Цель, преимущества и дидактические принципы использования ТРИЗ-технологии в ДОУ

ХАЙРУЛЛИНА Л.И.

ТРИЗ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

(пособие для воспитателей дошкольных учреждений)

ГОРОД НИЖНЕКАМСК

ГОД

Хайруллина Лейсан Исрафиловна, ТРИЗ для дошкольников. Сборник. Нижнекамск, 2018 год, стр.59

РЕЦЕНЗЕНТ:

Гатауллина Р.Ф. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогической психологии и педагогики ИЭУП.г.Казань.

В пособии прописаны игры, занятия для детей от трех до семи лет из арсенала ТРИЗ-педагогики.

  Методические материалы будут необходимы для воспитателей и педагогов дошкольного образования при использовании методов и приёмов ТРИЗ в дошкольном образовательном учреждении.

Цель – развивать у дошкольников речь, творческое воображение, а также такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, поисковая активность, стремление к новизне.

Содержание.

1. Введение ………………………………………………………………………………..4

2. Цель, преимущества и дидактические принципы использования 

ТРИЗ-технологии в ДОУ……………………………………………………………5

3. Технология ТРИЗ-технология развития творчество…………………………………6

4. Методы и приемы ТРИЗ………………………………………………………..8

-Метод «Мозговой штурм» (МШ):

-Метод «Синектика»

-Метод морфологического анализа

-Метод каталога

-Метод фокальных объектов (МФО

-Типовые приёмы фантазирования

-Системный оператор

-ММЧ (методмаленьких человечков)

5. Игры ТРИЗ………………………………………………………………………….15

6. Комплекс упражнений "Тренажер ума”…………………………………………..33

  7. Конспекты занятий с использованием ТРИЗ – технологий……………………..35

8.Занятия «Противоречия»………………………………………………………….52

9.Список используемой литературы……………………………………………….59

 

Введение

 

Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания предполагает формирование и развитие знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизни и деятельности. Чему и как учить сегодня ребенка-дошкольника?

Традиционное обучение даёт ребёнку знания. Но сейчас нужны не столько знания, сколько умение оперировать ими. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Не секрет, что традиционное образование основывается на обычной и ёмкой схеме "знания - умения - навыки". Дидактика, каноны которой были сформулированы ещё в XVII веке Я.А. Коменским, функционирует до сегодняшнего дня по старым правилам: услышал - запомнил - повторил - применил. В результате уже в д/с у ребёнка формируются стереотипы мышления и поведения. Возникает так называемая психологическая инерция. Психологическая инерция - это привычка мыслить по устоявшимся канонам, на основе уже опробованного опыта. Психологическая инерция блокирует уже имеющийся запас знаний, если они не были задействованы в формировании определённого стереотипа. Действительно, в результате многократного повторения бытовых или учебных ситуаций вырабатывается условный рефлекс поведения, когда задача выступает как раздражитель. До тех пор, пока деятельность человека ограничивается набором воспроизводимых действий (например, при формировании КГН, действий по определённым правилам и формулам), психологическая инерция выступает как благо, избавляя ребёнка от необходимости решать проблемы там, где их нет. Но если условия и обстоятельства меняются, психологическая инерция мешает, тормозит, ставит в тупик. Всё в мире меняется, и появление новых условий или проблем обязательно потребует иных способов действия, тогда как психологическая инерция заставляет действовать по-старому до тех пор, пока не сформируется новый рефлекс.

Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах.

Дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Педагоги давно заметили эту особенность. Поэтому стремление к повышению качества подготовки детей к школе привело к созданию увлекательных для малышей средств и форм обучения (дидактические игры, конструкторы и игрушки-трансформеры, занятия-путешествия…). Как найти ту грань, где заканчивается игра и начинается серьезная интеллектуальная работа? Насколько совместимы эти понятия?

Поиск ответов на поставленные вопросы побуждает практиков использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны. К таким технологиям относится технология ТРИЗ.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Цель, преимущества и дидактические принципы использования  ТРИЗ-технологии в ДОУ

Основной целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого направления.

 

Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дает несомненные преимущества:

 

- в активизации познавательной деятельности детей;

- в создании мотивационных установок на проявление творчества;

 

- в создании условий для развития образной стороны речи (обогащение словарно-го запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антони-мами);

 

- повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами;

- формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструкций;

 

-развивает гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной

деятельности.

 

Используя в работе по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, важно учитывать следующие дидактические принципы:

 

· Принцип свободы выбора – в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.

 

· Принцип открытости – нужно предоставлять ребенку возможность рабо-тать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного ре-шения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.

 

· Принцип деятельности – в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.

 

· Принцип обратной связи – педагог может регулярно контролировать про-цесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

 

· Принцип идеальности – творческие задания не требуют специального обо-рудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максималь-но использовать возможности, знания и интересы детей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: