Смотрю я сегодня, как над заснеженным запрудным бором встает заря нового дня, и вспоминаю другую зарю, которую мы с Закием Акмаловичем Авхадыевым встречали как-то летом на Уфе на рыбалке с ночевкой чуть ниже Журавлей.
Тихо шелестел перекат, где-то скрипел коростель, от воды поднимался легкий туман. От красоты и умиротворенности, от покоя в неверном свете, когда кончается ночь и пышной зарей встает новый день, захватывало дух, и оба мы молчали, любуясь тем прекрасным, что подарила нам жизнь.
К этому мгновению мы прошли тысячи километров с боями, с тяжелейшим военным трудом от порога Черкасского пехотного училища, где нас учили воевать, до рубежа означенного каждому из нас военной судьбой.
Мы знаем цену такой тишине и нашей изумительной уральской природе, красавице Уфе, равную которой по красоте трудно сыскать.
И после войны судьбе было угодно направить нашу жизнь по единому руслу. Оба мы занимались воспитанием детей и взрослых, будучи учителями. Именно здесь по-настоящему раскрылся талант и характер Закия.
|
|
Он начал работать учителем Азигуловской средней школы, где складывался тогда один из лучших педагогических коллективов и было у кого учиться педагогическому мастерству. Всегда помогала ему в этом его жена Галия Миттаховна—высококлассный учитель и общественный активист села. Затем Закий Акмалович был назначен директором Азигуловского детского дома. Под его руководством по итогам министерской инспекторской проверки Азигуловский детский дом занял одно из призовых мест и был премирован грузовым автомобилем.
Дети-сироты — воспитанники детского дома — были собраны со всей области с очень запущенными знаниями или вовсе не обучавшиеся. Татарский детский дом был единственным в Свердловской области. Педколлектив Азигуловской средней школы под руководством Зайнуллина Александра Зиннатовича, воспитательский коллектив детского дома трудились не покладая сил и добились того, что в детском доме все дети нормально переходили из класса в класс, старшие воспитанники помогали младшим. Была нормальная дисциплина и семейная обстановка. Закий Акмалович был непререкаемым авторитетом у воспитанников.
Я вспоминаю это время, и перед моими глазами — территория детского дома. Он располагался в нескольких одноэтажных деревянных зданиях на задворках школы на самой окраине села, рядом с полем. На спортивной площадке шло построение воспитанников детского дома, посвященное окончанию учебного года и выезду в летний лагерь. Вот группы воспитанников построены. Тут присутствуют учителя школы, члены районного попечительского совета под руководством Батюкова Василия Ильича, зампред райисполкома с подарками детям и детдому, окрестные жители села Азигулово. Линейку ведет старшая пионерская вожатая Зухра Ахметовна, ныне Гафурьянова — красивая, нарядная, цветущая девушка, которая, естественно, вписывается в это летнее яркое солнечное утро. Все идет очень торжественно и с большой душевной теплотой. Поднимается флаг летнего пионерского лагеря детского дома. Это был праздник не только для детей, но и для жителей села, которые с такой теплотой относились к этим детям, утратившим родителей. Такие теплые взаимоотношения между детдомовцами и жителями явление довольно редкое в других детских домах, а в Азигулово это было нормой жизни. В этом тоже была направляющая рука Закия.
|
|
Палаточный лагерь детдома располагался в 4-5 километрах выше села Азигулово на живописном берегу реки Уфы. Место тщательно подбиралось: чтобы можно было безопасно купаться, хорошо позагорать, порыбачить, поиграть в футбол и волейбол. День открытия лагеря был как бы всенародным праздником села Азигулово, так как обычно совпадал с окончанием весенне-полевых работ в совхозе и в личных огородах, в детдоме — на пришкольном участке. Село пустело, и все от мала до велика выезжали на пикник на берег Уфы, ловили неводом рыбу и варили традиционную уху в огромном котле для всех желающих. Все были в прекрасном расположении духа и с легким сердцем гуляли до вечера. Все жители села, детдом, педколлектив школы казались одной дружной семьей.
Но, увы, вскоре детский дом приказом облоно был закрыт из-за ветхости спальных помещений. Зимой на полу замерзала вода, несмотря на жарко натопленные печи. Всем было очень жаль — и детям, и учителям, и жителям. Детей развезли по детским домам области.
Заболел и Закий Акмалович и лечился два года. После болезни вынужден был заниматься воспитательной работой только с взрослыми. Он был избран руководителем профкома совхоза «Азигуловский», затем работал в Азигуловском доме культуры — до пенсии. И там и там работал успешно, как новатор, внедряя новые интересные формы работы. Азигуловский дом культуры стая истинным центром сохранения и умножения национальной татарской культуры. Все, кто работал с ним в это время, с благодарностью и уважением вспоминают Закия Акмалоеича как человека доброго, требовательного, глубоко человечного с душой поэта.
Это была закваска выпускников Черкасского пехотного училища — брать на себя все трудное, ни на что не жаловаться, рассчитывать только на свои силы и силы своих друзей-товарищей, на своего верного друга — свою жену Галию Миттаховну. Он никогда не перекладывал свой груз на чужие плечи, не прятался за чужие спины, когда речь шла о жизни и смерти или об огромной ответственности. Все это является законом жизни и сегодня для Закия Акмаловича, человека далеко не здорового на рубеже 75 лет.
Таков он, защитник Отечества, который защищал сам свое Отечество и с оружием в руках, и в мирное время, готовя к жизни и к защите Отечества подрастающее поколение.
Вторая мама. Одна на тысячу
Все ждущие ребенка надеются, что он непременно будет здоровым и умненьким. Но иногда природа по неизвестным причинам (а иногда по известным) преподносит далеко не радостные сюрпризы. Ребенок родился с серьезными отклонениями интеллекта от нормы. Родители в шоке. Но ребенок растет, и ему жить в этом мире. Как подготовить его к жизни?
Часть таких детей в 70- е годы направлялась в спецшколы Екатеринбурга, а часть оставалась неустроенными, или их не отпускали родители. Для них в поселке Арти на базе вечерней школы был открыт спецкласс по инициативе отдела образования.
|
|
После окончания утренней смены, в 12 часов дня, в здании, где сейчас музей, начинал работу этот спецкласс. Для работы с особенными детьми нужен не просто учитель, а учитель - психолог по складу ума с бесконечным терпением и творческими педагогическими способностями «составлять» индивидуальную методику для каждого ребенка, ибо общая методика для них непригодна, а, следовательно, безрезультатна.
Одной из серьезных препон у этих ребят явилось полное отсутствие навыков поведения в детском коллективе и во взаимоотношениях друг с другом, так как они выросли в семьях без контактов с другими детьми. Здесь учитель должен быть и матерью для каждого из них, их надо любить, так как дети очень тонко чувствуют фальшь в отношениях с ними со стороны взрослых.
Таким учителем стала Валентина Григорьевна Чабина. Она в разное время обучала в своем классе от восьми до двенадцати детей. Но и эта небольшая по школьным меркам группа требовала больших сил в сравнении с обычным начальным классом.
Форма преподавания только игровая с индивидуальным подходом к каждому, в зависимости от его интеллекта. Педагог учила их общению друг с другом. А уж только после этого - самым элементарным знаниям арифметики, грамотности, связной речи. Дети любили заниматься ручным трудом и рисованием.
Приходилось Валентине Григорьевне заниматься и бытовыми вопросами, например, водить детей в туалет, поправлять на них одежду, вытирать носы и т.д. Детей на занятия приводили их родные. Сами дети не могли найти ни школы, ни дома. Поэтому у Валентины Григорьевны были ключи от всех квартир ее учеников. Не все работающие родители могли прийти за детьми в школу. Тех, за кем не пришли после занятий, она сама вела домой. Брала всех оставшихся детей с собой и по разработанному ей самой маршруту разводила по домам. Она открывала квартиру, ставила еду на стол ученику, раздевала его и садила за стол, и, когда он начинал есть, уходила и закрывала квартиру. Таким же образом разводила остальных. Родители боготворили ее, а дети даже называли мамой.
|
|
Однажды я попросился к ней на урок посмотреть, как это Валентина Григорьевна пробуждает к жизни интеллект, угнетенный болезнью. Это ведь, по идее своей, потрясающее явление. Урока, в общепринятом школьном понятии, просто не было. Была глубокая целенаправленная индивидуальная работа с каждым учеником. Один мальчик не был настроен заниматься чем-либо. Расплакался и залез под парту. Она села с ним рядом на скамейку, что-то тихое, ласковое вполголоса говорила ему и гладила его по голове. Мальчик затих и тут же задремал, несмотря на царивший в классе шум. Проспав минут 10, ребенок сам вылез из-под парты и, как ни в чем не бывало, начал рисовать, то есть делать ту работу, которую должен был делать по плану урока учителя. Она составляла план урока на каждого ученика, на каждый рабочий день.
Я тогда убедился, что такому учителю нет цены. Это просто подвижничество. Со временем таких детей стало возможно устраивать в спецшколы, путевок стало достаточно. В спецшколах, конечно, отработанная система воспитания, лечения, обучения и специального питания, которое играет очень важную роль в развитии интеллекта. Наша группа была закрыта. Родители очень переживали закрытие группы, так как не хотели расставаться со своими детьми. Но все наши попытки сохранить группу были тщетными. Может быть, их обучение в спецшколе будет более результативно, но такой душевности они больше нигде не получат, ибо так отдавать себя без остатка детям, как Валентина Григорьевна, может один человек из тысячи.
Как настоящий отец
Сегодня, наверное, не все даже в Азигулово знают, что когда-то в селе успешно работал единственный в области детский дом для детей татарской национальности, осуществляя практические действия по борьбе с детской безнадзорностью, а также воспитание и обучение детей на родном татарском языке, что чрезвычайно важно, особенно для беспризорных детей.
Районный попечительский совет Азигуловского детского дома собирался в райисполкоме в дорогу к своим подопечным. Совет состоял из самых влиятельных и «имущих» людей района. Туда входили директор Артинского механического завода, председатель райпотребсоюза, начальник управления сельского хозяйства, первый секретарь райкома комсомола, заведующий районо, а также директор совхоза «Азигуловский», директор Азигуловской школы и директор детского дома. Райсовет возглавлял заместитель председателя райисполкома Василий Ильич Батюков.
...День был как на заказ. Бездонное, голубое небо, веселое озорное солнце, молодая нежно-зеленая трава во дворе детского дома. В 10 утра состоялось общее построение воспитанников детдома в честь окончания учебного года и начала лагерного сезона.
Воспитанники были одеты в белые рубашки и блузки и в черные брюки и юбочки, в красных шелковых галстуках - это подарок райпотребсоюза. Это было так по-весеннему: радостно и празднично. Командовала построением и всем праздником, начиная с подъема флаг, старшая пионерская вожатая школы и детского дома Зухра Ахметовна Гафурьянова. Строил воспитанников физрук школы Рафаил Гафурович Гафурьянов. Эти два тогда цветущих человека, блистающих своей красотой, молодостью, жаждой жизни, были истинным олицетворением праздника. Они и этот нарядный строй воспитанников до сих пор стоят у меня в глазах, как и в тот самый день.
После построения и поздравлений члены попечительского совета вручили подарки детскому дому и каждому воспитаннику лично. В тот раз были подарены 10 палаток для разбивки лагеря на живописном берегу Уфы, каждому легкая лагерная одежда, кульки со сладостями, радиоприемник и многое другое. Ребята были в восторге от предстоящего отдыха, купания на Уфе, рыбалки, ягод грибов, пиканов и прочих необычных событий, игр в волейбол и футбол. А незабываемые вечера у костра с песнями и интересными рассказами, импровизированными выступлениями самодеятельных артистов ложились в память на долгие годы.
Провожали в лагерь детдомовцев и многие жители села, прежде всего, молодежь. Ловили неводом рыбу и варили общую уху в котле ведра на три, пели песни, звучала музыка, гуляли до вечера. Эти проводы в лагерь выливались в своеобразное народное гуляние всего села.
Всем в детдоме руководил ныне покойный Закий Акмалович Авхадыев, человек выдержанный, серьезный, полный внутреннего достоинства, хотя внешне это и не всегда проявлялось. Он любил своих воспитанников, но был с ними строг по-отечески, занимался их воспитанием, как говорится, и днем и ночью, как каждый настоящий учитель, у которого проблема ребят в голове и сердце круглые сутки. Особое внимание уделял охране жизни и здоровья своих воспитанников. Ночевал с ними в лагере, хотя и были там дежурные воспитатели (по графику), а вот не спалось дома. И все время сверлила одна и та же мысль: «А как там, в лагере?» Вставал, бывало, ночью и шел в лагерь.
В воспитание детдомовцев и их обучение вложили огромный труд учителя Азигуловской школы во главе с ее директором А.З. Зайнуллиным, человеком высокой культуры, эрудитом и интеллектуалом, новатором в развитии методики преподавания основ наук в школьном курсе в национальной школе, прежде всего русского языка. Всех приводил в изумление факт: выпускники Азигуловской школы свободно владеют русским языком, говорят, практически без акцента, проживая в селе, где все жители и дома, и на улице говорят только по-татарски. Явление из ряда вон выходящее в школьной практике.
Александром Зиннатовичем и его талантливыми учителями, начиная с педагогов начальных классов, была создана своя, «азигуловская» методика обучения русскому языку. Этот феномен приезжали изучать учителя и директора татарских школ области, учителя «продвинутых» школ Казани, методисты областного и Казанского республиканского институтов усовершенствования учителей. Все благодарили азигуловских учителей за опыт, которым они делились с коллегами, среднее образование всем детям села и окрестных татарских сел не только нашего района. На территории Азигуловского сельсовета не было ни одного необучающегося подростка, и поэтому перепись населения показана самый высокий процент жителей со средним и высшим образованием. В Азигулово живут образованные люди. Воспитанникам детского дома несказанно повезло в том, что они попали в руки такого многоопытного коллектива, способного воспитывать не только нормальных сельских детей, но и истерзанных жизнью людей с поломанными, казалось, навсегда, судьбами. Большим плюсом было то, что детский дом отказался от создания собственной детдомовской школы, как это практиковалось в большинстве детских домов. Хотя детдомовцев было всегда сто с лишним или около ста человек, они всегда обучались вместе с сельскими детьми из нормальных семей. Это снимало с них психологическую травму «брошенного ребенка», и чувствовали они себя такими же людьми, как их соседи по парте. В этом огромная заслуга и истинного педагога Александра Зиннатовича, и всего коллектива, нацеленного им прежде всего на воспитание этих детей. Как правило, все детдомовцы переход или в следующий класс. И это было очень правильно. Если кто и оставался по отдельным предметам, темам, то его все равно переводили в следующий класс, а в следующем году дорабатывали упущенное, неусвоенное. Это делалось для того, чтобы не наносить воспитанникам детдома психологической травмы, так как жизнь их достаточно била только за то, что они были лишними для своих горе-родителей, или просто потерялись. Обучение детей села и детского дома в одних и тех же классах рождало дружбу, и они бывали в семьях своих друзей на равных. Жители села никогда не боялись воспитанников детского дома, а они не «пакостили» на усадьбах жителей села. Новенькие воспитанники поначалу что-то и пытались «выкинуть», но Закий Акмалович с новеньких не спускал глаз, пока они не входили в «азигуловскую» норму поведения. Если и случался какой-то казус, то виновник события вместе с директором детдома ходили в ту семью с извинениями. Это сдерживало воспитанников от неблаговидных поступков. Никто из воспитанников не сбегал, как это бывало в других детских домах.
Дети поступали в детский дом по путевкам областного отдела народного образования. Брошенных детей татарской национальности собирали по вокзалам, подвалам домов в больших городах, отправляли в детприемник, а оттуда - в Азигуловский детский дом, единственный детдом в области для татарских детей. Так что приезжали отнюдь не паиньки, а часто уже развращенные до конца подростки, иногда ни разу не посещавшие школу. Их учили вначале индивидуально, а затем в классе. Главное, нужно было внушить этим детям, что это сейчас их дом, где им желают добра, оденут и накормят и ждут от них послушания, уважения к старшим, старания в учебе и труде. Азигуловским учителям и воспитателям детдома это удавалось, за редким исключением. После окончания девяти классов детдомовцев устраивали в профтехучилища по их желаемому профилю, и они устраивались на работу через два года обучения. В училище было и общежитие, и форма, и питание. Были отдельные выпускники, которые обучались в педучилище и даже в пединституте.
В детском доме была своя земля - свой огород, где выращивалась картошка, все овощи на год питания. Была своя молочно-товарная ферма, где производились молоко и мясо. Хотя на ферме работали и штатные работники, однако воспитанники детского дома участвовали в уходе за скотом. У всех были определенные трудовые обязанности по производству продуктов питания для себя непосредственно, поэтому дети питались очень хорошо и вкусно.
В детском доме было три жилых помещения и столовая с кухней. Здания были очень ветхие. Стены и полы не держали в морозы тепла, хотя печки были очень горячие. При мытье пола на полу образовывалась пленка льда. С великим трудом районо и райисполкому удалось за несколько «заходов» выхлопотать строительство типового спального корпуса на 120 мест для детского дома, то есть на весь контингент, но строительство вся оттягивалось из-за отсутствия подрядчика. Областная санэпидстанция закрыла детский дом из-за угрозы жизни и здоровью воспитанников. Детей распределили по детским домам области.
Незадолго до закрытия детского дома, в порядке общей проверки детдомов области, был проверен и Азигуловский детский дом. Проверку проводил замминистра образования РСФСР по детским домам. Работа коллектива детдома и Азигуловской школы по воспитанию и обучению бывших безнадзорных детей была оценена самым высоким баллом из всех детдомов области. Детскому дому был подарен грузовик для хозяйственных нужд, который потом был передан школе.
Вскоре был построен типовой спальный корпус для детдома, но детдом в Азигулово уже не вернули. Спальный корпус был передан школе, и в нем был открыт пришкольный интернат на 120 мест для иногородних детей.