Д. Н. Коротаев, Е. А. Голубева

УПРАВЛЕНИЕ
В ДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ

Учебное пособие

Омск • 2015

УДК 33:625.7(075.8) ББК 65.37
К 68

Рецензенты:

д-р экон. наук, проф. А. А. Гейдт (МАДИ); канд. техн. наук, доц. С. Ю. Столбова (СибАДИ)

Работа одобрена НМСН 270800 «Строительство» факультета АДМ СибАДИ.

Коротаев, Д. Н.
К 68 Управление в дорожной отрасли
[Электронный ресурс]: учебное пособие / Д. Н. Коротаев, Е. А. Голубева. –Омск: СибАДИ, 2014. − Режим доступа: http://bek.sibadi.org/fulltext/esd14.pdf, свободный после авторизации. ‒ Загл. с экрана.

ISBN 978-5-93204-778-1

Отражен круг вопросов, содержащихся в дисциплинах «Экономика дорожной отрасли», «Модели адаптивного управления». Рассмотрены цели, функции, методы управления, вопросы управления персоналом и другие аспекты современного управления, да- на экономическая модель предприятия дорожного хозяйства. Содержатся основные вопросы курса экономики предприятия и предпринимательской деятельности. Завершается словарем основных терминов и понятий в области управления.

Имеет интерактивное оглавление в виде закладок, что обеспечивает навигацию по главам. Рекомендовано для студентов всех форм обучения по направлению «Строительство».

Текстовое (символьное) издание (2,25 Мб).
Систем. требования: Intel, 3,4 GHz; 100 Мб; Windows XP/Vista/7; DVD-ROM;
1 Гб свободного места на жестком диске; программа для чтения pdf-файлов Adobe Acrobat Reader Редактор Н. И. Косенкова
Техническая подготовка издания − Е. В. Садина
Издание первое
Дата подписания к использованию 16.03.2015
Дата размещения на сайте 06.06.2015 Издательско-полиграфический центр СибАДИ. 644080, г. Омск, пр. Мира, 5
РИО ИПЦ СибАДИ. 644080, г. Омск, ул. 2-я Поселковая, 1

© ФГБОУ ВПО «СибАДИ», 2015«СибАДИ», 2015

Оглавление

Введение........................................................................................................................ 3 Глава 1. Организационные структуры управления дорожным хозяйством в Российской Федерации............................................................................................... 6 1.1 Состав дорожного хозяйства Российской Федерации................................... 6 1.2. Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта

Российской Федерации............................................................................................... 10 1.3. Дорожные фонды Российской Федерации. Система финансирования дорожного хозяйства.................................................................................................. 12 1.4 Роль дорожного хозяйства в обеспечении эффективного функционирования автомобильного транспорта................................................. 14 Контрольные вопросы и задания............................................................................. 20 Глава 2. Предприятие как объект управления в дорожном строительстве.... 21 2.1. Понятие и виды предприятий............................................................................ 21 2.2. Организационно-правовые формы предприятий в РФ................................ 24 2.3. Внутренняя среда предприятия (организации).............................................. 28 2.4. Внешняя среда организации.............................................................................. 31 2.5. Организационные структуры управления предприятием........................... 37 2.6. Управляющий персонал предприятия............................................................. 45 2.7. Экономическая модель предприятия дорожного хозяйства..................... 47 2.8. Понятие, состав и структура основных фондов предприятия

дорожного строительства........................................................................................... 51 2.9. Оборотные средства предприятия.................................................................... 60 Контрольные вопросы и задания............................................................................. 63 Глава 3. Основы управления предприятием.......................................................... 64 3.1. Сущность и функции управления...................................................................... 64 3.2. Функции управления............................................................................................ 66 3.3. Современные научные подходы к управлению............................................ 77 3.4. Система методов управления............................................................................ 79

3.5. Организационно-административные методы управления......................... 81 3.6. Экономические методы управления................................................................ 84 3.7. Социально-психологические методы управления........................................ 90 Контрольные вопросы и задания.............................................................................. 94 Глава 4. Принятие управленческих решений......................................................... 95 4.1. Содержание и виды управленческих решений............................................. 95 4.2. Требования, предъявляемые к управленческим решениям...................... 100 4.3. Процесс принятия решений................................................................................ 101 4.4. Методы принятия решений................................................................................ 106 4.5. Принятие решений при выборе стратегии предприятия (SWOT-анализ) 109 Контрольные вопросы и задания.............................................................................. 118 Глава 5. Управление персоналом............................................................................. 119 5.1. Основные направления работы с персоналом.............................................. 119 5.2. Особенности формирования трудовых ресурсов предприятий

дорожного строительства........................................................................................... 119 5.3. Подбор кадров....................................................................................................... 124 5.4. Обучение персонала............................................................................................. 126 5.5. Оплата труда в дорожном строительстве........................................................ 129 Контрольные вопросы и задания.............................................................................. 135 Глава 6. Новые подходы к управлению предприятием дорожного строительства................................................................................................................. 136 6.1. Конкурсные торги в дорожном строительстве............................................... 136 6.2. Ресурсный метод ценообразования на продукцию дорожного строительства................................................................................................................. 144 6.3. Лизинговые операции в дорожном хозяйстве............................................... 152 Контрольные вопросы и задания.............................................................................. 159 Терминологический словарь...................................................................................... 160 Библиографический список........................................................................................ 168











Введение

Федеральная целевая программа «Развитие транспортной систе- мы России до 2030 года» ставит ряд задач:

- развитие современной и эффективной транспортной инфра- структуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижения транспортных издержек в экономике;

-повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;

- повышение конкурентоспособности транспортных систем Рос- сии и реализация транспортного потенциала страны.

Реализация этих целей напрямую связана с деятельностью пред- приятий транспортного строительства, а именно организаций дорож- ного хозяйства. Производственные возможности дорожно- строительных организаций часто не отвечают тем задачам, которые ставит перед ними современный этап развития экономики. Во многом это связано с тем, что дорожно-строительный комплекс на региональ- ном уровне представлен конгломератом разнородных хозяйственных структур: государственных, муниципальных, средних и мелких част- ных предприятий, которые производственно и организационно слабо связаны между собой.

Более того, остается высокой степень неопределенности функ- ционирования и развития организаций транспортного строительства. Меняются цены на дорожно-строительные материалы и конструкции, транспортировку и эксплуатацию дорожно-строительных машин, ме- ханизмов и оборудования, перевозку рабочих на объект, командиро- вочные расходы при выполнении работ в других регионах и на отда- ленных объектах, появляются новые виды затрат. К ним относят: пла- ту за землю, новые виды налогов и сборов, различные виды страхова- ния, затраты на получение исходных данных, технических условий, согласований, проценты за кредит и др.

Вероятностная природа дорожно-строительного производства, а также неопределенность функционирования и развития дорожно- строительного комплекса, обусловленная экономическими факторами

3 и подвижностью политико-правовой среды, требуют обеспечения гибкости производственных структур организаций транспортного строительства с целью минимизации потерь от нестабильного финан- сирования, нарушений графиков поставки дорожно-строительных ма- териалов и конструкций, обеспеченности заказами и др.

Только правильно выбранная политика управления предприятия- ми дорожного строительства, которая включает стратегию управле- ния (менеджмента) и стратегию маркетинга, сможет осуществить планы правительства. Эффективное использование экономических методов управления, проведение прогрессивной научно-технической политики обеспечат эффективное использование материально- технических и трудовых ресурсов и денежных средств в целях реше- ния поставленной задачи ‒ создания разветвленной сети автомобиль- ных дорог.

В последнее время понятие «менеджмент» достаточно быстро и прочно вошло в современный отечественный экономический лекси- кон, став по своей сути аналогом понятия «управление». Термин «ме- неджмент» многие полностью отождествляют с понятием «управле- ние», считая введение слова «менеджмент» лишь данью моде. В на- стоящее время понятия «менеджмент» и «управление» чаще всего ис- пользуются как понятия идентичные, взаимозаменяемые. Однако по- нятие «управление» более широкое. В фундаментальном смысле «управление» − это всеобщая человеческая деятельность, являющаяся неотъемлемым элементом большинства видов труда, даже если в от- ношении их данный термин не употребляется.

По характеру своей деятельности предприятия дорожного строи- тельства относятся к сфере материального производства, так как соз- дают материальные блага (материальные услуги) в форме автомо- бильных дорог, отвечающих определенным требованиям и предос- тавляемым в пользование автомобильному транспорту. Задача управ- ленческих кадров предприятий дорожного строительства – вести про- грессивную научно-техническую политику, обеспечивать эффектив- ное использование материально-технических и трудовых ресурсов и денежных средств в целях решения поставленных задач федеральной целевой программой.

4

Маркетинг предприятий дорожного строительства требует особо- го внимания к себе, так как соединяет два основных объекта рыноч- ной экономики − предприятие, производящее продукцию (услуги), и потребителя этой продукции (рынок). Маркетинговая политика пред- приятия отрасли дорожного строительства предусматривает прогно- зирование следующих вопросов:

1. Прогноз видов и объемов работ на годовую программу пред- приятия. Подготовка документации к тендерным торгам на рынке до- рожной продукции.

2. Планирование сдачи объектов в эксплуатацию.

3. Определение предприятий-конкурентов, какие они занимают сегменты рынка и каковы их стратегии.

4. Формирование типов изделий дорожной продукции и в каких количествах будут производиться в определенный период.

5. Изучение категорий потребителей.
6. Формирование логистических схем.
7. Реклама.
8. Обработка информации по маркетингу: куда входит стратегия

выхода на рынок, необходимые капиталовложения, ожидаемая при- быль.

В настоящее время в России резко возрос интерес к маркетингу как рыночной концепции управления производством и реализацией товаров и оказанием услуг в условиях конкурентного рынка, который является важной составляющей практической деятельности предпри- ятий. Российская практика породила новое понимание маркетинга как необходимого условия выживания предприятий в кризисных ситуа- циях, которое связано со всеми функциями предприятия и играет ко- ординирующую роль в его хозяйственной деятельности.

Конечным результатом, по которому оценивается деятельность дорожного хозяйства, является рациональное развитие сети автомо- бильных дорог общего пользования, благоустройства и содержание этих дорог с высоким качеством работ и минимальными затратами в целях удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в автомобильных перевозках, а также обеспечение роста благосостоя- ния трудовых коллективов дорожных организаций.

Таким образом, эффективное ведение дорожного хозяйства, обеспечивая работу всего автомобильно-дорожного комплекса, эко- номию его производственных и материальных ресурсов, способствует интенсификации общественного производства, освоению новых тер- риторий, развитию территориально-производственных комплексов и промышленных узлов.

В представляемом вниманию читателей учебном пособии рас- сматриваются теоретические и практические основы управленческой и маркетинговой деятельности предприятий строительной и дорож- ной отрасли.

Гл. 1, 5, 6 написаны канд. техн. наук Е.А. Голубевой; гл. 2–4 – д- 5 ром техн. наук Д.Н. Коротаевым.

Глава 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОРОЖНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Состав дорожного хозяйства Российской Федерации

Дорожное хозяйство России ‒ единый производственно- хозяйственный комплекс, который включает в себя автомобильные дороги общего пользования и инженерные сооружения на них, а так- же организации, осуществляющие:

- проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и со- держание автомобильных дорог;

- проведение научных исследований, подготовку кадров;
- изготовление и ремонт дорожной техники;
- добычу и переработку нерудных строительных материалов;
- иную деятельность, связанную с обеспечением функциониро-

вания и развитием автомобильных дорог [3].
Дорожное хозяйство Российской Федерации на современном

этапе является неотъемлемой частью единой транспортной системы страны. Управление этим внушительным по линейной протяженности инженерной сложности и стоимости комплексом в настоящее время возложено на Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) Мини- стерства транспорта Российской Федерации.

Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. No 257-ФЗ «Об авто- мобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Феде- рации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены следующие основные термины и определения:

Автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включаю- щий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобиль- ной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные

6 элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные эле- менты) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической ча- стью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные со-

оружения, производственные объекты, элементы обустройства авто- мобильных дорог.

Искусственные дорожные сооружения – сооружения, предна- значенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными авто- мобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые яв- ляются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мос- ты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстака- ды, подобные сооружения).

Автомобильные дороги в Российской Федерации в зависимости от их значения подразделяются:

- на автомобильные дороги федерального значения;
- автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
- автомобильные дороги местного значения;
- частные автомобильные дороги.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного ис- пользования подразделяются на автомобильные дороги общего поль- зования и автомобильные дороги необщего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомо- бильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находя- щиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнитель- ных органов государственной власти, местных администраций (ис- полнительно-распорядительных органов муниципальных образова- ний), физических или юридических лиц и используемые ими исклю- чительно для обеспечения собственных нужд либо для государствен- ных или муниципальных нужд. Перечни автомобильных дорог необ- щего пользования федерального, регионального или межмуниципаль- ного значения утверждаются соответственно уполномоченными фе- деральными органами исполнительной власти, высшим исполнитель- ным органом государственной власти субъекта Российской Федера- ции. В перечень автомобильных дорог необщего пользования регио- нального или межмуниципального значения не могут быть включены

7 автомобильные дороги необщего пользования федерального значения и их участки. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправ- ления.

Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги:

- соединяющие столицу Российской Федерации ‒ город Москву со столицами сопредельных государств, с административными цен- трами (столицами) субъектов Российской Федерации; -включенные в перечень международных автомобильных дорог в со- ответствии с международными соглашениями Российской Федерации.

Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения также могут быть автомобильные дороги:

- соединяющие между собой административные центры (столи- цы) субъектов Российской Федерации;

- являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автомо- бильные дороги общего пользования федерального значения и имею- щие международное значение крупнейшие транспортные узлы (мор- ские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения;

- являющиеся подъездными дорогами, соединяющими админи- стративные центры субъектов Российской Федерации, не имеющие связи по автомобильным дорогам общего пользования со столицей Российской Федерации – городом Москвой, с ближайшими морскими портами, речными портами, аэропортами, железнодорожными стан- циями.

Перечень автомобильных дорог общего пользования федераль- ного значения утверждается правительством Российской Федерации.

Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог об- щего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользо- вания федерального значения и их участки.

Автомобильными дорогами общего пользования местного зна- чения поселения являются автомобильные дороги общего пользования 8 в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомо- бильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Пере- чень автомобильных дорог общего пользования местного значения

поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

Автомобильными дорогами общего пользования местного зна- чения муниципального района являются автомобильные дороги обще- го пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, региональ- ного или межмуниципального значения, автомобильных дорог обще- го пользования местного значения поселений, частных автомобиль- ных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования ме- стного значения муниципального района может утверждаться орга- ном местного самоуправления муниципального района.

Автомобильными дорогами общего пользования местного зна- чения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомо- бильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Пере- чень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправ- ления городского округа.

К частным автомобильным дорогам общего пользования отно- сятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физиче- ских или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограни- чивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным авто- мобильным дорогам необщего пользования.

Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств под- разделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги.

К автомагистралям относятся автомобильные дороги, не предназначенные для обслуживания прилегающих территорий;

- имеющие на всей своей протяженности несколько проезжих частей и центральную разделительную полосу, не предназначенную для дорожного движения;

- не пересекающие на одном уровне иные автомобильные доро- 9 ги, а также железные дороги, трамвайные пути, велосипедные и пе-

шеходные дорожки;
- доступ на которые возможен только через пересечения на раз-

ных уровнях с иными автомобильными дорогами, предусмотренные

не чаще чем через каждые пять километров;
- на проезжей части или проезжих частях которых запрещены

остановки и стоянки транспортных средств;
- оборудованные специальными местами отдыха и площадками

для стоянки транспортных средств.
Автомобильные дороги, относящиеся к автомагистралям, долж-

ны быть специально обозначены в качестве автомагистралей. К скоростным автомобильным дорогам относятся автомобильные до- роги, доступ на которые возможен только через транспортные развяз- ки или регулируемые перекрестки, на проезжей части или проезжих частях которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств и которые оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.

Обычные автомобильные дороги ‒ автомобильные дороги, не относящиеся к автомагистралям или скоростным автомобильным до- рогам. Обычные автомобильные дороги могут иметь одну или не- сколько проезжих частей.

Классификация автомобильных дорог и их отнесение к катего- риям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пя- той категориям) осуществляются в зависимости от транспортно- эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомо- бильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

1.2. Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации

Система управления дорожным хозяйством является важней- шим элементом хозяйственного механизма и должна организовывать- ся в соответствии с общими принципами управления в неразрывной связи с направленностью мероприятий по совершенствованию управ- ления народным хозяйством в целом.

Система «дорожное хозяйство» включает в себя организации по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Это сложная организационная система.

10Управление развитием сети автомобильных дорог и повышением их транспортно-эксплуатационного состояния в соответствии с возрас- тающими требованиями автомобильного транспорта организуется Министерством транспорта Российской Федерации.
















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: