double arrow

Занятие по развитию речи в старшей группе

 

Программное содержание: обогащать словарный запас детей на основе углубления знаний о предметах посуды; учить воспитанников подбирать слова с заданным звуком, закреплять правильное произношение звука «ч» в речи, развивать слуховое внимание через опознание звука во фразе; способствовать овладению детьми умением словообразования существительных с помощью суффиксов; развивать диалогическую речь, фантазию, творческое воображение, упражнять в решении противоречий, воспитывать навыки культуры поведения и правила этикета.

Материал: подарок, музыкальная открытка, салфетки под блюдце, посуда (чайная, столовая, кухонная), картинка чайника и его частей, бумажные салфетки, угощение, схема на звук «ч», игра «Да — нет».

В. Ребята, сегодня у нас много гостей, давайте мы подаримим приветливые слова: «доброе утро», «здравствуйте», «добрый день», «мы рады вам», «приятно вас видеть».

Дети, я вижу по вашим глазам и улыбкам, что настроение у вас хорошее. Я думаю, что такое настроение у вас от того, что вы дружите друг с другом. Давайте покажем, какие мы все друзья. Возьмёмся за руки, и каждый согреет ладошку друга, — и сделаем «цветок дружбы» (Дети соединяют руки вместе и поднимают вверх.) Ребята, у каждого из нас есть день, которого мы очень ждём. Это самый лучший праздник. Как вы думаете, какой это день? (День рождения.)

Раз у нас хорошее настроение, то я предлагаю поиграть в игру «Хорошо — плохо». День рождения — это хорошо, потому что приходит много гостей, дарят подарки, звучит музыка, весело, красиво, нарядно одеваются, много угощений, торт, конкурсы и т.д. День рождения — это плохо, потому что гости уходят, праздник заканчивается, болит живот, нужно убирать, мыть посуду и т.д.

Вот недавно у Маши был день рождения. Я для тебя, Маша, приготовила подарок, посмотри. Ребята, а вы хотите узнать, что там лежит? (Да.) В этом вам поможет игра «Да — нет». (Дети задают вопросы.) Ребята, но, чтобы подарить подарок, нужно сказать слова поздравления. (Дети передают открытку и говорят поздравления, затем открывают подарок — часы.)

Игра «Подбери слова к подарку» (красивые, детские, пластмассовые, голубые, яркие и т.д.).

В. Ну что ж, я предлагаю устроить чаепитие. Для этого необходимо подготовить стол, разложить салфетки и расставить посуду. Ребята, посмотрите, сколько здесь посуды!

Назовите, какая здесь посуда? (Кухонная, чайная, столовая.) Назовите предметы кухонной посуды. (Кастрюля, чайник, сковорода, половник.) Назовите предметы столовой посуды. (Супница, салатник, селёдочница, глубокая тарелка для супа, мелкая тарелка для гарнира.) Ребята, а какая посуда нужна для чая? (Чайная.) Назовите предметы чайной посуды. (Блюдце, чашка, чайник, сахарница, масленка, чайная ложечка.) В чём заваривают чай? (В чайнике.)

Давайте мы расставим посуду. Маша и Женя, расставьте блюдца. Какие это блюдца? (Красное, зелёное, синее, т.е. разноцветные блюдца.) Егор, расставь чашки. Сосчитайте, сколько чашек. Одна чашка, две… пять чашек, шесть чашек. Маша, поставь чайник на стол.

Чайник решил поздороваться (чистоговорка):

Ча, чо, чу — (радуется встречи с нами),

Ча, чо, чу — (дети повторяют),

Ча, чо, чу — (загрустил чайник, дети проговаривают грустно).

В. Ребята, чтобы чайник не грустил, я предлагаю поиграть в игру «Чего не бывает?». (Не бывает чайника без носика, без ручки, без крышки, без донышка; не бывает тёрки без дырочек; кастрюли — без крышки; сковородки — без дна; ножа — без лезвия; сита — без дырок.) Структурный подход.

Выбери, Коля, нужные ложечки и положи их возле чашки. Какие ложки ты положил? (Чайные.) Что мы ещё не поставили? (Сахарницу.) Посуда расставлена, можно и поиграть.

Игра «Где живут продукты?» (раскладываю картинки, дети выбирают и составляют пары).

Сахар живёт в сахарнице,

Соль — в солонке,

Сухари — в сухарнице,

Масло — маслёнке,

Перец — в перечнице,

Чай — в чайнике,

Кофе — в кофейнике,

Конфеты — в конфетнице,

Салат — в салатнике.

В. А теперь наступает самый главный момент, расставить угощенья. Посмотрите, какие они аппетитные, ароматные, вкусные, красивые!

Фантазирование.

В. Волшебник Увеличения увеличил торт, что в этом хорошего и что плохого? (Много гостей можно позвать, можно великана пригласить, вдоволь наесться, надолго хватит. Может болеть живот, зубы, испортиться, нельзя спрятать в холодильник.)

Вика, выбери и поставь на стол угощения, в словах, которых один слог — торт, чай, сок; 2 слога — фрукты, халва, вафли, пряник, калач; 3 слога — мармелад, орехи, печенье, пончики.

Ребята, назовите угощения, в словах которых имеется звук «ч». (Печенье, пончики, чай и т.д.) А теперь придумайте слово по схеме: звук «ч» в начале, в середине, в конце.

Игра «Перепутались слоги» (ка-чаш, ка-чай, чик-мя, ка-точ и т.д.).

Игра «Найди ошибку» (я пеку чай и кипячу блины, я ем сок и пью суп, я жарю крем и взбиваю картошку, я варю котлеты и жарю суп, я ем компот и пью торт).

Фантазирование «Какой подарок я хотел бы получить». Угощение гостей, продолжение чаепития.

М. Басай

                                                                                                               


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: