Росавтодор в транспортном комплексе России

Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является феде- ральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг по управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяй- ства, включая управление федеральными автомобильными дорогами. К сфере компетенции Росавтодора относится выполнение функций государственного заказчика федеральных целевых, научно- технических и инновационных программ и проектов по закрепленным направлениям деятельности, в том числе подпрограммы «Автомо- бильные дороги» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (до 2020 года)».

Управление федеральными автомобильными дорогами осущест- вляется Росавтодором как непосредственно, так и через систему фе- деральных государственных учреждений и их филиалов, обеспечи- вающих исполнение функций оперативного управления федеральны- ми автомобильными дорогами и государственных заказчиков работ по их строительству, реконструкции, ремонту и содержанию. В эту систему входят:

- 10 федеральных управлений автомобильных дорог;
- 22 управления автомагистралей;
- 4 дирекции по дорожному строительству.
К объекту управления относятся 50,1 тыс. км федеральных ав-

томобильных дорог, 5687 единиц мостов и путепроводов на них, а также имущество, необходимое для обеспечения бесперебойного круглогодичного функционирования федеральных дорог.

Общая балансовая стоимость имущественного комплекса, опе- ративное управление которым осуществляется Росавтодором, по со- стоянию на 2013 г., составляет около 515,5 млрд руб. В ведении Ро- савтодора также находятся 195 федеральных государственных уни- тарных предприятий, выполняющих работы по ремонту и содержа- нию сети федеральных автомобильных дорог. Общая балансовая стоимость федерального имущества, закрепленного за этими пред- приятиями на праве хозяйственного ведения, составляет 8,8 млрд

11 руб. [3].
Росавтодор в своей деятельности руководствуется Конституци-

ей Российской Федерации, федеральными законами, Указами прези- дента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями

12

правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, приказами и распоряжениями Министерства транспорта Российской Федерации.

Федеральное дорожное агентство возглавляет руководитель, на- значаемый на должность и освобождаемый от должности правитель- ством Российской Федерации по представлению министра транспорта Российской Федерации.

1.3. Дорожные фонды Российской Федерации
и система финансирования дорожного хозяйства

В последние годы по поручениям президента Российской Феде- рации и правительства Российской Федерации при активном участии руководителей регионов и депутатов Федерального Собрания Россий- ской Федерации приняты беспрецедентные для Российской Федера- ции меры по созданию законодательной основы деятельности дорож- ного хозяйства.

Крупным шагом вперед стало законодательное закрепление принципа нормативного финансирования ремонта и содержания ав- томобильных дорог. Реализация этого принципа позволит привести состояние дорог в соответствие нормативным требованиям. Прави- тельством Российской Федерации утверждены нормативы затрат на ремонт и содержание федеральных автомобильных дорог. Завершение перехода на 100-процентное нормативное финансирование ремонта и содержания автомобильных дорог федерального значения предусмот- рено законодательством в 2014 г.

Соответствующие ассигнования предусмотрены Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».

В целях решения проблемы приведения дорожной сети в норма- тивное состояние и реформирования системы финансирования до- рожного хозяйства Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. No 68-ФЗ внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Феде- рации и ряд других законодательных актов, предусматривающие соз- дание системы дорожных фондов [21].

Основным источником наполнения дорожных фондов опреде- лены акцизы на автомобильное топливо. Законодательством Россий- ской Федерации также установлена возможность привлечения значи- тельного количества неналоговых источников. Для Федерального до-

рожного фонда в Бюджетном кодексе установлено 10 неналоговых источников. При создании региональных дорожных фондов субъекты Российской Федерации в принятые законодательные акты о создании региональных дорожных фондов включили более 32 различных нена- логовых источников.

Основными источниками формирования региональных дорож- ных фондов определены:

- объем доходов от акцизов на автомобильное топливо, ранее поступавших в доходы региональных бюджетов (по ставке более 2 руб. за л) и дополнительные доходы этих бюджетов, полученные за счет дополнительного увеличения ставок акцизов на 1 руб. за 1 л с 1 января 2012 г. и транспортный налог.

Следует отметить, что особенностью стоимости топлива в Рос- сийской Федерации является то, что в цене 1 л топлива доля акцизов не превышает 17 % при почти 50 % в Западной Европе.

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. No 361-ФЗ в Бюд- жетный кодекс Российской Федерации внесен ряд новых положений, расширяющих источники формирования дорожных фондов и уточ- няющих возможность использования ассигнований региональных до- рожных фондов для капитального ремонта и ремонта дворовых тер- риторий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.

В состав источников формирования дорожных фондов включе-

ны:
• средства от уплаты неустоек, убытков, другие средства,

связанные с неисполнением участниками торгов законодательства о закупках и подрядчиками – условий государственных контрактов;

• плата по соглашениям об установлении сервитутов на зе- мельные участки в полосах отвода дорог для строительства и капи- тального ремонта объектов сервиса, установки рекламы, прокладки или переустройства коммуникаций.

В направления расходов дорожных фондов субъектов Россий- ской Федерации включены:

- проектирование и строительство подъездов с твердым покры- тием до сельских населенных пунктов ‒ не менее 5 % ассигнований

13 дорожного фонда;
- погашение задолженности по бюджетным кредитам на строи-

тельство, ремонт и содержание дорог – не более 20 % объема ассиг- нований дорожного фонда;

- предоставление местным бюджетам бюджетных кредитов, а также субсидий:

- субсидии на капитальный ремонт и ремонт дорог населенных пунктов - не менее 5 % ассигнований дорожного фонда;

- субсидии на капитальный ремонт и ремонт дворовых террито- рий, проездов к дворовым территориям населенных пунктов - не ме- нее 5 % ассигнований дорожного фонда.

Федеральный дорожный фонд начал функционировать с 2011 г. В 2011 г. законодательными актами во всех субъектах Российской Федерации созданы региональные дорожные фонды субъектов Рос- сийской Федерации.

1.4. Роль дорожного хозяйства
в обеспечении эффективного функционирования автомобильного транспорта

Автомобильные дороги представляют собой комплекс инженер- ных сооружений, предназначенных для обеспечения круглогодично- го, непрерывного, удобного и безопасного движения автомобилей с расчетной нагрузкой и установленными скоростями в любое время года и в любых условиях погоды. В состав этого комплекса входят земляное полотно, дорожная одежда, мосты, трубы и другие искусст- венные сооружения, обустройство дорог и защитные дорожные со- оружения, здания и сооружения дорожных и автотранспортных служб.
Параметры и состояние всех элементов дороги и дорожных сооруже- ний определяют технический уровень и эксплуатационное состояние дороги.

Основные транспортно-эксплуатационные показатели автомо- бильных дорог и дорожных сооружений:

- скорость;
- пропускная способность;
- непрерывность;
- удобство и безопасность движения;
- способность пропускать автомобили и автопоезда с осевой на-

14 грузкой и общей массой, соответствующими категории дороги.
На автомобильных дорогах общего пользования организуется дорожная служба, основной задачей которой является осуществление комплекса работ и мероприятий по ремонту и содержанию дорог и

сооружений на них и организации движения, обеспечивающих требо- вания к транспортно-эксплуатационным показателям дорог.

Дорожная служба содержит дорогу, ремонтирует, обустраивает ее и организует движение транспортных потоков, т.е. обеспечивает функционирование дороги как транспортного сооружения. Эксплуа- тируют дороги автотранспортные предприятия и владельцы транс- портных средств. Используют (эксплуатируют) многие дорожные со- оружения участники движения — водители, пассажиры и пешеходы. Поэтому в общем виде под эксплуатацией автомобильных дорог по- нимают целесообразное и эффективное использование дорог автомо- бильным транспортом для перевозки грузов и пассажиров. Примени- тельно к дорожной отрасли более правильным будет термин «техни- ческая эксплуатация дорог и организация движения», под которым следует понимать систему планово-предупредительных и ремонтно- восстановительных работ, а также организационно-технических ме- роприятий, обеспечивающих удобное и безопасное движение автомо- билей и наиболее эффективное использование дорог для перевозки грузов и пассажиров. Опыт показывает, что экономическая отдача средств, вложенных в ремонт и содержание дорог, в два-три раза пре- вышает экономический эффект от каждого рубля, вложенного в строительство новых дорог. Поэтому необходимо объективно оцени- вать социально-экономическую важность капитальных вложений.

Состояние дорожной сети России таково, что задача повышения транспортно-эксплуатационных характеристик существующих дорог, приведения их в соответствие с требованиями движения и дальней- шего совершенствования становится в большинстве регионов страны более важной, чем строительство новых дорог. В современных усло- виях центр тяжести деятельности дорожных организаций постепенно и неуклонно переходит от строительства новых дорог к преимущест- венному сохранению, поддержанию и повышению технического уровня и эксплуатационного состояния существующих автомобиль- ных дорог методами содержания, ремонта и реконструкции. Главной стала задача повышения капитальности дорожных одежд, обеспече- ния высокой скорости, удобства и безопасности движения, инженер- ного оборудования и обустройства дорог, архитектурно-

15эстетического оформления и другие задачи, составляющие комплекс эксплуатационного обеспечения функционирования дорог. Это объ- ективная закономерность, которая проявляется все более и более зна- чительно. Ежегодный прирост сети дорог общего пользования с твер-

дым покрытием за счет нового строительства и реконструкции со- ставляет 0,5‒0,8 %, а за пятилетний срок около 3 % от общей протя- женности этих дорог. С учетом перевода в сеть общего пользования сельских дорог этот прирост составляет около 3 % в год для всех до- рог. Следовательно, более 97 % всех автомобильных перевозок осу- ществляется и будет осуществляться по старым дорогам, от состояния которых в первую очередь зависит эффективность работы автомо- бильного транспорта.

Автомобильные дороги являются важнейшим звеном транс- портной системы страны, без которого не может функционировать ни одна отрасль народного хозяйства.

По состоянию на 01.01.2014:
50 127,2 км ‒ автомобильных дорог федерального значения; 493 341,7 км ‒ автомобильных дорог регионального значения.

Протяженность внегородских автомобильных дорог местного значения с твердым покрытием оценивается в 124 тыс. км[3].

На рис.1.1 приведено соотношение дорог федерального дорож- ного агентства (ФДА) и государственной компании «Автодор». К объекту управления ФДА также относятся 5560 единиц мостов и пу- тепроводов, 27 автомобильных тоннелей. На территории Российской Федерации протяженность маршрутов Европейской международной сети автомобильных дорог категории "Е" ‒ 18 797,4 км; протяжен- ность маршрутов Азиатской международной сети автомобильных до- рог категории "АН" ‒ 17 149,9 км.

16

Рис. 1.1. Соотношение дорог федерального дорожного агентства и государственной компании «Автодор»

Уровень развития и техническое состояние дорожной сети су- щественно и многообразно влияют на экономическое и социальное развитие как страны в целом, так и отдельных регионов. Экономиче- ская реформа, перемены в социально-политическом устройстве Рос- сийской Федерации существенно повышают требования к надежности и эффективности работы сети автомобильных дорог. Децентрализа- ция экономики, системы управления, материально-технического обеспечения, снабжения населения потребительскими товарами при- вела к образованию большого числа предприятий и фирм, нуждаю- щихся в бесперебойной доставке грузов без промежуточных перева- лок и централизованного складирования по схеме «от двери до две-

ри». Расширение самостоятельности регионов, развитие междуна- родной торговли существенно увеличили количество прямых транс- портных связей между регионами, а также с зарубежными странами, портами, рекреационными районами. Быстрое развитие происходит в сфере торговли, обслуживания и связанных с ними отраслей, которые в силу своей специфики тяготеют к автомобильному транспорту.

Изменяется и схема расселения жителей Российской Федерации, особенно вблизи крупных и крупнейших административных и про- мышленных центров. С началом экономической реформы в малых го- родах и сельских районах высвободились значительные трудовые ре- сурсы, которые, не находя применения в местах проживания, устре- мились в крупные и крупнейшие административные и промышленные центры. Однако в крупных городах возможности покупки или строи- тельства собственного жилья ограничены большими ценами и отсут- ствием свободных территорий. В связи с этим в пригородных зонах ускоренно увеличивается численность населения, работающего и в целом тяготеющего к соседнему крупному городу.

Все больше проявляется стремление людей приблизить свое жи- лье к природе, к экологически чистым рекреационным районам. Это привело к значительным размерам строительства загородных домов и дач, вследствие чего зона загородного жилого строительства вокруг крупных городов постоянно расширяется. При этом застроенные тер- ритории и поселки располагаются, в первую очередь, вдоль магист-

17ральных дорог, обеспечивающих быструю связь с местами работы, учреждениями образования, культуры, здравоохранения и т.д. Изме- нился и характер поездок в пригородных зонах. Если в прошлые годы эти поездки носили в основном сезонный характер, а пиковые нагруз-

ки на дороги приходились на выходные дни в летний период, то сей- час имеют место ежедневные пиковые периоды в утренние и вечер- ние часы в течение всего года, которые еще более увеличиваются в выходные дни. В результате таких изменений автомобильные дороги в пригородных зонах крупных городов испытывают большие пере- грузки и требуют повышенного внимания к содержанию, своевремен- ному ремонту и реконструкции.

Существенное влияние на состояние дорог и условия движения автомобилей оказывают природно-климатические условия. Для тер- ритории России это имеет особое значение, поскольку на ее огромном пространстве имеются самые разные климатические зоны: от субтро- пической до антарктической. От потребительских свойств дорог не- посредственно зависят все основные технико-экономические показа- тели работы автомобильного транспорта:

- производительность автомобилей,
- расход топлива,
- износ шин,
- затраты на обслуживание и ремонт,
- себестоимость перевозок и др.
Поэтому количественные значения требований к потребитель-

ским свойствам дорог прямо связаны с основными параметрами и ха- рактеристиками автомобилей, допущенных к движению по дорогам общего пользования:

- габаритными размерами;
- осевыми нагрузками;
- общей массой автомобилей;
- динамическими характеристиками;
- свойствами тормозных систем, подвесок, шин, рулевого

управления, электронных устройств управления и торможения и др.; -восстановительными дорожными работами, увеличением их

объемов.

18

Не соответствует

Соответствует

Участники концентрации ДТП;
неудовлетворительная ров- ность дорожных покрытий; участки, работающие в режи- ме перегрузки; неудовлетворительная проч- ность дорожных одежд; неудовлетворительные сцеп- ные свойства покрытий

Рис.1.2. Соответствие федеральных автомобильных дорог нормативным требованиям
и транспортно-эксплуатационным показателям
(по состоянию на 01.01.2005)

Эта тенденция роста интенсивности движения и особенно доли в ней большегрузных автомобилей, автопоездов и автобусов привела к существенному возрастанию изнашивающего и разрушающего воз- действия автомобилей на дорогу, следствием чего является рост по- требности в ремонте и в ближайшей перспективе будет неизбежно нарастать, чтобы обеспечить работоспособность существующих ав- томобильных дорог.

Дорожные организации выполняют большой объем работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, организации и обеспе- чению безопасности движения. Ежегодно в России ремонтируется

19 около 30 тыс. км дорог, а расходы на эти цели возрастают на 20‒30 %. Указанные объемы работ позволяют сохранить существующую сеть дорог от разрушения, но явно недостаточны для приведения транс- портно-эксплуатационного состояния дорог в соответствие с норма- тивными требованиями (рис.1.1). Чтобы решить эту задачу, ежегод-

ные объемы работ по ремонту и содержанию необходимо увеличить в 1,5‒2 раза и более [21].

Созданная дорожная сеть ‒ это национальное богатство страны, и она заслуживает к себе отношения именно как к национальному бо- гатству, которое нужно беречь, преумножать и эффективно использо- вать.

1. 2. 3. 4. 5.





























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: