Проводится игра «Хорошо-плохо»

3 этаж — классификация. Книги бывают разные. Какие? (По функциональным признакам.)

Пауза «Расставь книги по полкам».

(Дети по обложке определяют и делят книги на сказки, стихи, о природе.)

4 этаж — «испорченная» книга. Книга есть, но читать ее нельзя. Когда это может быть?

5 этаж — «нас много». Какие печатные издания, кроме книг, существуют?

6 этаж — «исчезновение». Книга исчезла. Что может заменить ее?

В. Ребята, книга благодарит вас за такое увлекательное путешествие. А мы вспомним правила пользования книгой. (Дети берут иллюстрированные картинки и «читают» по ним, как надо пользоваться книгой.)

Нельзя разбрасывать книги, надо ставить их на место.

Нельзя рвать, вырывать страницы.

Нельзя рисовать на книгах.

Нельзя загибать страницы, надо пользоваться закладкой.

Нельзя брать книгу грязными руками.

Нельзя есть над книгой.

В. Давайте создадим свою книгу. В ней будет наш придуманный сказочный персонаж. (Из двух слов «крокодил» и «колобок», поделенных на части, дети придумали двух сказочных персонажей: «крокобока» и «колодила».) Сказку мы придумаем на следующем занятии. А сегодня нарисуем обложку для нашей книги. (Дети рисуют обложку, обмениваются впечатлениями.)

 

 

Сказка с элементами ТРИЗ «Чудо – яблоко»

Цель: создавать условия для сочинения детьми сказок, используя методы технологии ТРИЗ-РТВ: «Мозговой штурм», «Каталог», «Волшебный треугольник», типовые приёмы фантазирования; развивать воображение и фантазию.

Содержание работы: детям читают начало сказки «Волшебные корни» Н. Мысливец. Для создания новых образов и ситуаций педагог задаёт детям вопрос, используя метод мозгового штурма: «Кто может помочь Ивану-царевичу в данной ситуации?» Дети предлагают Лесовика.

Выбирается герой — Колобок. По сюжету знакомой сказки «Колобок» Иван-царевич встречает Зайку и Лису. Для выбора нового героя продолжаем использовать метод каталога. Выбирается герой — Баба Яга. Дети наделяют её положительными качествами. Используем волшебство (типовые приёмы фантазирования) — волшебные башмачки. Дети называют их «путьдороженьки» (метод мозгового штурма). Через метод каталога вводим нового героя — Морского царя. Дети называют его Царемор (метод мозгового штурма). Дальнейший сюжет сказки строится по методу волшебного треугольника: положительный герой — Иван, отрицательный — Кощей, волшебство — чудо-яблоко. Благодаря волшебной силе чудо-яблока, доброте и дружбе, конфликт главных героев разрешается. Дети выводят жизненное правило: «Добро побеждает зло.»

Действующие лица:

Иван-царевич,

Варвара Прекрасная,

Старичок-Лесовичок,

Колобок,

Заяц,

Лиса,

Русалки,

Царемор,

Кощей,

Стражники.

В. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич со своими сёстрами. Сёстры вышли замуж, разъехались по другим королевствам, остался Иван-царевич один. Одолела его грусть-тоска, и решил он отправиться путешествовать по белу свету.

Иван-царевич.

Всё не мило мне вокруг:

И ни царство, ни богатство.

Скучно здесь мне одному,

Соберусь я в путь-дорогу,

Грусть-тоску я разгоню.

В. Шёл Иван-царевич долго ли, коротко ли по рекам, по лесам. Однажды на солнечной поляне увидел девушек, водивших хороводы. И одна из них — Варвара Прекрасная — была краше всех.

Иван-царевич.

Ты прекрасная девица, на тебе хочу жениться,

Будем долго вместе жить, деток будем мы растить.

В нашем царстве-государстве счастливо все заживут,

Будут дружно все трудиться, будут петь и веселиться.

Будет царство процветать, государство расцветать.

Варвара Прекрасная.

Мил ты сердцу моему,

Быть женой твоей хочу.

В. Только промолвила так Варвара Прекрасная, как набежали чёрные тучи, полил сильный дождь. Подружки разбежались, а Варвара Прекрасная исчезла. Иван даже не успел опомниться, как остался один.

Иван-царевич.

Что случилось — не пойму, царевны милой не найду?

Где невестушка моя?

Как же жить мне без тебя?

В. Затосковал Иван-царевич. Нежданно-негаданно, откуда ни возьмись, выбегает Старичок-Лесовичок и молвит.

Старичок-Лесовичок.

Ты напрасно не грусти, а царевну ты ищи.

