Занятие с использованием методики ТРИЗ для детей старшей группы

Задачи: уточнять представления детей о Чебурашке; закреплять умение описывать внешний вид с опорой на схему; развивать мышление, творческое воображение, умение решать проблемные ситуации; учить создавать в рисунке образ любимого сказочного героя, поощрять их творческие замыслы, находки и решения противоречий.

Оборудование: волшебный телевизор, предметные картинки, изображения человеческих лиц, краски, лист бумаги.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Ребята, сегодня в нашу школу-сад пришло письмо, а в нем — фотографии-схемы. Хотите их рассмотреть?

Воспитатель показывает детям изображения человеческих лиц и предлагает определить эмоциональное состояние каждого из них: веселье, грусть, злость, безразличие, испуг, радость, удивление.

Вопросы детям:

§ Когда человеку весело, грустно? (Ответы детей.)

§ А какое настроение у вас? (Ответы детей.)

В. Ребята, давайте послушаем песенку. (Исполняется песенка Чебурашки.) О ком эта песенка? (Ответы детей.) А кто такой Чебурашка? (Игрушка, сказочный герой.)

В. Давайте посмотрим на наш волшебный телевизор (воспитатель открывает центральную картинку с изображением Чебурашки). Сейчас он нам поможет больше узнать о себе.

Вопросы детям:

§ Кто же такой Чебурашка? (Он похож на медвежонка. — Картинка сверху.)

§ Какие у него части тела? (Подсистема.)

§ Кем он был раньше? (Маленьким Чебурашкой. — Прошедшее время системы.)

§ Чем отличаются части тела маленького Чебурашки? — (Прошедшее время подсистемы).

§ Кем он стал потом? (Героем мультфильма. — Будущее время системы.)

§ Кто друзья Чебурашки? (Крокодил Гена. — Будущее время подсистемы.)

§ Кем был Чебурашка до того, как о нем сочинили сказку? (Игрушкой. — Прошедшее время надсистемы.)

В. А сейчас, дети, глядя на наш волшебный телевизор, давайте попробуем нарисовать портрет Чебурашки.

Необходимо рассмотреть все работы, выделить наиболее выразительные из них. (Чебурашка веселый, грустный, забавный, сердитый и т. д.)

В. Глядя на наш волшебный телевизор и ваши рисунки, давайте вместе придумаем историю о приключениях Чебурашки.

Дети придумывают историю о приключениях Чебурашки.

Занятие для старшей группы

Программное содержание:

§ систематизировать представления детей старшей группы о свойствах объектов;

§ развивать умение переносить свойства с одного объекта на другой;

§ продолжать учить детей целенаправленному восприятию знакомых объектов, анализу их признаков, назначения;

§ упражнять в разрешении проблемных ситуаций;

§ развивать диалектическое мышление;

§ формировать навыки прогнозирования и фантазирования, развивать внимание;

§ активизировать мышление детей;

§ воспитывать у детей желание следить за своими зубами, чистить их, своевременно обращаться к врачу.

Предварительная работа с детьми:

1. Беседа: «Если хочешь быть здоров», «Как уберечь зубы от кариеса» (А.А.Вахрушев. Здравствуй, мир! Окружающий мир дошкольника. Занятие №3, №4).

2. Беседа: «Подружись с зубной щеткой».

3. Экскурсия в стоматологический кабинет. Беседа с врачом-стоматологом на темы: «Как правильно чистить зубы», «Для чего человеку нужны здоровые зубы».

4. Профосмотр детей в кабинете стоматолога.

5. Беседа с детьми о необходимости чистить зубы.

6. Беседа по теме занятия с использованием «Детской энциклопедии» и другой методической литературы.

7. Беседа с детьми о полезных и вредных продуктах для сохранения зубов; о рациональном питании, здоровом образе жизни.

8. Беседа на тему: «Как правильно выбрать зубную пасту и щетку».

Ход занятия

На столе в произвольном порядке разложены различные виды щеток: зубная, для одежды, для обуви, массажная, для ухода за комнатными растениями, для мытья игрушек.

Дети решают пространственный элемент ТРИЗ-технологии «Да-нетку».

Воспитатель (В.). Загаданный объект — зубная щетка.

Дети, у меня на столе разложены различные виды щеток. Рассмотрите внимательно, какие они, как устроены. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Да-нетка». Загаданный объект — одна из щеток. А вам нужно разобраться и ответить мне, какие щетки для чего предназначены.

Дети отвечают, и останавливают внимание на зубной щетке.

В. А сейчас наша зубная щетка «отправится» на «Волшебный экран».

1-й экран.

В. Почему эта щетка так называется?

Дети.

— Потому что ею чистят зубы.

— Потому что с помощью зубной щетки ухаживают за зубами.

— Потому что без нее нельзя хорошо почистить зубы.

В. Какова ее главная задача? Для чего человеку нужно чистить зубы?

Дети.

— Для того, чтобы они были здоровыми, белыми, красивыми.

— Чтобы не было кариеса.

— Чтобы было чем пережевывать пищу.

— Чтобы приятно было общаться, улыбаться, разговаривать.

В. А еще, когда у человека здоровые зубы, то и сам он здоровый. Вот почему нам надо каждый день не забывать чистить зубки.

Й ребенок.

Как поел, почисти зубки!

Делай так два раза в сутки.

Й ребенок.

Предпочти конфетам фрукты —

Очень важные продукты.

Й ребенок.

Чтобы зуб не беспокоил,

Помни правило такое:

Дети (все вместе).

К стоматологу идем

В год два раза на прием,

И тогда улыбки свет

Сохранишь на много лет.

Физкультминутка «Улыбка».

2-й экран.

В. Посмотрите на щетку, из каких частей она состоит?

Дети. Она состоит из ручки, ворсинок, щетины.

В. Для чего нужны ворсинки?

Дети.

— Чтобы хорошо все вычистить между зубов.

— Вымести все микробы.

В. Дети, а какие ворсинки могут быть на ощупь?

Дети.

— Жесткие.

— Не сильно жесткие.

— Мягкие, мокрые.

— Нежные, холодные.

— Колючие, теплые.

— Приятные и т.д.

В. Правильно, ворсинки у щеток разные. Вот почему взрослые советуются с врачом-стоматологом, какую правильно выбрать зубную щетку. Поэтому как для взрослых, так и для детей выпускаются разные зубные щетки: жесткие, мягкие, цветные.

А какие вы знаете пословицы и поговорки про зубы?

Дети.

— Один плохой зуб поражает всю челюсть.

— Зубную боль не терпит и медведь.

— За чужой щекой рот не болит.

— Рот — причина наших болезней.

В. Дети, а для чего у щетки ручка?

Дети. Для того, чтобы держать щетку и т.д.

В. Представьте себе, если бы у зубных щеток не было ручек, какие неудобства были бы при чистке зубов?

Дети. Можно поранить десна, ворсинки могут застрять между зубами.

В. Дети, не случайно наша зубная щетка лежала в этом множестве вещей. Какие еще бывают щетки? Для чего они предназначены?

Дети.

— Есть щетки хозяйственные: ими можно чистить посуду.

— Есть щетки для удаления пыли.

— Еще есть щетки для машины; есть и такие, которые чистят, подметают улицы.

— Есть щетки для пола, щеточки для ресниц и т.д.

В. Зачем человек придумал так много щеток? Почему нельзя одной и той же щеткой чистить обувь и одежду?

Дети отвечают. Воспитатель анализирует их ответы.

Физкультминутка.

4-й экран.

В. Как вы думаете, чем человек в давние времена чистил зубы? Ведь тогда еще не придумали такой удобной зубной щетки.

Дети. Палочками, травой, жевали цветы, кору деревьев…

5-й экран.

В. Как выглядели эти приспособления, из каких частей состояли?

Дети. Они не были похожи на зубную щетку, ими было неудобно чистить зубы.

В. А теперь послушайте рассказ о зубной щетке.

Зубную щетку придумал еще первобытный человек. Обыкновенная палочка с разрисованными концами — вот и все было «изобретение». Но в наше время в Индии на базарах продают также «зубные щетки» из веточек определенного дерева. Для чистки зубов достаточно зачистить веточку от коры и пожевать. Размоченные волокна с успехом очистят зубы, а выделяющийся сок (весьма приятный на вкус) обладает дезинфицирующим действием и отлично укрепляет зубы и десны. На Руси во времена Ивана Грозного после трапезы пользовались так называемой зубной метлой или веточкой-палочкой с пучком щетины на конце.

Петр I в обязательном порядке предписывал боярам чистить зубы влажной тряпкой с толченым мелом перед знаменитыми ассамблеями.

Но — это далекая история. С той поры прошло много времени, и люди научились правильно ухаживать за зубами и полостью рта. Появились различные виды зубных паст как для взрослых, так и для детей. К тому же эти пасты обладают профилактическим и лечебным действием. Усовершенствуются и виды зубных щеток. Есть простые, механические, а есть и электрические.

6-й экран.

В. Вот почему человек стал придумывать новую зубную щетку.

А теперь мы с вами поиграем в игру «Цепочка».

Игра «Цепочка».

Первый ребенок называет объект и его свойство, передает мяч, второй ребенок — объект с названным свойством, третий — другое свойство нового объекта.

Например: морковь сладкая — сладким бывает сахар, сахар белый — белым бывает снег, снег пушистый — пушистым бывает зайчик и т.д.

7-й экран.

В. Дети, а теперь давайте подумаем, что в нашей зубной щетке хорошо, а что плохо?

8-й экран.

Игра «Хорошо — плохо».

9-й экран.

В. А как эти недостатки можно устранить? Давайте изобретем прямо сейчас свою зубную щетку, которой еще никто никогда не видел, это щетка будущего. Закройте глаза и представьте каждый свою новую щетку.

(Рассказы детей.)

Практическая часть.

Элементы изобразительной деятельности.

Дети рисуют изобретенную ими зубную щетку и комментируют свой рисунок.

(Рассказы детей.)

— У меня будет щетка с ворсинками с двух сторон. Ворсинка будут держаться на валике, который будет вращаться, а ворсинки будут сами чистить зубы. На ручке будет выключатель.

— А у моей щетки ручка волшебная. Как только я дотронусь до ручки, оттуда покажется волшебный экранчик. Я его подношу ко рту, а там загорается лампочка. И зубы чистятся сами. Моя щетка называется электронной.

— А у меня зубная щетка — невидимка. Как только я подумаю, что нужно чистить зубы, щетка прилетает ко мне сама. Залетает в рот и чистит зубы. Она круглая и очень маленькая. У нее нет ручки, но зубы она чистит хорошо. Почистит зубы и станет снова невидимкой. Вот такая у меня щетка.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: