Задачи: уточнять представления детей о Чебурашке; закреплять умение описывать внешний вид с опорой на схему; развивать мышление, творческое воображение, умение решать проблемные ситуации; учить создавать в рисунке образ любимого сказочного героя, поощрять их творческие замыслы, находки и решения противоречий.
Оборудование: волшебный телевизор, предметные картинки, изображения человеческих лиц, краски, лист бумаги.
Ход занятия
Воспитатель (В.). Ребята, сегодня в нашу школу-сад пришло письмо, а в нем — фотографии-схемы. Хотите их рассмотреть?
Воспитатель показывает детям изображения человеческих лиц и предлагает определить эмоциональное состояние каждого из них: веселье, грусть, злость, безразличие, испуг, радость, удивление.
Вопросы детям:
§ Когда человеку весело, грустно? (Ответы детей.)
§ А какое настроение у вас? (Ответы детей.)
В. Ребята, давайте послушаем песенку. (Исполняется песенка Чебурашки.) О ком эта песенка? (Ответы детей.) А кто такой Чебурашка? (Игрушка, сказочный герой.)
|
|
В. Давайте посмотрим на наш волшебный телевизор (воспитатель открывает центральную картинку с изображением Чебурашки). Сейчас он нам поможет больше узнать о себе.
Вопросы детям:
§ Кто же такой Чебурашка? (Он похож на медвежонка. — Картинка сверху.)
§ Какие у него части тела? (Подсистема.)
§ Кем он был раньше? (Маленьким Чебурашкой. — Прошедшее время системы.)
§ Чем отличаются части тела маленького Чебурашки? — (Прошедшее время подсистемы).
§ Кем он стал потом? (Героем мультфильма. — Будущее время системы.)
§ Кто друзья Чебурашки? (Крокодил Гена. — Будущее время подсистемы.)
§ Кем был Чебурашка до того, как о нем сочинили сказку? (Игрушкой. — Прошедшее время надсистемы.)
В. А сейчас, дети, глядя на наш волшебный телевизор, давайте попробуем нарисовать портрет Чебурашки.
Необходимо рассмотреть все работы, выделить наиболее выразительные из них. (Чебурашка веселый, грустный, забавный, сердитый и т. д.)
В. Глядя на наш волшебный телевизор и ваши рисунки, давайте вместе придумаем историю о приключениях Чебурашки.
Дети придумывают историю о приключениях Чебурашки.
Занятие для старшей группы
Программное содержание:
§ систематизировать представления детей старшей группы о свойствах объектов;
§ развивать умение переносить свойства с одного объекта на другой;
§ продолжать учить детей целенаправленному восприятию знакомых объектов, анализу их признаков, назначения;
§ упражнять в разрешении проблемных ситуаций;
§ развивать диалектическое мышление;
§ формировать навыки прогнозирования и фантазирования, развивать внимание;
|
|
§ активизировать мышление детей;
§ воспитывать у детей желание следить за своими зубами, чистить их, своевременно обращаться к врачу.
Предварительная работа с детьми:
1. Беседа: «Если хочешь быть здоров», «Как уберечь зубы от кариеса» (А.А.Вахрушев. Здравствуй, мир! Окружающий мир дошкольника. Занятие №3, №4).
2. Беседа: «Подружись с зубной щеткой».
3. Экскурсия в стоматологический кабинет. Беседа с врачом-стоматологом на темы: «Как правильно чистить зубы», «Для чего человеку нужны здоровые зубы».
4. Профосмотр детей в кабинете стоматолога.
5. Беседа с детьми о необходимости чистить зубы.
6. Беседа по теме занятия с использованием «Детской энциклопедии» и другой методической литературы.
7. Беседа с детьми о полезных и вредных продуктах для сохранения зубов; о рациональном питании, здоровом образе жизни.
8. Беседа на тему: «Как правильно выбрать зубную пасту и щетку».
Ход занятия
На столе в произвольном порядке разложены различные виды щеток: зубная, для одежды, для обуви, массажная, для ухода за комнатными растениями, для мытья игрушек.
Дети решают пространственный элемент ТРИЗ-технологии «Да-нетку».
Воспитатель (В.). Загаданный объект — зубная щетка.
Дети, у меня на столе разложены различные виды щеток. Рассмотрите внимательно, какие они, как устроены. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Да-нетка». Загаданный объект — одна из щеток. А вам нужно разобраться и ответить мне, какие щетки для чего предназначены.
Дети отвечают, и останавливают внимание на зубной щетке.
В. А сейчас наша зубная щетка «отправится» на «Волшебный экран».
1-й экран.
В. Почему эта щетка так называется?
Дети.
— Потому что ею чистят зубы.
— Потому что с помощью зубной щетки ухаживают за зубами.
— Потому что без нее нельзя хорошо почистить зубы.
В. Какова ее главная задача? Для чего человеку нужно чистить зубы?
Дети.
— Для того, чтобы они были здоровыми, белыми, красивыми.
— Чтобы не было кариеса.
— Чтобы было чем пережевывать пищу.
— Чтобы приятно было общаться, улыбаться, разговаривать.
В. А еще, когда у человека здоровые зубы, то и сам он здоровый. Вот почему нам надо каждый день не забывать чистить зубки.
Й ребенок.
Как поел, почисти зубки!
Делай так два раза в сутки.
Й ребенок.
Предпочти конфетам фрукты —
Очень важные продукты.
Й ребенок.
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
Дети (все вместе).
К стоматологу идем
В год два раза на прием,
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет.
Физкультминутка «Улыбка».
2-й экран.
В. Посмотрите на щетку, из каких частей она состоит?
Дети. Она состоит из ручки, ворсинок, щетины.
В. Для чего нужны ворсинки?
Дети.
— Чтобы хорошо все вычистить между зубов.
— Вымести все микробы.
В. Дети, а какие ворсинки могут быть на ощупь?
Дети.
— Жесткие.
— Не сильно жесткие.
— Мягкие, мокрые.
— Нежные, холодные.
— Колючие, теплые.
— Приятные и т.д.
В. Правильно, ворсинки у щеток разные. Вот почему взрослые советуются с врачом-стоматологом, какую правильно выбрать зубную щетку. Поэтому как для взрослых, так и для детей выпускаются разные зубные щетки: жесткие, мягкие, цветные.
А какие вы знаете пословицы и поговорки про зубы?
Дети.
— Один плохой зуб поражает всю челюсть.
— Зубную боль не терпит и медведь.
— За чужой щекой рот не болит.
— Рот — причина наших болезней.
В. Дети, а для чего у щетки ручка?
Дети. Для того, чтобы держать щетку и т.д.
В. Представьте себе, если бы у зубных щеток не было ручек, какие неудобства были бы при чистке зубов?
Дети. Можно поранить десна, ворсинки могут застрять между зубами.
В. Дети, не случайно наша зубная щетка лежала в этом множестве вещей. Какие еще бывают щетки? Для чего они предназначены?
|
|
Дети.
— Есть щетки хозяйственные: ими можно чистить посуду.
— Есть щетки для удаления пыли.
— Еще есть щетки для машины; есть и такие, которые чистят, подметают улицы.
— Есть щетки для пола, щеточки для ресниц и т.д.
В. Зачем человек придумал так много щеток? Почему нельзя одной и той же щеткой чистить обувь и одежду?
Дети отвечают. Воспитатель анализирует их ответы.
Физкультминутка.
4-й экран.
В. Как вы думаете, чем человек в давние времена чистил зубы? Ведь тогда еще не придумали такой удобной зубной щетки.
Дети. Палочками, травой, жевали цветы, кору деревьев…
5-й экран.
В. Как выглядели эти приспособления, из каких частей состояли?
Дети. Они не были похожи на зубную щетку, ими было неудобно чистить зубы.
В. А теперь послушайте рассказ о зубной щетке.
Зубную щетку придумал еще первобытный человек. Обыкновенная палочка с разрисованными концами — вот и все было «изобретение». Но в наше время в Индии на базарах продают также «зубные щетки» из веточек определенного дерева. Для чистки зубов достаточно зачистить веточку от коры и пожевать. Размоченные волокна с успехом очистят зубы, а выделяющийся сок (весьма приятный на вкус) обладает дезинфицирующим действием и отлично укрепляет зубы и десны. На Руси во времена Ивана Грозного после трапезы пользовались так называемой зубной метлой или веточкой-палочкой с пучком щетины на конце.
Петр I в обязательном порядке предписывал боярам чистить зубы влажной тряпкой с толченым мелом перед знаменитыми ассамблеями.
Но — это далекая история. С той поры прошло много времени, и люди научились правильно ухаживать за зубами и полостью рта. Появились различные виды зубных паст как для взрослых, так и для детей. К тому же эти пасты обладают профилактическим и лечебным действием. Усовершенствуются и виды зубных щеток. Есть простые, механические, а есть и электрические.
6-й экран.
В. Вот почему человек стал придумывать новую зубную щетку.
А теперь мы с вами поиграем в игру «Цепочка».
Игра «Цепочка».
Первый ребенок называет объект и его свойство, передает мяч, второй ребенок — объект с названным свойством, третий — другое свойство нового объекта.
|
|
Например: морковь сладкая — сладким бывает сахар, сахар белый — белым бывает снег, снег пушистый — пушистым бывает зайчик и т.д.
7-й экран.
В. Дети, а теперь давайте подумаем, что в нашей зубной щетке хорошо, а что плохо?
8-й экран.
Игра «Хорошо — плохо».
9-й экран.
В. А как эти недостатки можно устранить? Давайте изобретем прямо сейчас свою зубную щетку, которой еще никто никогда не видел, это щетка будущего. Закройте глаза и представьте каждый свою новую щетку.
(Рассказы детей.)
Практическая часть.
Элементы изобразительной деятельности.
Дети рисуют изобретенную ими зубную щетку и комментируют свой рисунок.
(Рассказы детей.)
— У меня будет щетка с ворсинками с двух сторон. Ворсинка будут держаться на валике, который будет вращаться, а ворсинки будут сами чистить зубы. На ручке будет выключатель.
— А у моей щетки ручка волшебная. Как только я дотронусь до ручки, оттуда покажется волшебный экранчик. Я его подношу ко рту, а там загорается лампочка. И зубы чистятся сами. Моя щетка называется электронной.
— А у меня зубная щетка — невидимка. Как только я подумаю, что нужно чистить зубы, щетка прилетает ко мне сама. Залетает в рот и чистит зубы. Она круглая и очень маленькая. У нее нет ручки, но зубы она чистит хорошо. Почистит зубы и станет снова невидимкой. Вот такая у меня щетка.