Злой Кощей её украл, в царство мрачное забрал.

Иван-царевич.

Что же делать? Как мне быть?

Как Кощея погубить?

Старичок-Лесовичок.

В путь-дорогу ты пойдёшь, камень по пути найдёшь.

Он дорогу и укажет, и, как быть тебе, подскажет.

Иван-царевич. Спасибо, Старичок-Лесовичок!

Старичок-Лесовичок. Ступай, Иван!

В. И исчез Старичок-Лесовичок, а Иван-царевич отправился искать невесту свою ненаглядную.

Иван-царевич.

По полям, по лесам я иду

И с дороги никуда не сверну.

Царство страшного Кощея я найду

И невесту свою я спасу.

В. Шёл Иван, шёл и увидел на своём пути огромный камень.

Иван-царевич.

Ну и камень, угу-гу, даже сдвинуть не могу.

И его не обойти.

Как же дальше мне идти?

В. И камень заговорил человеческим голосом:

«Чтобы путь освободить, должен слово ты сложить.

Слово сложишь и опять сможешь путь свой продолжать».

Возле камня лежат буквы, Иван-царевич составляет из них слово «Добро».

Камень. Молодец, Иван-царевич!

Ой, легко как сразу стало,

Тяжесть вся во мне пропала.

Ну, попробуй, отодвинь…

Иван обхватил камень и сдвинул, как пушинку.

Иван-царевич. Ну и чудеса! Камень, как пушинка!

В. Пошёл Иван-царевич дальше.

В. Видит Иван — катится ему навстречу Колобок — румяный бок, песню напевает. Остановился Колобок и спрашивает.

Колобок. Куда путь держишь, Иван-царевич?

Иван-царевич. Иду в Кощеево царство за царевной прекрасной. По той дороге я иду?

Колобок.

Тебе Иван я помогу,

До Ягуси провожу.

А потом она подскажет,

Путь-дороженьку укажет.

В. И отправились они вдвоём — Колобок и Иван-царевич. Шли они, шли, а навстречу им Заяц как выскочит!

Заяц. Колобок, Колобок, я тебя съем!

В. Испугался Колобок, закатился за Ивана.

Иван-царевич. Не ешь, Заинька, Колобка, я его не дам в обиду. Он мне дорогу к Бабе Яге указывает, я иду вызволять свою невесту.

Заяц. Я и не собирался его есть. Просто мне скучно одному, возьмите меня с собой!

В. И отправились они в путь втроём — Иван-царевич, Колобок, Заяц. Шли они, шли, навстречу Лиса — всему свету краса.

Лиса. Колобок, Колобок, я тебя съем!

Иван-царевич. Не ешь, Лисонька, Колобка, он мне дорогу к Бабе Яге указывает, я иду вызволять свою невесту.

Лиса. Тогда я Зайца съем!

Колобок. Не ешь, Лиса, Зайца. Пойдём с нами к Бабе Яге, она так вкусно пироги печёт, там и полакомишься.

В. И отправились в путь вчетвером. Шли они, шли, видят — избушка, а на крылечке — старушка.

Песня Бабы Яги (на мотив частушек).

Я Бабу-бабушка Яга, очень даже я мила.

И совсем я не стара.

Сколько ж лет мне?..

(Задумалась, считает.)

И глаза мои блестят.

Носик мой чуть-чуть горбат.

Ну, а зубки, как пила!

Просто девица-краса!

Лиса. Интересно! Баба Яга, но совсем не злая.

Все. Здравствуй, Бабуся Ягуся!

Баба Яга. Здравствуйте, гости дорогие! Как я рада вас видеть! С чем пожаловали?

Иван-царевич. Злой Кощей украл мою невесту, а я вызволять её иду. Это мои друзья, они меня привели к твоей избушке. Помоги мне найти дорогу в Кощеево царство!

Баба Яга. Помогу тебе, Иванушка, но сначала накормлю вас, напою, спать уложу, а потом и путь-дорогу укажу.

В. Усадила Баба Яга гостей и потчевать стала, и веселить.

Баба яга.

Ну, Кощей, погоди, мести час настал!

В жёны ты меня не взял, говорил — стара.

Вспомнишь ты ещё Ягу,

Объявляю я войну!

В. Гости так притомились, что за столом и уснули. А как проснулись, Баба Яга и говорит им.

Баба Яга. Ну что, Иван, помогу тебе. Дорогу в Кощеево царство не знаю, но укажу путь к морскому царю, которому всё известно. А отведут тебя к Царемору башмачки-путьдороженьки. Одевай, Иван, а вы, голубки, с бабулей оставайтесь.

Иван-царевич. Бабулю не обижать, по хозяйству помогать!

В. Одел Иван путьдороженьки, и понесли они его к Царемору.

В окружении русалок появляется Царемор.

Царемор. С чем пожаловал, добрый молодец?

Иван-царевич. Великий Царемор, помоги мне найти дорогу в Кощеево царство, он украл мою невесту.

Царемор. Вот злодей! Я дорогу тебе не подскажу. Вот дочери мои, русалки, знают, но человеческим языком говорить не умеют. Научишь их языку, тогда дорогу и узнаешь.

В. И пришлось Ивану-царевичу открыть школу для русалок.

Иван-царевич.

Для подружек, для русалок, школу открываю.

Вы садитесь поудобней, урок наш начинаем.

Чтоб научиться говорить, нам буквы надо знать.

Из них потом слова мы будем составлять.

Русалки под руководством Ивана составляют слова: «море», «папа», «волны», «мама».

В. Научил Иван русалок человеческому языку, и стали они его благодарить.

Русалка.

Спасибо, Иван, за науку.

Разогнал ты печаль и скуку.

Морского конька мы подарим

И в царство Кощея отправим.

Он дорогу точно знает, вовремя тебя доставит.

Царемор. Благодарю, Иван, за науку.

Яблоко волшебное я дарю тебе.

А поможет яблоко при любой беде.

Пусть съест яблоко Кощей,

Сразу станет он добрей.

В. Поблагодарил Иван-царевич Царемора и его дочерей, сел на морского конька и поскакал в Кощеево царство.

В. Прискакал Иван к Кощееву царству, а на воротах указ, подписанный самим Кощеем: «Заказываю пир на весь мир, кто Кощею угодит, того Кощей наградит». Сел Иван, закручинился: как в царство попасть, как невестушку спасти? Слышит Иван знакомые голоса. Посмотрел по сторонам, видит — друзья спешат: Колобок, Заяц и Лиса.

Колобок. Ты чего нос повесил?

Иван-царевич. Да вот, читайте.

Друзья читают указ.

Лиса.

Не печальтесь, друзья.

Поварихой я была.

Мы пирог испечём и Кощею отнесём!

Иван-царевич.

Чтоб добрее стал Кощей,

Надо сделать похитрей.

Чудо-яблоко возьми и в начинку положи.

Станет наш Кощей добрей, зла не будет для людей.

В. Испекли друзья чудо-пирог и отправились к Кощею.

Все. Добрый день, Ваше злобное величество!

Кощей. Кто пустил Ивана в моё царство?! Отрубить всем головы!

Колобок. Не горячись, Кощей, мы выполняем твой указ. Прими наше угощенье.

Кощей. Никому не верю! Не отдам Варвары Прекрасной! Стража! В темницу их!

В. И тут Кощей учуял вкусный запах, стал принюхиваться.

Кощей. Погодите, погодите. Чем это так вкусно пахнет?

Заяц. Прими от нас пирог, Кощеюшка, яблочный. Для тебя старались.

Кощей. Ладно, давайте попробую кусочек.

В. Съел бы Кощей пирог, да побоялся, что вдруг отравят.

Кощей. Ну-ка, стража, попробуйте сначала вы.

Стражники. Очень вкусно!

Кощей. Несите мне сюда. Я буду есть.

В. Стал Кощей есть пирог. И вот чудо! Стражники побросали ружья, Кощей заулыбался и запел.

Что со мною, не пойму!

Небо голубое.

Хорошо как на душе!

Что это такое?

Птички весело поют, солнце ярко светит.

А вокруг цветы цветут, как здорово на свете!

В. Подействовало чудо-яблоко, злой Кощей стал добрым.

Стал Иван просить Кощея.

Иван-царевич. Кощеюшка, верни невесту мою Варвару Прекрасную!

Кощей. И то правда, загостилась она у меня. Стражники, приведите Варвару Прекрасную, Иван заждался.

Стражники выводят Варвару.

Варвара Прекрасная. Что случилось? Неужели я на свободе?! Спасибо, Иванушка!

Спасибо, друзья, за спасение!

А что с Кощеем делать?

Иван-царевич. Кощей теперь не злой. Добро победило зло!

Финальная песня (поют все герои).

Будем счастливо мы жить и с Кощеюшкой дружить.

Будут дружно все трудиться, будут петь и веселиться.

Будет царство процветать, государство расцветать.

И на радости такой мы закатим пир горой.

В. Вот и сказочке конец, а кто слушал — молодец!

Дмитриева И., Барсук Д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: