ЕсМП 20.04.2020
Тема: Непрерывность экологического образования
Задание: ПРОЧИТАТЬ И СОСТАВИТЬ КЛАСТЕР
МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
В ОБРАЗОВАНИИ
Формирование качеств личности выпускника средней школы, обеспечивающих повышение его познавательной мобильности и конкурентоспособности, с одной стороны, и развитие индивидуальности – с другой, – одна из задач современной образовательной политики в России.
Стратегия школы: образование рассматривать как деятельность, которая определяется степенью развития деятельностных структур личности и одновременно «работает» на развитие деятельностных способностей. Активно используются понятия «учебная
деятельность»,», «мыследеятельность», «рефлексия» и т.д.
Не столь важно передать обучаемому определенный объем знаний, сколько помочь ему освоить виды деятельности, владея которыми, он сам в любой ситуации сможет получать необходимую информацию.
Механизмом обеспечения личностной готовности учащихся к социальному и индивидуальному самоопределению в условиях динамично изменяющегося социо- культурного пространства общества, является выстраивание модели непрерывного экологического образования на основе непрерывности и преемственности в образовании - от дошкольного образования до высшей школы включительно
Основной принцип непрерывного образования – преемственность в обучении. В соответствии с определением, данным Годник С.М., под преемственностью понимается последовательное развертывание вузовской системы учебно-воспитательного процесса в диалектической связи с системой деятельности общеобразовательной школы с целью
формирования ученика как субъекта вузовского обучения и воспитания.
Преемственность в обучении находит свое проявление:
· в дальнейшем развитии у школьников всего положительного, что заложено на предыдущих ступенях воспитания и обучения;
· в обеспечении системности знаний и дальнейшем развитии содержания, форм и методов обучения;
· в опережающем воспитании и обучении учащихся, что предполагает к развитию в будущем;
· в опережающем использовании содержания, методов и форм обучения, способствующих совершенствованию личности.
Важными задачами образования должны стать:
• развитие способности у учащихся действовать и быть успешными;
• способность менять сферы деятельности, способы деятельности на достаточно высоком уровне;
• обладать такими качествами личности, как оперативность, решительность, ответственность, гражданственность;
• способность усваивать и применять знания в нестандартных ситуациях;
• формирование компетентности в общении (развитие коммуникативности).
• формирование ценностных ориентиров, внутренней культуры поведения в социо- природной среде.
Особая роль в этом контексте принадлежит дополнительному образованию, как фактору способному решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию жизни школы, то есть создания максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей и дарований ребенка, для его самоопределения, что создаст условия:
· для выравнивания стартовых возможностей развития личности ребенка;
· выбора его индивидуального образовательного пути;
· обеспечения каждому ученику “ситуацию успеха”;
· содействовать самореализации личности ребенка и педагога.
Для реализации модели непрерывного экологического образования необходимо создание инновационной школьной среды, основанной на принципах:
• вариативности - свобода выбора образовательной программы,
• личностно - ориентированного обучения;
• опережающего развития образования - переориентации системы образования на подготовку человека к жизни в быстро изменяющихся условиях информационной среды социума, нового качества жизни.
• ориентации образовательного процесса на формирование ключевых компетенций;
• интеграции общего и дополнительного образования;
• профильного самоопределения старшеклассников и формирование у них готовности к продолжению деятельности в соответствующей профессиональной сфере;
• непрерывности образования в течение всей жизни как фактора мобильности общества, его готовности к прогнозируемым изменениям;
• от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
Структура содержательного компонента, направленная на обеспечение:
• мотивационной, практико-ориентированной и ценностно-смысловой экологической деятельности;
• структурно-функционального взаимодействия как внутри школы, так и организациями социального поля школы (экологические сообщества, ВУЗы с экологической направленностью).
Организационно-методическая составная, направленная на разработку и реализацию:
• технологии профильного образования (личностно-ориентированного, проблемного, модульного принципа обучения);
• достижения цели обучения на основе компетентностного подхода;
• соразвития в системе «учитель-ученик - родитель»;
• конструирования проектной инновационной деятельности. Рефлексивный компонент позволяющий оценить:
• образовательные результаты;
• степень их соответствия поставленной цели;
• задачи профильного экологического образования;
• теоретически обоснованное содержание системы профильного экологического образования.
Содержание образовательной области включает в себя, с одной стороны, предметные знания (социологии, экологии, основ устойчивого развития общества, биологии, химии и др.) и способы деятельности, с другой стороны - метапредметные знания и умения.
В целях создания более эффективной системы предпрофильной и профильной подготовки учащихся разработана модель непрерывного экологического образования, стержнем которой является научная практико-ориентированная деятельность. Основу которой составляет исследовательская деятельность.
Функции исследовательской деятельности, как самостоятельного вида образовательной деятельности, осуществляются на разных ступенях образовательной системы в разном объеме с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся. Особенность школы —
организация школьного экологического мониторинга, построенного на методе проектов и системно-деятельностном подходе.
Структура модели непрерывного экологического образования.
Модель построена по принципу спирали: детский сад – начальная школа – основная средняя школа – старшая школа – высшее учебное заведение. Принцип спирали – это
система экологических знаний и умений, направленная на повышение уровня экологического образования от ступени к ступени на качественно новой основе. I ступень - детский сад.
Джозеф Корнелл предлагает ознакомиться с 5 правилами обучения детей на природе, в основе этих правил лежат два основных чувства - уважение к детям и благоговейное отношение к природе и следование этим чувствам всегда дает прекрасный отклик:
• меньше учите, больше делитесь;
• будьте открытыми к восприятию;
• сразу же сосредоточьте внимание ребенка;
• сначала наблюдайте, говорите потом;
• познание природы должно быть пронизано радостью. Цель программы:
Подготовить детей к необходимому для полноценной жизни в 21 веке эколого - осознанному восприятию явлений окружающего мира и экологически грамотному поведению в нем.
Задачи:
• Обеспечение детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами;
• Развитие познавательной и творческой активности;
• Осознание своего «Я» как части природы;
• Формирование потребности в здоровом образе жизни;
• Формирование потребности уважать свои права и права других, живущих на земле. Методы и форма проведения занятий:
• Интерактивные методы (игры, дискуссии).
• Наблюдения (изучение явлений природы и описание живых организмов)
• Использование художественных приемов (рисование, прочтение и сочинительство сказок по заданной тематике, чтение стихов, исполнение песен и танцев на природную тематику, прослушивание доступных возрасту музыкальных произведений)
• Постановка экспериментальных исследований.
Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом, от миросозерцания к рефлексии.
В основу положено:
• умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения;
• видение и понимание красоты окружающего мира;
• совершенствование мышления и речи дошкольников;
• активизация познавательной деятельности и т.д.
• умение коллективно решать поставленные задачи.
Приоритет отдается не репродуктивному воспроизведению, а пониманию и оценке происходящего и совместной практической деятельности.
Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребёнка и
определяется степенью его готовности самостоятельно добывать и применять знания. Преемственность — объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Непрерывность образования понимается нами как обеспечение этой необходимой связи в процессе, как согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования. Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития.
Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения
ребенка и др. Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования как важнейшие средства развития ребенка.