Город Царёв-Борисов – первая крепость Среднего Подонцовья

 

Первый город со времён средневековья на Среднем Донце был построен в 1599 г. и назван в честь царя Бориса Годунова. Строительство проходило в условиях отсутствия татарских набегов. С 1594 до 1606 гг. набегов почти не было. Причина заключалась в том, что Турция в это время вела войну с Венгрией, и татары были вынуждены в ней участвовать. Строительство города началось в 1599 г. с большим размахом и было настолько основательным, что главные укрепления города сохранились даже спустя 50 лет.

В то время особое оборонное и колонизационное значение для Российского государства имели Путивль, Воронеж, Белгород, Валуйки. Царёв-Борисов находился на почтительном расстоянии от крайних российских городов – 300 вёрст от Воронежа и 150 вёрст от Белгорода. Город, исходя из своего стратегического положения, мог обеспечить самые разные функции - это контроль короткого пути к казачьим городкам на Дону и над продвижениями ногайских орд, которые кочевали к востоку от Донца и в Северном Приазовье, осуществление пограничной службы. Также воеводы должны были вести борьбу с «черкасским воровством», т.е. грабительскими нападениями. польско-литовских казаков. Основную задачу правительство видело в предотвращении прихода на Русь крымского царя, его царевичей с большими людьми, т.е. большим войском, способным разорить центральные уезды. Для выполнения этой задачи Царёв-Борисов строился с таким расчётом, чтобы его гарнизон мог выдержать длительную осаду «больших людей», вовремя предупредить об опасности Москву и Белгород, дождаться подкрепления с южных уездов и Дона. К этому времени донские казаки были уже признаны государством и даже считались у него на службе.

Строительство проходило с таким «обережением», учётом всевозможных затруднений, которые ясно показывали хорошее знание центром положения на своих окраинах. После строительства укреплений пригласили местных уходников, держателей юртов и наняли их на службу: в своей грамоте, в 1599 г. Борис Годунов казаков Донца и Оскола «пожаловал их и велел дать им эти реки, чтобы:жили там они по своим юртам и владели всякими угодьями безданно и безоброчно» (Материалы для истории колонизации..., т. 1, с. 10). Так были признаны и Донецкие казаки на службе российского государя. Этот документ признавал существование юртов в Подонцовье не только в начале XVII в. но и несколько ранее.

Юрт в понимании русского населения XVI-XVII вв. – это территория, пригодная для занятий каким-либо промыслом. В Донецком крае еще более популярны были рыбные, охотничьи, бортные промыслы, позже – соледобыча в районах рек Тор и Бахмут. Юрты ограничивались какими-либо нечёткими природными ориентирами в виде балок, буераков, оврагов и тому подобно е. Своеобразное обычное право регулировало взаимоотношения между владельцам и юртов, приезжавших в Поле посезонно. В южных уездах России - Воронежском, Белгородском, огромная часть территории была не заселена, а числилась за владельцами юртов. Эту традицию продолжил и Царёв-Борисов. В том же значении слово «юрт» употребляли Донские казаки. У тюркских народов «юрт» означал жилище, однако вторым значением этого слова был улус, как составная часть Орды. В Подонцовье, когда упоминали о передвижении татар в степи, также употребляли это понятие. Крымское ханство даже называли «Крымский юрт». Таким образом, одной из форм землевладения на юге русского государства, в том числе и у донских казаков, был юрт. Юрты цареборисовских жителей располагались вниз по течению Северского Донца, по крайней мере, до реки Бахмут.

Город строился в очень сжатые сроки. Место было выбрано заранее, чертёж будущего строения также изготовили заранее. Строительством руководили воеводы, назначенные лично Б. Годуновым – Богдан Бельский и Семён Алфёров. Кроме них, «иным из казаков и стрельцов приказано остаться там и на житце», "··· скоро город отстроен, укреплён и населён. разными жителями» (Филарет (Гумилевский), т. 2, с. 306).

В 1600 г. в городе проживало 2955 человек, в том числе 100 черкас, в 1601 г. - 3222 человека. Жители были заняты как на строительстве, так и на службе. Проживание здесь имело характер «командировки». Население чередовалось на праздники Пасхи и Мироносиц, жители продавали свои дворы тем, кто приходил им на смену.

Смута в России, интервенция Польши начала XVII в. изменила судьбу людей и городов Подонцовья. Есть указания на определённую роль цареборисовцев в событиях Смуты. Они поддержали Лжедмитрия и приняли участие в восстании Илейки Муромца (лже-Петра), который во главе отряда казаков участвовал в антиправительственных движениях 1605-1607 гг. Казаки и «царевич» Пётр «пришли с Донца на украйну во Царев город, а из Царева города пришли в Путивль» (Смирнов, 1966, с. 66). Далее Илейка принял участие в восстании И. Болотникова и был казнён в 1608 г. Жители Царёва-Борисова вместе с белгородцами и валуйцами отказались присягать новому царю Василию Шуйскому (1606-1610 гг.).

Точных данных о времени прекращения функционирования Царёва-Борисова в письменных источниках не найдено. Исследователи высказывали различные мнения по поводу даты запустения города: 1605, 1607, 1610 гг., большинство из них придерживается даты 1612 г. Известно, что артиллерия города была вывезена, также была перевезена в Валуйки утварь церкви Николы Ратного. Затем цареборисовское «всякое церковное строение» этой церкви было перевезено из Валуек в Белгород (Акты Московского государства, т. I, с. 641). В царском наказе воеводам по поводу будущей постройки Царёво-Борисова о церкви Николая Ратнаго не упоминается. Предполагалось заложить две церкви: Троицкую и Бориса и Глеба. Однако, как видно из документа, в Царёво-Борисове была и церковь Николая Можайского Ратного. Его образ известен на Руси с XIV в., но особое распространение он получил в середине XVI в. и считался небесным защитником от любого недруга, и особенно от татар. Отличительной особенностью иконографии образа являются поднятые руки святого, в которых он держал меч (или саблю) и крепость с однокупольным храмом внутри. Николай Можайский почитался как защитник городов. В Донбассе и в последующие времена был распространён культ этого святого, о чём говорят находки его изображений на Казачьей Пристани.

После Смуты город Царёв-Борисов упоминается как городище, т.е. был заброшен, а его укрепления не обновлялись. Однако, он был достаточно часто посещаем: в его окрестностях производился обмен дипломатическими документами, поскольку рядом проходила «Посольская дорога». Так условно называли степной путь в Крым, по которому ездили послы из России в Крым и обратно. На Цареборисовском городище стояла застава против чумы. Проезжающие с юга окуривали своё имущество, а послы, сделав списки со своих бумаг, подлинники предавали огню «списки же, подвергнув окурке, передавали на другую сторону заставы для немедленной их отсылки по назначению. Северский Донец продолжал быть условной границей между Российским государством и Крымским ханством. В непосредственной близости проходила указанная Посольская дорога, потому эта местность привлекала «воровство», как на Руси называли разбойников с большой дороги и вообще всякое преступное дело. Послы, как татарские, так и русские, имели одинаковые шансы быть ограбленными. Лет через 40 городище снова стало городом, были возведены укрепления на прежнем месте, хотя и более скромные, чем в 1599 г., снова охраняла город русская стража, а под городом возникло поселение черкас. Кроме окрестностей города цареборисовцы второго заселения взяли под охрану Торские соляные промыслы. Район Торских озёр (современный Славянск) был крупнейшим промысловым угодьем для всего порубежного населения. Промысловики-уходники рисковали жизнью и свободой, когда шли варить соль на Тор. Это было одно из немногих мест, где свободная деятельность желающего (охочего) населения осуществлялась бок о бок с казённым (государственным) солеварением и при полном отсутствии феодалов. Соль варили для себя. Соль варили также в казну.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: