Тема: «Мастер и Маргарита» - апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. История любви Мастера и Маргариты

Теория:

1. Просмотрите видеоурок: «Любовь на страницах романа «Мастера и Маргариты».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5609/main/66033/

2. Перейдите по ссылке и ознакомьтесь с материалом:

https://obrazovaka.ru/sochinenie/master-i-margarita/tema-lubvi-v-romane.html (Любовь в романе «Мастер и Маргарита»)

https://obrazovaka.ru/sochinenie/master-i-margarita/tema-tvorchestva-v-romane.html (Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита»)

https://www.yaklass.ru/materiali?mode=sochi&sochid=646 (Литературный мир 20-30-х годов на страницах романа)

Практическое задание:

Проанализируйте эпизоды романа, связанные с Маргаритой и Мастером. Письменно ответьте на выделенный вопрос.

Вопросы и задания для обсуждения:

I. Тема творчества и судьбы художника в романе.

1. Почему трагична судьба романа?

В чем принципиальная разница позиций мастера и редактора? Каковы жизненные ценности писателей в романе?

3. В какой обстановке создавался роман мастера? Сравните обстановку комнаты мастера и квартиры критика Латунского.

Какой смысл вкладывает Булгаков в слово «мастер»?

5. Что роднит мастера и Булгакова?

Что общего между мастером и Иешуа? В чем различие их позиций?

7. Что сломило мастера? Как повлияли на героя бесчеловечные обстоятельства его жизни?

8. Как попадает мастер в клинику Стравинского?

9. Какой символический смысл вкладывает Булгаков в изображении клиники?

10. Каков приговор мастеру? Как его объяснить? Почему мастер не оспаривает его?

11. Каковы требования Булгакова к человеку?

12. Как решается в романе проблема ответственности человека? Как она разрешается в истории Фриды?

13 Почему при всей жесткости решения проблемы ответственности человека автор не наказывает героя тьмой?

14. Каково предназначение мастера?

15. Как изображен покой, дарованный мастеру? Что такое творчество, по мысли Булгакова?

Как можно понять слова Воланда «Рукописи не горят»? Как звучит в судьбе мастера тема бессмертия?

II. Судьба Маргариты. Тема любви в романе.

1. Когда мы впервые в романе узнаём о Маргарите?

2. Какое впечатление складывается у читателя о героине после рассказа мастера?

3. Кто же такая Маргарита? Что мы узнаем из её предыстории?

4. Что рассказывает автор о героине в гл. 19? В какой момент жизни мы застаём Маргариту?

5. Расскажите о мастере и Маргарите. Как они жили до встречи?

6. Как изменилась жизнь Маргариты с появлением в ней мастера? Чем она занималась?

7. Как складывались их взаимоотношения? Почему они были нужны друг другу?

8. Что случилось с Маргаритой, когда мастер исчез?

9. Каково место эпизода «Погром в квартире Латунского» в идейном замысле автора?

10.Каковы действия Маргариты? Какими звуками сопровождаются эти действия? Как раскрывается в этом эпизоде характер героини?

11. Каково место эпизода «На балу у Воланда» в развитии сюжета?

12. Какова пространственно-временная организация текста?

13.Какие изобразительно-выразительные средства использует автор, чтобы передать атмосферу бала?

14. Почему именно Маргарита становится хозяйкой бала? Как она ведёт себя и какова её задача?

15. Каково её самочувствие и какие страдания ей пришлось перенести?

16. Почему она не напомнила Воланду о его обещании?

Какой поступок Маргариты можно считать достойным королевы? Почему героиня просит за Фриду, а не за мастера?

18. Как ведёт себя Маргарита во время великого бала у Сатаны? Что приходится ей вытерпеть и пережить?

Почему продавшей душу дьяволу и омывшей кровью Маргарите тоже дарован покой, а не тьма?

Как определяет Воланд участь того, кто любит?

Какой видит свою роль Маргарита в инобытии? Как звучит тема бессмертия?

III.Литературный мир на страницах романа.

Как определяется в МАССОЛИТе принадлежность человека к литературе?

2. О чем свидетельствуют вывески в здании МАССОЛИТа и разговоры литераторов?

Каков духовный мир членов писательской организации? Какую функцию выполняют имена персонажей?

4. Как писатели относятся к тому, что пишут?

5. Чем стала для писателей их причастность к литературе?

Как называет Булгаков литературный мир, описывая танцевальный вечер в «Грибоедове»?

Сфотографируйте свои работы и отправьте на электронную почту с указанием группы, фамилии, имени: zarema.ignatova.20@mail.ru

Убедительная просьба, если есть возможность, выполните задания в электронном виде, например, в программе Word!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: