люди и
институты, создающие и
щие нормы
лапизация и социальный контроль.
Социальный контроль протекает при помощи агентов - людей, облеченных властью, которые пытаются (часто успешно) применить ярлык девианта к тем, кто не
приспосабливаются к требованиям общества. Те, к кому успешно был
| Институциональн ый - действующийв системе социального института. С.и. - устойчивая модель отношений между людьми, воспроизводимая от поколения к поколению; организованная посредством упорядоченной системы статусов и ролей, что обеспечивает безличный характер деятельности не |
| личности, статусы) |
применен ярлык, являются девиантами. Можно делать различия между двумя основными типами агентов социального контроля: 1) создатели правил, 2) проводники правил. Первые разрабатывают правила и поддерживающие их санкции, адаптирую существующую нормативную систему к реалиям текущего момента. Вторые следят за выполнением норм и применяют санкции. В свою очередь, и те и другие могут действовать в формальной или неформальной сфере. Формальные агенты действуют в поле закона - системы норм, обязательной к исполнению для всех членов общества. Функции формальных агентов, как создателей и проводников норм закреплены законодательно и, чаще всего, носит институциональный характер. Функции создания и проведения правил являются для них доминантными (главными). К неформальным агентам относят тех создателей и проводников правила, для которых эта деятельность не является законодательно обязательной. Функции создания и проведения правил не являются для них доминантными, а скорее -вторичными. Кроме того, можно говорить о явном и о латентном (неявном) социальном контроле со стороны неформальных агентов. В первом случае сам факт контроля остается открытым и доступным наблюдению, во втором - не заметен и может не осознаваться. Сказанное можно представить в виде таблицы:
Глава П. Социализация и социальный контроль.
169
Агенты социального контроля
|
| ||||||
| Тип агента | Форма существования | реализуемые функции | форма деятельности | |||
| С | формальные | Государственные и | Нормотворчество в | Преимущественно | ||
| О |
| международные | законодательной, | институциональная, | ||
|
| законодательные органы; | религиозной, культурной | публичная; | |||
|
| управленческие структуры | и научной сферах; | деятельность | |||
| Д |
| религиозных организаций; | формирование | ориентирована на | ||
| а |
| крупнейшие научные и | юридической, | всех членов общества | ||
| т |
| культурные сообщества; дома | религиозной научной и | (юридическая сфера)/ | ||
| е |
| мод. | культурной картины | сообщества | ||
|
| мира. | (научного, | ||||
|
| религиозного и т.д.) | |||||
| и | нефор | действу | Институт общественного | Нормотворчество в | Частично | |
| мальн | ющие | мнения, «лидеры мнений» - | сферах повседневности, | институциональная, | ||
| ученые, писатели, деятели | «подавание примера», | ориентирована на | ||||
| ые | явно | искусства, «звезды» в широком | общественный | определенные группы | ||
| смысле. | консенсус; уточнение | (аудитории), хотя | ||||
| картины мира | возможна ориентация | |||||
| и на все сообщество. | ||||||
| действу | СМИ, медиа-индустрия (теле-, | Создание идеалов для | Неявно | |||
| ющие | радио-, видео-), популярная | подражания, жизненных | институциональная; | |||
| литература, глобальные | моделей; конкретизация | ориентирована на | ||||
| латентн | бизнесе-организации (ТНК и | картины мира, | целевые аудитории | |||
| о | ТНБ) | продвижение | массового общества. | |||
| информационных и | Внешне | |||||
| других продуктов, | ориентирована на | |||||
| станд артизация | выполнение других | |||||
| потребления. | функций. | |||||
|
|
| |||||
| п | формальные | Силовые структуры | Поддержка и контроль за | Явная, | ||
| р |
| государства (МВД, | исполнением формальных | институциональная, | ||
| S |
| прокуратура, суды); | правил, создаваемых | ориентирована на | ||
|
| официальная медицина (врачи, | формальными агентами, | конкретные сферы | |||
| в |
| психиатры); органы | социализация, прямое | формальных норм, | ||
| 0 |
| исполнительной власти; | обучение нормам. | носит публичный | ||
| Д |
| комитеты и комиссии по |
| характер. | ||
| н |
| надзору и контролю |
| |||
| и |
| (сопровождают любую, |
| |||
|
| деятельность, регулируемую |
| ||||
| к |
| законом), школы, родители. |
| |||
| и | нефор | действу | Взаимодействующие члены | Повседневный контроль, | Как | |
| мальн | ющие | сообщества (эффект взаимного | мотивация к | институциональная, | ||
| контроля); люди с повышенной | нормативному поведению, | так и не | ||||
| ые | явно | гражданской (общественной) | реализация нормативных | институциональная, | ||
| ответственностью; система | матриц (шаблонов) | ориентирована на | ||||
| образования, обычаи, традиции. | действий, косвенное | поддержку основ | ||||
| обучение. | повседневности, как | |||||
|
| публичный, так и | |||||
|
| частный характер. | |||||
| действу | СМИ, медиа-индустрия (теле-, | Продвижение и поддержка | Частично | |||
| ющие | радио-, видео-), популярная | «стилей жизни», создание | институциональный | |||
| литература, «стильная | нормативных примеров | характер, | ||||
| латентн | публика» - поклонники моды, | (под уже существующие | публичная, внешне | |||
| о | известные личности, Интернет, | нормы), упорядочивание | ориентирована на | |||
| язык и коммуникация. | повседневных | другое | ||||
| индивидуальных и | (развлечение, | |||||
| массовых коммуникаций. | информирование, | |||||
|
| коммуникация). | |||||






