Объем инстинктивного и приобретенного поведения у человека и у животных


144 Глава П. Социализация и социальный контроль.

Научение                               Инстинкты

Таким образом, наше поведение - результат обучения. В полной мере сказанное относится к нормативному поведению, поведению «по правилам». С раннего детства мы начинаем учить и усваивать правила. Мы учимся быть «нормальными» членами общества. Каждый из нас в полном смысле учится быть человеком. Как это происходит? На этот вопрос мы и постараемся ответить.

Читатель может возразить: «Разве быть человеком нужно учиться? Разве грудной младенец - не человек?» Давайте подумаем. Какой смысл мы вкладываем в понятие «быть человеком»? К контексте нашего изучения девиантности, важнейшей чертой человека является знание правил и норм взаимодействия. Маленький ребенок, конечно человек, но человек только в одном аспекте - биологическом. Он еще не является человеком ни в психологическом, ни в интеллектуальном, ни в социальном отношении. Из биологического индивида ему предстоит превратиться в социальное существо, с развитым интеллектом и гибкой психикой. Описывая этот процесс, ученые используют термин социализация. Нарушения этого сложного и длительного процесса являются одним из основных источников различных отклонений. Показательна в этом отношении история «Аверонского дикаря». В 1799 г. в лесах Аверона на юге Франции охотники нашли мальчика, который, по видимому, жил там один. Мальчик не был похож на человека в психологическом плане, а отчасти, даже, в физическом, он передвигался на четырех конечностях, ел как животное и кусал тех, кто к нему приближался. Обоняние и слух были у него чрезвычайно развиты. Он был способен ходить голышом в мороз или вытаскивать пищу из очень горячей воды, что не доставляло ему никакой боли. Он издавал лишь нечленораздельные звуки и крайне настороженно воспринимал людей. Молодой врач Итар предположил, что данные симптомы - следствие ранней и длительной изоляции от людей. Итар был убежден, что путем надлежащего


П


Глава П. Социализация и социальный контроль.                                                                                                145

обучения ему удастся вернуть мальчика в лоно общества и дать ему возможность жить нормальной жизнью. Однако, после пятилетних усилий Итар вынужден был признать, что никогда, видимо, не достигнет своей цели. К юношескому возрасту Виктор (так назвали мальчика) научился узнавать некоторые предметы, понимал несколько слов и умел их произносить, мог написать и прочитать некоторые из них, не очень представляя себе их значение; но вскоре он перестал делать успехи. Попытки приучить Виктора к общению потерпели полную неудачу. Он так никогда и не научился играть или вступать в какие-либо другие отношения с людьми, а его сексуальное поведение было в полной мере животным. Вплоть до смерти в возрасте около 40 лет никаких изменений в его поведении не наблюдалось.

Как человек, Виктор был явно девиантом, хотя его можно было считать вполне нормальным для жизни в лесу. Он не знал и не мог пользоваться схемами реальности, используемыми другими людьми - т.е. не имел социально-адекватного знания об окружающем мире. Его психика, реакции и восприятие отличались от аналогичных свойств «нормальных» людей. Наконец, он не имел представления о морали или нравственности.

Таким образом, мы выделили три главных аспекта социализации: когнитивный, психологический и нравственный. Их разделение очень условно - все три аспекта тесно связаны между собой. Только совместное наличие всех трех аспектов обеспечивает надлежащее усвоение норм и правил социальной жизни.

Нормы и интеллектуальное развитие. Знание норм и социальных контекстов предполагает наличие развитого интеллекта. Интеллект - это наш способ постижения мира. Без него невозможно ни знание норм, ни самооценка собственно поведения, ни прогнозирование последствий нарушения норм (в виде наказания, например). Попробуем рассмотреть подробнее процесс интеллектуального развития.


146 Глава П. Социализация и социальный контроль.

Согласно идеям французского психолога Ж.Пиаже, развитие когнитивных способностей является результатом адаптации ребенка к внешнему миру. Поскольку человек от рождения помещен в незнакомую и, часто, дискомфортную реальность, то перед ним стоит задача приспособиться к внешним условиям. Само поведение человека строится согласно схемам деятельности, имеющимся в его распоряжении. Приспособление означает либо применение уже имеющихся схем к новым ситуациям (ассимиляция), либо изменение старых и выработку новых схем (аккомодация). Процесс усвоения новых и обогащения имеющихся схем протекает последовательно. Пиаже выделял три главные стадии когнитивного развития: сенсомоторную, стадию конкретных операций и стадию формальных операций.

На первой, сенсомоторной стадии (примерно, до двух лет), осуществляется становление и развитие чувствительных и двигательных схем. Ребенок знакомится с окружающим миром непосредственно: он слушает, смотрит, трогает, нюхает, пробует на вкус, манипулирует, ломает и т.д. Все это позволяет ему накопить достаточно чувственных образов мира, что бы приступить к символической деятельности - заменять манипуляции с самими предметами манипуляциями с символами.

На стадии конкретных операций (от 2 до 11-12 лет) преобладает именно символическая деятельность. Символическое мышление развивается параллельно овладению языком и другими знаковыми системами (жестами), позволяющими представлять бесконечную разнообразность окружающего мира в конечном наборе символов и знаков. Ребенок учится сравнивать, классифицировать, упорядочивать - т.е. совершать конкретные действия с какими либо элементами действительности.

На стадии формальных операций (12-15 лет и далее) заканчивается формирование понятийного мышления. Все большую роль в познании мира начинают играть гипотезы и дедуктивные умозаключения. Мышление


Глава П. Социализация и социальный контроль.                                                                                                147

становится абстрактным - отвлеченным от непосредственной реальности. Именно на этой стадии заканчивается формирование нормативного и нравственного мышления, связанное с понятиями «справедливость», «добро», «зло», «грех», «добродетель» и т.д. Для нас особый интерес представляют правила мышления, которыми человек должен овладеть на этой стадии. Эти правила делают мышление «нормальным», логичным. Не случайно логику определяют, как науку о правильном мышлении. Большинство людей, даже не изучавших логику, умеют мыслить правильно, согласно логическим законам. Мы интуитивно следуем этим законам: закону исключенного третьего (суждение может быть истинным или ложным, третьего не дано), закону противоречия (запрет на противоречивые рассуждения) и другим. Нарушение этих законов в процессе мыслительной деятельности можно рассматривать, как когнитивную девиантностъ. Знание этих законов теснейшим образом связано с нормативностью и представлением о нормах. Например, «нормальный» человек не станет нарушать закон исключенного третьего, утверждая, что то или иное поведение является одновременно нормальным и девиантным. Мы пользуемся интуитивной логикой в нормативных рассуждениях, типа «человеческая жизнь - высшая ценность, поэтому убийство - самый страшный грех». Логическое мышление становится возможным благодаря глубокому владению языком, в котором, помимо всего прочего отражены все нормы и правила, регулирующие жизнь людей. На поведение человека накладывается лингвистическая схема, делающая его поведение «нормальным» и дающая ему рецепты взаимодействия с реальностью. Лингвистические схемы, выполняют две важные функции: мотивационную и интерпретационную. Они дают мотивацию к действию (например, желание действовать, как «хороший мальчик/девочка») и объясняют действительность («мальчики и девочки делятся на хороших и плохих»). Это


148 Глава П. Социализация и социальный контроль.


Интерналша ция норм -

принятие в

качестве

своих

собственных

внутренних

убеждений и

принципов.

еще раз подтверждает мысль, высказанную в предыдущем параграфе: язык -стержень любой нормативной системы.

Нормативное и нравственное развитие тесно связаны

с когнитивным. Здесь так же можно выделить несколько стадий, имеющих прямую связь с развитием интеллекта. Процесс интернетизации норм, можно представить на

примере норм чистоплотности. Суждение «мама сердится на меня сейчас» (простое восприятие) трансформируется в суждение «мама сердится на меня за то, что я написал в штаны» (конкретное восприятие), а затем в суждение «мама сердится на меня всякий раз когда я писаю в штаны» (первичное обобщение). Происходит фиксация связи между поведением и его последствиями. Можно назвать этот уровень нравственного развития инструментальным. Основной мотив выполнения нормы на этой стадии -прямая выгода (избегание наказания и получение поощрения). На следующей стадии нормативный горизонт расширяется. Первичное обобщение связывается с другими похожими обобщениями: суждение «бабушка, папа, сестра то же против того, что бы я писал в штаны» связывается с суждениями «воспитатели в детском саду ругают меня, когда я писаю в штаны» и «сверстники смеются надо мной, когда я писаю в штаны». Происходит формирование вторичного обобщения', «люди, вообще против того, что бы другие писали в штаны». Эту стадию можно назвать конвенциональной, норма рассматривается, прежде всего, с позиций социального согласия и возможных реакций других людей. Мотив выполнения норм принимает выраженную социальную окраску (одобрение или неприятие со стороны других). В целом нормы все еще рассматриваются с позиций выгоды. Наконец на третьей стадии происходит конечное обобщение', «человек не должен писать в штаны». Следствием этого должно стать формирование нормативной интенциональности: «я никогда не буду писать в штаны». В социальной психологии эта стадия описывается, как «формирование


Глава П. Социализация и социальный контроль.                                                                                                149

обобщенного другого». «Обобщенный другой» (человек вообще) - это нормативная абстракция, заменяющая «конкретных других» (мама, бабушка, сестра, воспитатели, сверстники и т.п.). Только на этой стадии возможна полная интернализация норм. Именно на этой стадии можно говорить о настоящей нравственности - стремлении поступать в соответствии со своими принципами.

Агенты и эмоции. Процесс социализации не протекает сам по себе. Он не возможен без участия людей и организаций, специализирующихся на


Агенты социалшаци

и - люди и

организации,

занимающиес

я

воспитанием

и передачей

знаний,

контролирую

щие процесс

развития

JjefifiHKf^^^^^^

передаче норм и знаний новым членам общества. В социологии для этого используется специальный термин - агенты социализации. На разных этапах жизни человек взаимодействует с различными агентам социализации. Обычно выделяют агентов первичной и агентов вторичной социализации.

Первичная социализация (примерно до 7 лет) связана с овладением основами знаний, необходимых для жизни в обществе. Человек учится владеть языком, усваивает основные нормы и правила поведения, осваивает первые социальные роли. На этой стадии основными агентами социализации являются родители, родственники, воспитатели, в меньшей степени -сверстники. Агентов первичной социализации связывают с ребенком личностные отношения, каждый из них конкретен (мама, бабушка и т.д.), что соответствует конкретности мышления.

На стадии вторичной социализации, все большую роль начинают играть социальные институты (школа, церковь, право) и безличные источники информации (книги, газеты, журналы, теле-, видео-, аудио­продукция). Возрастает роль сверстников. Ребенок осваивает новые роли, расширяется нормативный контекст. Формальные агенты доносят до ребенка абстрактные идеи, правила и нормы, приобщая его ко всему социальному запасу знания. Можно образно назвать это «подключением к глобальной


150 Глава П. Социализация и социальный контроль.

коммуникации». Глобальная коммуникация подразумевает циркуляциюсоциального запаса знания в обществе. Значительную часть коммуникациизанимает тиражирование нормативных моделей. Из книг, фильмов, СМИ, вшколе, армии и др., ребенок узнает, что значит «настоящий мужчина»,«истинная женщина», «человек долга», «патриот». Этим моделямсоответствуют антимодели', «предатель», «трус», «плохая хозяйка»,«развратник», «женщина легкого поведения» и др. Таким образом,«нормальность», фактически означает следование позитивным моделям,тогда как «девиантность» - следование негативным моделям

(антимоделям). Определенная часть этих моделей интернализируется, превращаясь во внутренние регуляторы поведения.

Важную роль в процессе, как первичной, так и вторичной

Идентификац ия

определение,

выявление,

отождествлен

ие.

Самоидентиф

икация

определение

себя в качестве

кого-то

конкретного

(мужчины,

женщины,

ученого и т.д.)

социализации играют значимые другие, люди с которыми человек связан эмоционально, на личностном уровне. Первоначально значимые другие - это родители, ближайшее окружение ребенка. Ребенок не воспринимает свое окружение пассивно, напротив - он ориентирован на него, в полном смысле любит его. Значимые другие являются на начальном

этапе посредниками между миром и ребенком. Эмоциональная

'                                                                          женщины,

связь с ними позволяет ребенку отождествлять себя с ними.

примеряя их роли и модели поведения. Взаимодействие со значимыми другими непосредственно участвует в формировании самоидентификации -представления о самом себе. Идентификация предполагает эмоциональные отношения, она не может быть чисто интеллектуальной. Эта эмоциональность сохраняется и в дальнейшем, когда становится возможна идентификация с символами и институтами. Идентифицировать себя как члена партии или патриота - значит испытывать сильные эмоции по отношению к таким вещам, как «партия» или «патриотизм».


Легитимаци я норм -

объяснениенорм          в

процессесоциализации, призванноеубедить в ихправильности         и

необходимое ти

{ация и социальный контроль.                                                                                                151

Управление эмоциями - важный элемент нормативной социализации. Ведь принять норму - значит испытывать положительные эмоции по отношению к символу или поведению, с которым она отождествляется. Норма честности предполагает желание быть честным, удовлетворение от проявлений честности. Она же подразумевает негативные эмоции по отношению к нарушению этой нормы: отвращение к нечестности, нежелание быть нечестным. Наши эмоции горя или радости, удовольствия или неудовольствия являются врожденными. Однако формы проявления этих эмоций и их направленность - определенно сконструированы в процессе социализации. Можно говорить об эмоциональной нормативности. Мы должны научится проявлять эмоции по правилам. Мы обязаны радоваться на свадьбе или во время встречи Нового Года, грустить при разлуке или на похоронах. Мы должны сдерживать эмоции в общественном месте и можем себе позволить проявлять их свободно с близкими людьми. Мы проявляем более сильные эмоции, когда дело касается наших принципов, и остаемся равнодушными, когда речь идет о вещах нас не волнующих. Кстати, этот факт важен для девиантолога: нарушения норм сопровождаются различными по силе эмоциями у разных людей. Одни люди сквозь пальцы готовы смотреть на то, как окружающие нарушают обещания, зато резко негативно реагируют на грубость. Другие напротив, готовы простить грубость, но трясутся от злости, когда кто-то нарушает обещания. Очевидно, что реакция напрямую будет связана тем, насколько для себя важными (имеющими значение для самоидентификации) человек считает те или иные нормы. Учитывая то, что говорилось выше, выведем закономерность: эмоции, сопровождающие нарушение или исполнение норм будут тем более сильными, чем более значимыми для самоидентификации будут ценности, служащие основанием для данных норм.


152 Глава П. Социализация и социальный контроль.

Легитимизация норм. Люди - существа мыслящие и, как следствие, склонны во всем искать смысл. Мы не переносим бессмыслицы. Это в полной мере касается норм и правил. Как реагирует маленький ребенок на запрет «нельзя» или требование «нужно»? Правильно, - вопросом «почему». Одна из главных задач социализации - представить людям объяснения норм. Объяснить, почему нельзя одно, можно другое и нужно третье. Эти объяснения принимают различную форму на всем процессе социализации, постепенно усложняясь, подстраиваясь под когнитивное развитие ребенка. Что впрочем, отнюдь не исключает возможности пользоваться относительно простыми объяснениями «на взрослом уровне». Объяснение норм преследует две цели: 1. объяснить, почему существует норма и почему ее нельзя нарушать (обычно это связывается с картиной мира); 2. заставить признать данную норму, сделать ее легитимной*. Оба момента связаны, но это разные моменты. Ведь объяснить - еще не значит убедить, а социализация подразумевает именно последнее. Учитывая, что оба отмеченных момента в процессе социализации сливаются, мы будем называть объяснения норм легитимацией, делая тем самым акцент на убеждении. В этом процессе можно выделить несколько стадий:

1. Доте еретическая стадия: начинается с момента овладением языком, т.е. практически - с первых месяцев жизни. В языке уже содержаться нормативные структуры, упорядочивающие, классифицирующие и проясняющие реальность. Например, ребенка окружают люди. Некоторые из них появляются чаще других. С появлением одного из них всегда связаны положительные эмоции и ощущения: тепло, кормление, поглаживания, ласковый голос. Когда ребенок узнает, что носитель этих свойств называется «мамой», это уже программирует его реакции на «маму», одновременно являясь фундаментом для дальнейшего накопления нормативных смыслов в отношении «мамы». На этом первом уровне ребенок сталкивается с самыми

'От лат. legitimus - законный, внутренне признаваемый.


Глава П. Социализация и социальный контроль.                                                                                                153

простыми объяснениями-утверждениями, типа «так надо» или «так устроены вещи». Это уровень самоочевидного знания, формирующегося, как простая констатация фактов - «это так, потому, что это так».

2. Начально-теоретическая стадия содержит теоретическиеобоснования в зачаточной форме. Это уровень простых объяснительныхсхем, часто имеющих прагматическую направленность, связанность сконкретными действиями. Пословицы, поговорки, моральные лозунги,народная мудрость, сказки, легенды - вот примеры подобных объяснений.Ребенок знакомится с изречениями, типа «Без отца дитя - пол-сироты, а безматери - полная сирота» (легитимация высокого статуса матери) или«яблочко от яблоньки недалеко падает» (возможная легитимация стремлениябыть похожим на родителей). На этой же стадии объясняются стереотипыповедения, скажем «мужчина должен быть мужественным, что бы бытьнастоящим воином» или «девочки должны вести себя скромно, что бы бытьжеланной невестой». Суеверия можно так же отнести к этому уровню:«нельзя просыпать соль, иначе случится несчастье» или «если вернулся,выйдя из дома - посмотри в зеркало, что бы не было беды».

3. Теоретическая стадия подразумевает достаточно сложные схемыобъяснения, с помощью которых нормативный порядок легитимируется втерминах развитой системы знаний. Эта стадия отличается отпредшествовавшей уровнем интеграции. Легитимация норм на этой стадиипредусматривает понятные и структурированные «системы отсчета» длясоответствующего комплекса норм. Возьмем, к примеру, комплекс норм -регуляторов сексуальности. Если на первой стадии ограничения существуютв виде простых запретов, например: «заниматься мастурбацией - плохо»; тона втором уровне появится объяснение: «будешь мастурбировать -заболеешь». Третий же уровень предполагает соответствующую теориюсексуальности: «половое влечение заложено в человека Богом, дляоставления потомства и выражения любви, использование его в целях


154 Глава П. Социализация и социальный контроль.

личного удовольствия - грех». Для объяснения на этом уровне необходимо сконструировать теоретическую схему, которая бы включала в себя и объясняла большую часть реальностей, имеющих отношение к норме. В нашем случае нужно объяснить, что такое мужская и женская сексуальность, ее место и роль в человеческих отношения, связь с другими, смежными нормами (например, самоограничение) и т.д.

4. Метатееретическая* стадия предполагает еще большую смысловую интеграцию, по сравнению с предыдущей. Если на теоретической стадии происходила смысловая интеграция реальностей, имеющих непосредственное отношение к норме, то теперь все сектора нормативной реальности интегрируются во всеобъемлющую картину мира. Четвертый уровень легитимации представлен символическими системами, отражающими все уровни реальностей - от повседневности до религиозного опыта. На этом этапе формируется нормативно-смысловая матрица, упорядочивающая восприятие реальности и самовосприятие. Продолжая наш пример с нормами, регулирующими сексуальность, на метатеоретической стадии, мы получаем общую теорию сотворения мира Богом, концепцию спасения души, добродетели, греха, теорию человека и половых различий -короче все сложное и многоуровневое здание религиозного знания.

Таким образом, на конечной стадии легитимации, нормы должны быть интегрированы в общую картину мира, имеющуюся у индивида. Отсюда интересный вывод - нарушение даже отдельных норм, ведет к более или менее сильным изменениям картины мира нарушителя. Можно сказать и по другому - нарушение норм означает несовпадение картины мира «девианта» и «нормальных людей». Можно указать и на одну очень важную проблему современного общества: отсутствие единой интегрированной картины мира. Мир, тиражируемый средствами массовой информации - плюралистичен.

'Мета- означает «сверх-, за-», передает смысл превосходства, выхода за пределы.


Глава П. Социализация и социальный контроль.                                                                                                155

Мировоззрение большинства наших современников представляет собой хаотичный сплав политических идей и лозунгов, научных теорий, религиозных и философских концепций (различных, разумеется), книжных и киношных штампов, и все это замешано на «здравом смысле» или его полном отсутствии. Современный человек от этого часто страдает - не очень понятно, что хорошо и что плохо, где правда, а где ложь. Это - ненормально (без кавычек), т.к. ясная картина мира - залог психического здоровья - в противном случае психика и интеллект перегружаются, пытаясь связать


Принцип информирова нности - одна из    базовых закономерност

воедино несовместимое. Психика, как механизм адаптации не выносит неуверенности, противоречий, альтернативных реальностей - все это затрудняет адаптацию, может

ей психической жизни

содержать угрозу (можно назвать это принципом

человека,

информированности'.   необходимости  в   ясной   и

















Щая

необходимость

знания

упорядоченной

картины

реальности;

неизвестность

таит

опасность.

непротиворечивой информации о реальности). Как следствие

- рост числа стрессов, нервно-психических расстройств,самоубийств, популярность тоталитарных сект (дают яснуюкартину мира, избавляют от сомнений, правда - в обмен навсе остальное: волю, силы, деньги, жизнь). Все это - сложные

и болезненные симптому современной цивилизации и их освещение выходит далеко за рамки настоящего учебника. Нам же осталось рассмотреть еще один - последний - аспект социализации.

Социализация, как ограничение. Поведение человека, потенциально

- бесконечно разнообразно. Поведение, согласно нормам означаетзначительное ограничение этого разнообразие, сведение всех возможныхповеденческих альтернатив к одной - нормативной. Учитывая, что одна изглавных ценностей современной цивилизации - свобода, будет нелишнимрассмотреть данный аспект социализации подробнее. Не означает лиследование нормам ограничения «естественного права» человека - свободысамовыражения. Одна из модных концепций нормативности сегодня - это


156 Глава П. Социализация и социальный контроль.

концепция «ценностного и поведенческого плюрализма». Обобщенно ее можно сформулировать следующим образом: «каждый вправе делать все, что он хочет, если это не приносит вред другим людям». Лозунг популярный и, часто, воспринимается, как нечто само-собой разумеющееся. Однако строгий научный подход к проблеме, с позиций социологии и психологии, заставляет усомниться в истинности подобного принципа.

Используем для начала социологический ракурс анализа. Для того, что бы общество существовало, как некая упорядоченная целостность, необходимо «согласие умов». Нужен некий минимум обязательных для всех идей, норм и принципов, дающий общую схему реальности. В противном случае общество окажется дезинтегрированным и его существование будет поставлено под угрозу. Главная задача всех норм - не допустить социального хаоса, упорядочить социальную реальность. Вспомним историю -неотъемлемыми атрибутами любой развитой цивилизации являются общая нормативная и мировоззренческая (религия или идеология) база. Когда нормативное единство ослабевает (обычно это следствие изменений общей картины мира), наблюдается «падение нравов» - верный признак заката цивилизации. Вспомнить, хотя бы эллинистическую Грецию или позднеимперский Рим. Изменения в общей картине мира, как правило, -следствие усложнения общества, накопления нового знания. Что бы избежать дезинтеграции общество вынуждено приспосабливаться, вводить новые типы регуляторов. Неслучайно, по мере возрастания плюралистичное™ современного общества, все более возрастает роль права. Юридическая сфера постоянно расширяется, беря под свой контроль все новые зоны реальности. Наконец представьте себе, что в соответствии с принципом «делай все, что хочешь, но не наноси вреда другим» станут необязательными такие нормы, как долг, совесть, трудолюбие, верность в дружбе и др. -совместная жизнь людей станет попросту невозможной. Жить в обществе себе подобных - значит ограничивать свое «Я».


Глава П. Социализация и социальный контроль.                                                                                                157

Во-вторых, психологический ракурс анализа нам подсказывает, что главный источник неизбежного, в случае отсутствия норм, хаоса - это человек. В отличии от животных мы не имеем врожденных регуляторов поведения. Эту функцию берут на себя нормы, навязываемые нам обществом. Интересно, в этом смысле, первоначальное значение слова «этика» - этос - это стойло для скота. Другими словами быть этичным -означает загнать в рамки свою биологическую сущность. Отец психоанализа, З.Фрейд, описывал процесс развития человеческих обществ, как постоянное самоограничение биологических побуждений (в первую очередь, сексуальности и агрессивности), перевод их энергии в нормативно приемлемые рамки. Нормы нам нужны, они направляют и придают смысл нашей активности. Человек, делающий все, что ему хочется, как правило, фиксируется на примитивных удовольствиях биологического типа: положительные пищевкусовые и сексуальные ощущения. Это по сути, поведение животного, а не человека. Примеры из обыденной жизни это подтверждают: любой, кто чего-то добился в жизни, знает, что достижения предполагают самодисциплину, самоограничение, часто - самонасилие.

Тема социализации в ее различных аспектах интересна и обширна, мы коснулись лишь тех моментов, которые связаны с рассматриваемой темой норм и отклонений. Описав, в общих чертах, как нормы закрепляются, мы далее переходим к тому, как они поддерживаются. Однако, подведем итоги.

Резюме:

Человек рождается биологическим индивидом и превращается вличность и социального агента лишь в длительном процессе социализации, который связан приобретением знаний и навыков;

Выделяют когнитивный,    аспект социализации, связанный сформированием мышления; мышление подчиняется определеннымнормам логики и здравого смысла, нарушение этих норм можнорассматривать, как когнитивную дееиантностъ.


158 Глава П. Социализация и социальный контроль.

В процессе социализации нормы интернализируются  (вплетаютсяв формируемую  картину мира);Интернализация протекаетпоследовательно: стадия первичного обобщения    сменяется конвенциональной стадией, а окончательное усвоение нормпроисходит на стадии вторичного обобщения.

Социализация невозможна без участия агентов; агенты первичной социализации (значимые другие) необходимые ребенку на раннихстадиях развития (усвоение базовых норм), в дальнейшемзаменяются агентами вторичной социализации, имеющими болеебезличный характер и более разнообразными по формам иоказываемому воздействию.

Важный момент социализации — эмоциональная нормативность.

Легитимация закрепляемых норм в процессе социализациипроходит 4 стадии: дотеоретическая, первично-теоретическая, теоретическая, метатеоретическая.

Центральный смысл социализации — ограничить возможныепроявления неконтролируемой активности человека, подчинить этуактивность нормам, научить его самоограничению.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: