Внешняя среда организации

Под внешней средой организации понимаются все условия и фак- торы окружающей среды, которые воздействуют на функционирование организации и требуют его соответствующего реагирования [3, 5]. Ор- ганизация как открытая система зависит от внешней среды в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей и т.д. Поэтому орга- низации должны учитывать факторы внешней среды в своей деятельно- сти и приспосабливаться к ним.

Человек

У становки

Ценности

Потребности

Мотивы

Интересы

Стимулы

Активность дея- тельности

Рис. 2.4. Факторы активности человека [5]

31

В этой связи организации подобны биологическим организмам. Согласно теории эволюции Чарльза Дарвина сохранившиеся виды выжили потому, что смогли приспособиться к изменениям среды обитания. Организация также вынуждена приспосабливаться, чтобы выжить и сохранить эффективность.

Внешняя среда характеризуется сложностью, подвижностью и неопределенностью.

Сложность внешней среды определяется числом факторов, на которые организация должна реагировать, а также их вариативностью.

Подвижность характеризуется скоростью, с которой происхо- дят изменения факторов окружающей среды. Наибольшие изменения происходят в отраслях, ориентированных на научно-технический прогресс.

Неопределенность внешней среды объясняется недостаточно- стью информации о факторах и зачастую ее низкой достоверностью. Чем неопределеннее данные, характеризующие факторы внешней среды, тем сложнее принимать эффективные управленческие реше- ния.
Состав внешней среды организации можно разделить на две группы факторов: прямого и косвенного воздействия. Это облегчает учет степени их влияния на деятельность предприятия (рис. 2.5).
Среда прямого воздействия (микросреда) содержит факторы, ко- торые непосредственно влияют на бизнес и, в свою очередь, испыты- вают прямое влияние деятельности предприятия: законы и учреждения государственного регулирования, трудовые ресурсы, поставщики, по- требители и конкуренты.
 
Политика Право ВНЕШНЯЯ СРЕДА косвенного воздействия ВНЕШНЯЯ СРЕДА прямого воздействия Экономика Природно- географические условия муниципальные организации Конкуренты Государственные и Организация Поставщики Потребители Инфраструктура Социально- культурные факторы Международный сектор Научно- технический прогресс Рынок труда (де- мографический фактор)

32

Рис. 2.5. Факторы и переменные внешней среды организации [5]

Среда косвенного воздействия (макросреда) включает факторы, которые могут и не оказывать прямого немедленного воздействия на

организацию, но впоследствии сказываются на нем. Речь идет о со- стоянии экономики, научно-техническом прогрессе, социально- культурных и политических изменениях в обществе, природно- географических и демографических показателях.
Рассмотрим основные группы факторов косвенного воздействия внешней среды (макросреды) организации − экономическую, полити- ческую и правовую среду, социально-культурные факторы, научно- технический прогресс, природно-географические условия, рынок тру- да. Экономическая среда организации характеризует условия ее создания, функционирования и эффективности. Это покупательная способность населения, которая, в свою очередь, зависит от уровня текущих доходов и цен, экономического подъема или спада, уровня безработицы, системы налогов и др. Любая организация подвергается воздействию социально- культурного фактора, к которому относятся традиции, стереотипы поведения людей, приверженность определенной торговой марке или, наоборот, отрицательное отношение к какому-либо товару и т.д. Со- циокультурный фактор в России ввиду ее масштабов, многонацио- нальности, расслоения населения на бедных и богатых является весь- ма актуальным. Важную роль в деятельности организации играет политический фактор. Он тесно связан с социокультурным фактором и междуна- родным окружением. Политический фактор во многом определяет об- становку, в которой функционирует организация. Речь идет о практи- ческих действиях административных, законодательных и судебных органов, защищающих права граждан, бизнес, частную собствен- ность; о структуре и соотношении интересов в обществе. Политиче- ская система оказывает существенное влияние на деловую активность организаций. Правовая среда − это законы и другие правовые акты, устанав- ливающие допустимые нормы деловых взаимоотношений организа- ций. От знания и соблюдения принятых законов и правовых норм за- висят правомерность заключения и выполнения тех или иных кон- трактов, законность деловых операций, возможность решения спор- ных и других вопросов, связанных с деятельностью организаций, осуществляемой в рамках существующего законодательства. Научно-технический прогресс включает научные и технологиче- ские факторы. На их основе организации могут модернизировать ста-

33

рую и выпускать новую продукцию, совершенствовать и разрабаты- вать новые технологические процессы. При этом можно использовать не только результаты научных исследований и разработок, получен- ных в данной отрасли, но и заимствовать их из других отраслей. Если организации осознали важность технологических инноваций, значит, их бизнес развивается успешно.

Природно-географическая среда характеризует природные ус- ловия и экологическую обстановку, в которой осуществляется бизнес. Имеются в виду наличие и доступность сырья, энергоресурсов, кли- матические, сезонные условия, а также степень загрязнения и нару- шения естественного баланса в природе.

Рынок труда включает кадровые агентства, службы занятости, учебные заведения, биржи труда и т.п., с которыми организация уста- навливает связи и непосредственно взаимодействует, чтобы обеспе- чить себя необходимыми трудовыми ресурсами.

Рассмотрим теперь факторы прямого воздействия (микросреду). Прежде всего, на работу организации непосредственное влияние ока- зывают потребители продукции и услуг. В эту группу входят непо- средственные покупатели и клиенты: торговые фирмы, официальные дистрибьюторы, магазины, торговые агенты, фирмы-производители, а также индивидуальные покупатели и клиенты. Конкретный состав потребителей зависит от сферы деятельности фирмы, специфики ее продукции и услуг, масштабов производства, рынков сбыта и других факторов. Кроме непосредственных покупателей в эту группу могут быть включены общества потребителей, общества экологической за- щиты и другие подобные организации. Их влияние на производителей становится все более заметным, и с ним приходится считаться. Эти организации вступают в непосредственное взаимодействие с произ- водителями по поводу качества продукции, добросовестности рекла- мы, соблюдения экологических требований и т.д.

Воздействие потребителей находит проявление в различных формах: установлении определенного уровня цен; наличии особых требований к качеству, дизайну и техническим характеристикам про- дукции, формам оплаты; в угрозе перехода к другому производителю; в предпочтении определенных торговых марок и т.д. С другой сторо- ны, производители могут оказывать существенное влияние на потре- бителей, устанавливая более низкие цены, гарантируя высокое каче- ство и сроки поставок, предлагая уникальную продукцию или услуги, являясь монополистами в данной отрасли и т.п.

34

Поставщики материальных и природных ресурсов. Поставщики сырья, материалов, полуфабрикатов, электро- и теплоэнергии, воды, газа могут непосредственно воздействовать на организацию, создавая ресурсную зависимость. Зависимость одних организаций от распре- деления ресурсов дает власть другим и позволяет им оказывать влия- ние на себестоимость, качество продукции, сроки ее изготовления и в целом на эффективность деятельности организации. Анализ постав- щиков материальных и природных ресурсов позволяет определить, насколько сильна ресурсная зависимость организации и каковы ее причины. При анализе следует обращать внимание на цены товаров и услуг, их качество, соблюдение сроков, условий и объема поставок, а также на то, является ли поставщик монополистом данного вида ре- сурсов или возможна замена поставщика. Зависимость от поставщиков создает для менеджеров организации большие сложности при обеспе- чении необходимыми для ее деятельности материальными и природ- ными ресурсами. В таких условиях организация должна направлять свои усилия на то, чтобы минимизировать ресурсную зависимость.

Конкуренты. К ним относятся те организации, которые реали- зуют на одних и тех же рынках продукцию или оказывают услуги, удовлетворяющие одни и те же потребности. При изучении конку- рентной среды менеджеры должны оценить, насколько сильна конку- ренция, как она влияет на деятельность организации, определить главных конкурентов, реальные и потенциальные угрозы с их сторо- ны. Вместе с тем менеджерам необходимо знать позиции их органи- зации и каковы ее конкурентные преимущества, чтобы уметь вырабо- тать определенную конкурентную стратегию. Если на рынке появля- ются новые фирмы, имеющие намерение производить аналогичный продукт, или уже существующие выпускают такой же продукт, то их необходимо включить в ту же группу как потенциальных конкурен- тов и тоже начать изучать.

Инфраструктура. Это часть деловой среды, которая обеспечи- вает организацию необходимыми для ее деятельности финансовыми, трудовыми, информационными ресурсами, транспортными, консуль- тационными, аудиторскими, страховыми и другими услугами. В ин- фраструктуру входят многочисленные организации, такие как банки, фондовые биржи, рекламные и кадровые агентства, консультацион- ные и аудиторские фирмы, лизинговые компании, арендаторы, охран- ные агентства, железные дороги.

Государственные и муниципальные организации и органы вла-

35

сти. В деловую среду организации в зависимости от ее формы собст- венности, размера, организации, масштаба ее деятельности, финанси- рования, видов выпускаемой продукции и других параметров могут входить различные федеральные, региональные и муниципальные ор- ганизации или органы власти, с которыми она непосредственно взаи- модействует (например, местная администрация, налоговая инспек- ция, суды и др.). Их влияние на организацию может проявляться по- разному: от прямого вмешательства до регулирования ее деятельно- сти. Сюда входит принятие законов и других нормативных актов, оп- ределяющих правовую базу предпринимательства, полное или час- тичное владение акциями, лицензирование, предоставление субсидий, размещение выгодных государственных заказов и их ресурсное обес- печение, взимание налогов и контроль за их уплатой, применение экономических и административных санкций и др.

В условиях ситуации, сложившейся в России, деятельность этой части деловой среды подвержена частым и непредсказуемым измене- ниям, что создает большие сложности для организаций. Своевремен- ное получение необходимой информации о готовящихся изменениях, улучшение взаимодействия с государственными органами и органи- зациями, несмотря на всю сложность, в ряде случаев позволяет зара- нее разработать меры, направленные на защиту интересов организа- ций, уменьшение возможных потерь.

Международный сектор деловой среды все больше начинает оказывать прямое воздействие на деятельность российских организа- ций. В последние годы появилась опасность конкуренции со стороны иностранных фирм на российском рынке, вытеснения российских производителей иностранными, обеспечивающими лучшее качество товаров, например, таких как автомобили, компьютеры, бытовая электронная техника, ряд продуктов питания.

Непосредственные отношения российских организаций с меж- дународной средой могут возникнуть при создании совместных пред- приятий, покупке акций компании иностранными инвесторами, при выходе на зарубежные рынки, реализации совместных проектов, осу- ществлении поставок товаров из-за рубежа и т.п.

Изменения внешней среды оказывают сильное влияние на орга- низации. Это вынуждает их искать способы для улучшения взаимо- действия и развивать способности к адаптации. Важно, чтобы менед- жеры четко осознавали ситуацию: может ли организация контролиро- вать внешние факторы, влиять на них, воздействуя на внешнюю среду

36

и изменяя ее, или организация должна сама меняться и приспосабли- ваться к условиям окружающей среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: