Начало солеварения и промыслов

 

О солеварении на Торе достоверные сведения относятся к началу XVII в. Некоторые исследователи считали, что солеварение развилось в 1599-1600 гг. с построением Царёва-Борисова, потому гарнизон не только пользовался торской солью, но и должен был нести охрану на промыслах. Документально функционирование Торских промыслов прослеживается с 1619 г. Так, рыльский пушкарский сын А. Васильев 27 мая 1622 г. рассказал, что бежал из Рыльска, и вместе с другими казаками занимался бортничеством, охотой и солеварением на Торе в 1619 г. Белгородец «гулящий» человек М. Сидоров варил соль в 1621 г.» затем с донскими казаками ушёл в Польшу воевать против турок, вернулся на Тор в 1622 г., где был взят под стражу царской сторожей. Он рассказал белгородскому воеводе, что многие белгородцы соль варят на Торе. Стоит вспомнить и рассказ П. Котельникова 1625 г.» что на Торе ежегодно варили соль люди с Валуек, Ельца, Курска, Ливен, Воронежа. Со временем отмечается увеличение масштабов производства. Несмотря на татарские нападения, оно не прекращалось.

Продолжали своё существование промысловые угодья - юрты в Подонцовье. Названия юртов передавались из уст в уста, попадали в документы. Уходники продолжали ловить, солить, вялить рыбу, охотиться, несколько позже заводили бортные ухожья. Все юрты, ухожья, закреплённые в своё время правительством за Царёвым-Борисовым, теперь были переданы для кормления Святогорскому монастырю, первое упоминание о котором датируется 1620 г. Монахи стали первыми оседлыми уходниками, держателями огромного юрта на территории современного Донбасса, а монастырь с его округой – первым форпостом осёдлости на Крымском берегу Северского Донца. В строгом смысле слова, Донецкий край начался со Святогорского монастыря.

Сами цареборисовцы были возвращены в города прежнего проживания, но о городе на Осколе не забывали. Так, цареборисовец из Валуек Поминко Котельников заявлял в 1625 г. о желании бывших жителей города вернуться, если город будет отстроен именно из-за хороших уходов. Эти уходы обозначены в документах следующим образом: «выше монастыря от р. Оскольского устья вниз по Донцу, пониже монастыря по казачьи юрты по Сухарев да по речку Чёрный Жеребец, да с другой стороны Донца по речку Бахмутову» (Святогорская Успенская общежительная пустынь. 1880, с. 42).

Известно, что эти же угодья принадлежали монастырю перед разграничением с новым городом Маяцким в 1666 г. В грамоте Петра I в 1704 г. говорится: «до поселения городов Маяцкого и Тора, вниз пор. Донцу до устья Черного Жеребца лесами и сенными покосы и всякими угодьи владели Святогорского монастыря старцы по даче». Один из его юртов, Крестовский, находился при впадении реки Тор (современный Казённый Торец) в Северский Донец. Местные (Маяцкие) жители в 1703 г. свидетельствовали, что в древности этими городами ведал Белгородский разряд: «И изстари де те речки во владетельстве были Белогородцкого Разряду городов, потому что из Белагорода бояря и воеводы для обереженья и осмотру татарских шляхов и бродов Белогородцкой черты посылывали из Белагорода с письмами станичников вниз по реке Донцу до урочища до Сокольих гор, а те Сокольи горы над рекою Донцом ниже речек Багмута и Жеребца и Красной» (Булавинское восстание, 1935, с. 97). Таким образом, Святогорский монастырь явился правопреемником первого Царёва-Борисова. Монахи, а чаще русский гарнизон, должны были собирать вести, что ранее возлагалось на цареборисовцев. Жалование (ругу) высылали из южных городов, например, в 1624 г. из Белгорода, в 1640 г. из Валуек и т.д. В 1644 г. в Святогорском монастыре дежурили по три человека белгородцев и чугуевцев на протяжении трёх месяцев. Они добирались до монастыря рекой, потом пришла очередь валуйчан, в 1645 г.: «велено с Оскола, да из Яблонова, служивым людям по б человекам, быть на царской службе в Святогорском монастыре с мая месяца 1645 г. на перемену белгородцев и чугуевцев» (Филарет (Гумилевский), 2004, т. 1, с. 57).

Монастырь неоднократно хотели уничтожить татары, но он восстанавливался. Первые известные иноки, по данным святогорского историка В.Н. Дедова, в 1620 г. основали отдельное общежитие для совместной молитвы. В меловой горе они вырубили кельи и помещения для церкви. Царь Михаил Фёдорович подписал жалованную грамоту от 9 марта 1620 г. о выдаче Святогорского монастыря игумену Ефрему с братией годовой руги - хлеба 12 четвертей ржи и денег 10 рублей. К этому же времени относится свидетельство о проживании в Святых Горах весной 1620 г. жителя Белгорода Андрея Васильева. В 1628 г. все монахи были взяты в плен, позже выкуплены казной. Вполне вероятно, что жалованье привозили из Белгорода и монахам, и станичникам одним транспортом. Так, оказалось, что Святогорский Успенский монастырь непосредственно служил Богу, царю и Отечеству. Татарские нападения не прекращались, особенно их много было в 1627-1631 гг. Монахов в 1631 г. было 17 человек, позднее их численность также существенно не менялась (в 1679 гг. 15 человек). В течение всего столетия монахи получали хлебное и денежное жалованье, назначенное русскими монархами, молились за государство, царя и всех православных христиан, трудились в своих юртах, обслуживали Посольский перевоз, а их приходом было всё Среднее Подонцовье, прихожанами - промысловики. Приют тут находили бежавшие или выкупленные из плена единоверцы, сторожа и станичники, донские казаки и любой, кто нуждался в помощи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: