «просто людьми»! А результат?! Сколько усилий приложили коммунисты в России, чтобы воспитать «нового человека»! А результат?! Много ли ты в жизни встретил существ, о которых можно было бы сказать, что они суть «просто люди»?! Хочешь быть «просто человеком»? Что же, будь им. Только учти, одно дело — отдельно взятый человек, и другое дело — когда их много. Не идеализируй человечность как качество больших объединений людей. Поезжай в Россию. Там этой человечности в избытке. Только в реальности это ничуть не лучше нашей сверхчеловечности. Можешь даже в БЗ найти человечность. Знаешь где? В районах трущоб. В субкультурах выходцев из ЕАС и Четвертого Мира.

А л: Выходит, мы обречены? В чем ты видишь конечную причину этой предопределенности?

Р о: В том, что мы западоиды. Мы стали такими в результате неповторимой биологической и социальной эволюции. Повернуть эволюцию вспять или даже изменить ее направление уже невозможно. Будем доживать свою историю до конца В ЭТОМ качестве.] (Источник: Зиновьев а. Глобальный человейник. - М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф,2000. с. 166-168; 232-234.)

Вопросы для самопроверки:

1. В чем разница между индивидом и человеческой личностью?


Глава П. Социализация и социальный контроль.                                                                                                163

2. О чем свидетельствует феномен «диких детей»?

3. Каков объем приобретенного поведения у человека, по сравнению сживотными?

4. В чем проявляется когнитивный аспект социализации?

5. Что такое когнитивная девиантностъ?

6. Что такое интернализация норм? С чем она связана?

7. Перечислите стадии интернализации.

8. На какой стадии происходит формирование обобщенного другого? Чтоэто такое?

9. Кто такие агенты социализации? В чем заключаются их функции?

10. В какие периоды жизни человека агенты первичной социализации играютведущую роль в его формировании?

11. Чем отличаются агенты вторичной социализации? Можно ли говоритьо возможном негативном воздействии на личность со стороныинститутов социализации?

12. Что такое эмоциональная нормативность?

13.Вспомните стадии легитимации норм. Чем они отличаются? 14.В каком смысле говорят о социализации, как о процессе ограничения спонтанной активности человека?






Социальный контроль.

Определив, каким образом нормы существуют и как они закрепляются.



Социальный контроль

процесс

контроля  со

стороны

общества или

группы    за

соблюдением

существующих

норм,

включающий

средства

принуждения.


мы теперь подходим к проблеме анализа взаимного процесса социального контроля, являющегося важной частью анализа девиантности. Социальный контроль связан с процессом,


164 Глава П. Социализация и социальный контроль.

посредством которого группа или общество настаивает на принятии индивидом норм, приспособлении к своим требованиям и ожиданиям. Социальный контроль включает два основных элемента: социальные предписания и социальные санкции. Предписания - это нормы в широком смысле - запреты, разрешения, пожелания или требования каких-то действий. Указанные четыре группы норм являются универсальными. Любая норма будет относится к одной из этих групп. Примером запрета, налагаемого обществом (группой) может служить запрещение инцеста (нельзя!). Разрешение можно проиллюстрировать на примере предпринимательской деятельности (можно!). Различие между требованием и пожеланием хорошо иллюстрируют нормы патриотизма: требование защищать Родину, в случае войны ступая в армию (нужно!) и пожелание героизма на войне (желательно!, но не обязательно — т.к. все не могут быть героями). Санкции - это меры поощрения и наказания, используемые обществом для исполнителей/нарушителей норм. Как правило, эти воздействия применяются в комплексе - исполнение нормы предполагает поощрение, нарушение - наказание. Кто-то из читателей не применет задать вопрос: «Насчет наказания - спору нет, но какие поощрения влечет за собой, к примеру, исполнение законов? - Никаких!». Ответим,- Вы не правы, уважаемый читатель. Исполнение законов вознаграждается возможностью пользоваться разрешенными социальными благами, реализовывать свои личные цели (не идущие в разрез с законом), социальным одобрением. Просто большинство людей воспринимает эти блага, как нечто «естественное» - норму, но никак не поощрение. Однако в случае лишения возможности пользоваться этими «естественными» благами, их привлекательность проявляется очень сильно. Воспоминания заключенных фашистских концлагерей (да и современных тюрем и «зон») свидетельствуют: первое время после освобождения самые обыденные вещи (возможность пойти куда хочешь, по своему желанию есть или спать и т.д.)


Глава П. Социализация и социальный контроль.


165


воспринимаются как величайшее благо. Неубедительно? Попробуем развить мысль о санкциях, с помощью примеров.

Пример 1. Возьмем норму уважения к старшим. Например, пользуясь общественным транспортом, мы обязаны уступать место старшим. Если мы этого не делаем, то сталкиваемся с наказанием: общественным осуждением по схеме «Вот какая нынче молодежь пошла!». Скорее всего, мы столкнемся


и с социальным давлением - принуждением к выполнению нормы: «Что вы сидите?! Уступите бабушке место!».

Пример 2. - война. Если мы отказываемся рисковать жизнью и служить в армии во время войны (требование) (без объективных оснований, типа болезни или важности нашей работы в тылу и т.д.), нас ждет серьезное наказание - суд, тюрьма, штрафбат, а то и расстрел по законам военного









Социальное давление

реакция

общества

(группы),

принуждающая к

выполнению

нормы; обычно

принимает вид

осуждения,

насмешки,

отторжения и

т.п.


времени. Если мы просто служим, участвуя в военных действиях, то нас поощряют: «фронтовые 100 грамм», льготы военнослужащим, если останемся в живых - льготы, как участникам военных действий. Если же мы проявляем героизм во время военных действий (пожелание), то нас могут поощрить медалью или орденом или внеочередным отпуском. Поощрение будет более серьезным, чем в случае простого исполнения требования служить.

Престиж

(поведения илидеятельности) - результатположительнойоцен-киобществом(группой) этойдеятельности,выражающейся всоциальном одоб­рении                   ипризнании,большом объемематериальных идругихвознаграждений.

Пример 3. Рассмотрим занятие бизнесом, как разрешающую норму. В этом случае вознаграждение за ее реализацию - те материальные выгоды, которые мы можем получить в результате. Соответственно,

наказание - отсутствие этих выгод. В данном случае, вотличии от предыдущих примеров, мы сами можемманипулировать поощрениями и наказаниями. Хотя,справедливости ради, нужно заметить, что

самостоятельность эта не является абсолютной, определенное


166 Глава П. Социализация и социальный контроль.

давление наблюдается и здесь. Давление в виде желательности материального благополучия и нежелательности его отсутствия, отраженных в общественном сознании. Кроме того, существует понятие престижа, связанное с тем или иным видом деятельности. Престижная деятельность становится не просто разрешенной, она становится желательной. Это может сильно менять соотношение поощрений и наказаний. Сравним, например, бизнес, как разрешенную и очень престижную в нашем обществе сегодня форму поведения и занятия наукой, как разрешенную, но менее престижную деятельность. Социальных вознаграждений значительно больше в первом случае: деньги, высокий статус, возможность пользоваться разнообразными благами и услугами, властные возможности и т.д.

Таким образом, мы с вами сделали интересное наблюдение: существенной характеристикой поведения, регулируемого разрешающими нормами, является факт престижности/непрестижности этого поведения. Отсюда вывод: разрешающие нормы содержат в себе ресурс принуждения, проявляющийся в более высоком вознаграждении престижного поведения. В этом случае мы можем говорить о переходе разрешения в пожелание или даже требование. Более того, степень престижности/непрестижности деятельности (поведения), может выступать в качестве санкции поощрения/наказания. Сам факт престижной деятельности, часто служит для человека вознаграждением: опросы показали, что менеджеры, часто отказываются сменить работу на менее престижную, но более высоко оплачиваемую.

Все случаи применения санкций и выполнения/нарушения норм связаны с процессом приклеивания ярлыков. Что бы пояснить сущность этого процесса, придется снова обратиться к языковому аспекту социальных практик. Дело заключается в маркирующей функции языка. Она проявляется, как явно, так и неявно. Когда кто-то говорит нам о «трудных детях», «неисправимых преступниках», «честных тружениках», «достойных


Глава П. Социализация и социальный контроль.                                                                                                167

гражданах», по сути мы сталкиваемся с негативными или позитивными определениями тех или иных людей. Маркирующая функция языка опирается на первую группу нормативных универсалий, выделенных нами в предыдущем параграфе (регуляторы картины мира). По сути, слова и выражения языка, имеющие отношение к нормам, их соблюдению или нарушению, являются оценками поведения, по ценностной шкале «хорошо/плохо». Когда мы называем кого-то девиантом, мы приклеиваем ярлык - даем вербальную оценку поведения. Оценку публичную, т.е. доступную всему обществу (группе) или какой-то его части (пусть даже нескольким людям). Помимо маркирующей функции языка, для темы контроля большое значение имеет репрезентативная функция: функция отражения действительности. Как мы уже говорили, реальность организована семантически и лингвистически. Те слова и выражения, которыми мы описываем мир, влияют на наше к нему отношение, нашу позицию - т.е. это контроль за нашим восприятием мира. Неслучайно многие ученые-лингвисты сегодня бьют тревогу по поводу «мутации» русского языка. Вместе с языком меняется реальность, которую этот язык отражает. Простой пример: проникновение иноязычных элементов. Так, слово «коммерция» это совсем не то, что «спекуляция». Это разные смысловые оценки определенного вида поведения. Но ведь содержание этого поведения практически одно и то же, по крайней мере, в нашей стране. В подавляющем большинстве случаев, «коммерция» в современной России - это перепродажа чего-либо, с целью получения выгоды. В «застойное» время этот тип поведения трактовался, как «спекуляция». Таким образом, использование разных лингвистических единиц для обозначения одного и того же поведения, позволяет делать последнее легитимным или нелегитимным. Отметим, что анализ процесса социального контроля в этом параграфе осуществляется именно с позиций теории наклеивания ярлыков, подробнее о которой мы будем говорить в следующей главе.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: