На основе компетентностного подхода и преемственности

ЕсМП 20.04.2020

Тема: Непрерывность экологического образования

Задание: ПРОЧИТАТЬ И СОСТАВИТЬ КЛАСТЕР

МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

           В ОБРАЗОВАНИИ

 

Формирование качеств личности выпускника средней школы, обеспечивающих повышение его познавательной мобильности и конкурентоспособности, с одной стороны, и развитие индивидуальности – с другой, – одна из задач современной образовательной политики в России.

Стратегия школы: образование рассматривать как деятельность, которая определяется степенью развития деятельностных структур личности и одновременно «работает» на развитие деятельностных способностей. Активно используются понятия «учебная

деятельность»,», «мыследеятельность», «рефлексия» и т.д.

Не столь важно передать обучаемому определенный объем знаний, сколько помочь ему освоить виды деятельности, владея которыми, он сам в любой ситуации сможет получать необходимую информацию.

Механизмом обеспечения личностной готовности учащихся к социальному и индивидуальному самоопределению в условиях динамично изменяющегося социо- культурного пространства общества, является выстраивание модели непрерывного экологического образования на основе непрерывности и преемственности в образовании - от дошкольного образования до высшей школы включительно

Основной принцип непрерывного образования – преемственность в обучении. В соответствии с определением, данным Годник С.М., под преемственностью понимается последовательное развертывание вузовской системы учебно-воспитательного процесса в диалектической связи с системой деятельности общеобразовательной школы с целью

формирования ученика как субъекта вузовского обучения и воспитания.

Преемственность в обучении находит свое проявление:

· в дальнейшем развитии у школьников всего положительного, что заложено на предыдущих ступенях воспитания и обучения;

· в обеспечении системности знаний и дальнейшем развитии содержания, форм и методов обучения;

· в опережающем воспитании и обучении учащихся, что предполагает к развитию в будущем;

· в опережающем использовании содержания, методов и форм обучения, способствующих совершенствованию личности.

Важными задачами образования должны стать:

• развитие способности у учащихся действовать и быть успешными;

• способность менять сферы деятельности, способы деятельности на достаточно высоком уровне;

• обладать такими качествами личности, как оперативность, решительность, ответственность, гражданственность;

• способность усваивать и применять знания в нестандартных ситуациях;

• формирование компетентности в общении (развитие коммуникативности).

• формирование ценностных ориентиров, внутренней культуры поведения в социо- природной среде.

Особая роль в этом контексте принадлежит дополнительному образованию, как фактору способному решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию жизни школы, то есть создания максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей и дарований ребенка, для его самоопределения, что создаст условия:

· для выравнивания стартовых возможностей развития личности ребенка;


· выбора его индивидуального образовательного пути;

· обеспечения каждому ученику “ситуацию успеха”;

· содействовать самореализации личности ребенка и педагога.

Для реализации модели непрерывного экологического образования необходимо создание инновационной школьной среды, основанной на принципах:

• вариативности - свобода выбора образовательной программы,

• личностно - ориентированного обучения;

• опережающего развития образования - переориентации системы образования на подготовку человека к жизни в быстро изменяющихся условиях информационной среды социума, нового качества жизни.

• ориентации образовательного процесса на формирование ключевых компетенций;

• интеграции общего и дополнительного образования;

• профильного самоопределения старшеклассников и формирование у них готовности к продолжению деятельности в соответствующей профессиональной сфере;

• непрерывности образования в течение всей жизни как фактора мобильности общества, его готовности к прогнозируемым изменениям;

• от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Структура содержательного компонента, направленная на обеспечение:

• мотивационной, практико-ориентированной и ценностно-смысловой экологической деятельности;

• структурно-функционального взаимодействия как внутри школы, так и организациями социального поля школы (экологические сообщества, ВУЗы с экологической направленностью).

Организационно-методическая составная, направленная на разработку и реализацию:

• технологии профильного образования (личностно-ориентированного, проблемного, модульного принципа обучения);

• достижения цели обучения на основе компетентностного подхода;

• соразвития в системе «учитель-ученик - родитель»;

• конструирования проектной инновационной деятельности. Рефлексивный компонент позволяющий оценить:

• образовательные результаты;

• степень их соответствия поставленной цели;

• задачи профильного экологического образования;

• теоретически обоснованное содержание системы профильного экологического образования.

Содержание образовательной области включает в себя, с одной стороны, предметные знания (социологии, экологии, основ устойчивого развития общества, биологии, химии и др.) и способы деятельности, с другой стороны - метапредметные знания и умения.

В целях создания более эффективной системы предпрофильной и профильной подготовки учащихся разработана модель непрерывного экологического образования, стержнем которой является научная практико-ориентированная деятельность. Основу которой составляет исследовательская деятельность.

Функции исследовательской деятельности, как самостоятельного вида образовательной деятельности, осуществляются на разных ступенях образовательной системы в разном объеме с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся. Особенность школы —

организация школьного экологического мониторинга, построенного на методе проектов и системно-деятельностном подходе.

Структура модели непрерывного экологического образования.

Модель построена по принципу спирали: детский сад – начальная школа – основная средняя школа – старшая школа – высшее учебное заведение. Принцип спирали – это


система экологических знаний и умений, направленная на повышение уровня экологического образования от ступени к ступени на качественно новой основе. I ступень - детский сад.

Джозеф Корнелл предлагает ознакомиться с 5 правилами обучения детей на природе, в основе этих правил лежат два основных чувства - уважение к детям и благоговейное отношение к природе и следование этим чувствам всегда дает прекрасный отклик:

• меньше учите, больше делитесь;

• будьте открытыми к восприятию;

• сразу же сосредоточьте внимание ребенка;

• сначала наблюдайте, говорите потом;

• познание природы должно быть пронизано радостью. Цель программы:

Подготовить детей к необходимому для полноценной жизни в 21 веке эколого - осознанному восприятию явлений окружающего мира и экологически грамотному поведению в нем.

Задачи:

• Обеспечение детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами;

• Развитие познавательной и творческой активности;

• Осознание своего «Я» как части природы;

• Формирование потребности в здоровом образе жизни;

• Формирование потребности уважать свои права и права других, живущих на земле. Методы и форма проведения занятий:

• Интерактивные методы (игры, дискуссии).

• Наблюдения (изучение явлений природы и описание живых организмов)

• Использование художественных приемов (рисование, прочтение и сочинительство сказок по заданной тематике, чтение стихов, исполнение песен и танцев на природную тематику, прослушивание доступных возрасту музыкальных произведений)

• Постановка экспериментальных исследований.

Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом, от миросозерцания к рефлексии.

В основу положено:

• умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения;

• видение и понимание красоты окружающего мира;

• совершенствование мышления и речи дошкольников;

• активизация познавательной деятельности и т.д.

• умение коллективно решать поставленные задачи.

Приоритет отдается не репродуктивному воспроизведению, а пониманию и оценке происходящего и совместной практической деятельности.

Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребёнка и

определяется степенью его готовности самостоятельно добывать и применять знания. Преемственность — объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Непрерывность образования понимается нами как обеспечение этой необходимой связи в процессе, как согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования. Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития.

Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения


ребенка и др. Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования как важнейшие средства развития ребенка.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: