double arrow

Не щадя живота своего

 

Школа, как показала жизнь, не здание, а коллектив людей, избравших себе нелегкий труд, который во все времена оплачивался весьма скромно. Такие люди фанатично преданы своему делу, несмотря на трудности, а порой и незаслуженные обиды. По этому принципу и ковался коллектив единомышленников коллектив первой школы. И, конечно, в таком коллективе с течением лет неизбежно рождаются свои традиции.

Главной и основной традицией школы всегда были и есть высокое качество знаний учащихся, высокий уровень воспитанности и безмерная любовь к Родине. Делалось все, чтобы не стыдно было выпустить ученика в «свет». Широкая дорога каждому была для получения профессии. Однако значительная часть выпускников стремилась на наш косный завод, где десятилетиями работали целыми семьями. Завод всегда брал выпускников, и даже организовал в школе под руководством А.И. Клочкова обучение токарей, фрезеровщиков, слесарей, игольщиков. Межшкольные мастерские стали мини-заводом и выпускали мелкий крепеж для нужд завода. Ребята примерялись к будущей заводской профессии. Так родилась еще одна традиция - крепкая связь школы и завода.

Постоянно шлифовался состав педагогов школы. Их находили и приглашали из других территорий страны. Работать в первой школе было всегда престижно и ответственно, что и стало тоже традицией школы. Обеспечивали высокое качество знаний математики И.П. Ершов, Е.Г. Суханова, Т.М. Туканова, Р.А. Шатохина и другие. Первая всегда была сильна «в математике».

Не менее, а может быть, и более других, славились учителя физики, начиная с корифея В.А. Бусыгина, В.Д. Попова, Ю.Н. Кузьмина. После них выпускники школы не боялись вузов и техникумов не только Свердловска, но и Москвы. Кроме знаний по биологии, громкую работу по школе и в целом по поселку совместно с юннатами провел И.П. Бусыгин. И, прежде всего, по развитию садов на приусадебных участках, где раньше сажали только овощи, картошку и подсолнухи. Например, не сажали цветов, помидоров, не озеленяли улиц. Все это начал Иван Павлович, увлек ребят. А сегодня трудно себе представить любой приусадебный участок без смородины, цветов, ягодников. Входят в быт сливы, яблони и арбузы, даже виноград у самых настырных. Так и родилась еще традиций школы.

Садами! Эту же линию вели и последующие биологи, например, Н.Г. Кузьмина уже в более поздние годы.

Первые выпускники помнят уроки выдающегося химика И.Н. Толкушенко, который после ухода на фронт директора школы В.З. Разумкова возглавил школу. Первая школа сразу стала в районе «законодателем мод» и в области методики преподавания химии. В последующие годы работали Т.М. Радцева, а позднее - В.А. Рожкова. Сегодня, к сожалению, нет в живых И.Н. Толкушенко и большинства его выпускников, но традиция живет. А черчение! Черчение преподавал Я.А. Нефедов, выдающийся талант в этой области. Все, кто прошел через его руки, вышли из школы и талантливыми чертежниками, и людьми, способными «читать чертежи», делать по ним детали и изготовлять классический чертеж любой детали в разных проекциях. Я, например, в политехническом институте ничего нового не получил и сразу мог работать по техническому черчению на уровне второго курса института. Этим и отличалась первая школа от остальных в бытность Якова Афанасъевича в области черчения - высочайшей профессиональностью и теснейшей увязкой с практической жизнью. В первой школе традиция жива и сегодня: думай, конструируй, твори.

Традиция участия школы №1 во всех спортивных соревнованиях заложил еще ее первый физрук, а потом и военрук школы В.А. Оглоблин. Бег на лыжах и коньках с разгребанием мини-катков на льду пруда было традиционным зимним занятием. Игровые виды спорта и, прежде всего, волейбол были постоянными занятиями во все сезоны, кроме зимы, игры проходили на площадках на открытом воздухе.

Тесно примыкал к спорту и туризм. Первым фанатом его была географ А.А. Насекина. Походы по родному краю, водный туризм в основном по Уфе и поездки по городам были «коронкой» первой школы. В водном туризме школа прославилась еще с самого первого выпуска. Весь выпуск сплавился от с. Пристань до г. Уфа по р. Уфа, где душой путешествия был Иван Бусыгин - будущий биолог школы №1. А позднее, уже работая в школе, Иван Павлович ежегодно с ребятами строил лодки. Начиная с апреля, в школе работала судоверфь, а после окончания учебного года водные туристы завозили лодки до Михайловска и сплавлялись, как правило, до Красноу- фимска, а там лодки, как правило, продавали. А на следующий год новые лодки строили новые судостроители. Постепенно школа набирала выдающийся коллектив преподавателей русского языка и литературы. Это А.И. Вахрушева, М Л. Верзакова, А.К. Пекова, А.К. Тарасова. Все они были со своей «изюминкой». Мне довелось учиться у А.И. Вахрушевой. Она стремилась не «вещать истины» как нечто нерушимое и обязательное для всех. Помню, как-то на уроке по «Евгению Онегину» она бросила вопрос в класс: «А вы что думаете о Евгении Онегине?» Наши девочки начали излагать официоз из учебника. Тут Толя Милютин попросил слова. И заявил: «Онегин не какая-нибудь выдающаяся личность, а типичный тунеядец и голимый лентяй. Спит до обеда, ест, а после обеда меряет наряды и едет на балы и пиры. Я таких людей ненавижу! Он себе на кусок хлеба не заработал». Тут началась неуправляемая реакция на Толю. Уже все соскакивали и выпаливали свое мнение. Класс разделился. Когда учитель попыталась разъяснить официальную оценку образа Онегина, в пылу спора Толя вдруг сказал: «А вы, Анна Ивановна, садитесь и не мешайте!». Класс вдруг сразу умолк, и воцарилась жуткая тишина. Толя обалдело обвел всех глазами и вдруг сказал: «Анна Ивановна, дорогая, простите меня, дурака!» После такого обращения Анна Ивановна как-то растерянно посмотрела на всех и сказала: «Спасибо, ребята за урок. Я на таком еще не бывала! И тебе, Толя, спасибо за страсть и новую точку зрения на образ Онегина. И все вы заслужили высокие оценки за знание произведения. Счастлива и прощаю тебя, Толя, с удовольствием». Так начало утверждаться в школе право ребенка на собственную точку зрения. И мы в молодых учителях нашли своих товарищей, так как они состояли в нашей комсомольской организации и были близки нам по образу мышления.

Начальные классы школы работали в «арестном помещении», через дорогу, где сейчас магазин. И там трудились общеизвестные и весьма уважаемые народом учителя начальных классов. Это Т.М. Бусыгина, Г.П. Бурова. Родители хотели, чтобы их детей учили именно они. Все они «пахали, не щадя живота своего». И, как правило, ученик, досконально подготовленный в начальном звене, успешно учился и дальше. Это тоже традиция школы.

Прошу прощения, я еще не упомянул очень и очень многих учителей, участвовавших в создании упомянутых и не упомянутых мной традициях 1-й школы. Для этого нужно издать целую книгу. Может быть, кто- то из выпускников и сделает это в будущем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: