Содержание экологического образования младших школьников

Содержание экологического образования влияет на развитие многих качеств у ребенка. Каких? Этот вопрос волнует многих педагогов-учителей, воспитателей, работников дополнительного образования, родителей. Какие знания об окружающей среде – природе, людях, обществе, их взаимоотношениях получит младший школьник? Какой образ мира будет им создан? Каковы будут его отношения к этому миру и его обитателям? Будет он добрым, милосердным или, напротив, злым, черствым, жестоким? Какой реальный взгляд в благоустройство и сохранность своего окружения он может сделать? И вообще, к какому идеалу должен стремиться педагог, воспитывая, обучая и развивая ребенка младшего школьного возраста? Некоторое представление об этом дает учебный стандарт общеобразовательной области «Экология» (1993, 1998).

Данная область образования играет первостепенную роль в экологическом образовании младших школьников. Именно младший школьный возраст в психолого-педагогической литературе рассматривается как период накопления знаний об окружающем мире и отношениях к нему человека. Практическая ориентация знаний создает основу для формирования ответственного отношения к окружающей среде, к природе Земли как среде обитания и жизнедеятельности человека. Системная характеристика объектов изучения, носящих биоцентрический, антропогенный и социоприродный характер, содержательно раскрывает экологические взаимодействия разных видов – организмов со средой обитания, природных сообществ, человека и общества с окружающей средой. Ведь экология – это часть биологии, изучающая отношения организмов с окружающей средой, или комплексная наука, исследующая среду обитания живых существ (включая человека). В соответствии с этим содержание экологического образования в начальной школе составляют природные системы разного уровня.

В основу изучения младшими школьниками природных систем разного уровня положено научное понятие о живом организме и его связях со средой обитания, рассматриваемых преимущественно на примере связей живых организмов с условиями среды жизнедеятельности. Это отвечает познавательным возможностям ребенка.

Живые организмы как единицы живого, носители жизни на планете Земля зависят от различных факторов среды обитания. Их взаимодействие рассматривается на примерах единства организмов со средой обитания – водной, наземно – воздушной, почвенной и в ряде случаев с другим организмом как средой обитания, на примерах пищевых и климатических связей. Жизнедеятельность и взаимодействие живых организмов в естественной природе происходит в конкретных местах их обитания – в природных сообществах (в лесу, на лугу, в водоемах). Представление об этих сообществах и приспособленности организмов к жизни в них младшие школьники получают при изучении леса, луга, пресного водоема.

Содержание знаний об окружающей среде и экологических взаимодействиях в начальной школе представляет собой несколько содержательных линий:

· Биосфера – глобальная экосистема;

· Экосистемы элементарные;

· Человек и человечество в экосистемах Земли.

Первая содержательная линия подводит учащихся к выводу, что планета Земля – наш общий дом, что в этом доме есть все, необходимое для жизнедеятельности организмов.

Выпускник начальной школы должен знать: планета Земля – наш большой дом, дом всего человечества; Солнце – источник жизни на Земле; основные группы живых организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры); влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры).

Выпускник начальной школы должен уметь применять теоретические знания в оздоровлении окружающей среды.

Вторая содержательная линия «Экосистемы элементарные» раскрывает жизнедеятельность и взаимодействие живых организмов в естественной природе, в конкретных местах их обитания – в природных сообществах (в лесу, на лугу, в пресных водоемов), в искусственных сообществах (в поле, саду, огороде).

Младший школьник должен знать: разнообразие организмов в экосистемах (природных сообществах) своей местности, связи между ними (примеры); основные среды обитания живых организмов; значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры); искусственные сообщества своей местности и их отличия от естественных природных сообществ; значение домашних животных и культурных растений в жизни человека, условия их выращивания и необходимость ухода; основные растения поля, сада, огорода и виды домашних животных; организмы, приносящие ущерб хозяйству человека и некоторые меры борьбы с ними (например: прополка).

Младший школьник должен уметь: выполнять правила поведения в природе; применять знания при общении с живыми организмами; применять теоретические знания в практической деятельности по улучшению природного окружения; ухаживать за домашними животными (кошка, собака) и культурными растениями (посильное участие).

Третья содержательная линия «Человек и человечество в экосистемах Земли». Жизнь, деятельность и здоровье человека связаны с окружающей средой, ее состоянием. Развитие природы неразрывно связано с развитием человечества, создающего «вторую природу» - искусственную среду обитания, которая вместе с природой образует единую окружающую человека среду.

Младший школьник должен знать: биосоциальную сущность человека; связи человека с окружающей природной и социокультурной средой; условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека; разносторонние связи людей с окружающей средой; позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе; о необходимости сохранения благоприятной окружающей среды.

Младший школьник должен уметь: заботиться о здоровом образе жизни; заботиться об оздоровлении окружающей природной и социокультурной среды, об улучшении качества жизни; предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры); оценивать поведение людей в природе и обществе; улучшать окружающую среду (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение).

Методы и приемы познания окружающего мира.

Младший школьник должен знать, что такое наблюдение и опыт.

Младший школьник должен уметь: наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме; оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, рисунков, описаний, выводов; составить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

В младшем школьном возрасте преобладающую роль в становлении и развитии отношений играют эмоциональные процессы. И важнейшей составной частью отношений детей к окружающей среде является выражение ими определенных чувств к многообразным проявлениям жизни на Земле, к обилию форм, красок, звуков, ароматов.

На наш взгляд, у учащихся начальной школы необходимо воспитывать эстетическую и нравственную отзывчивость на прекрасное и экологически неприемлемое в окружающей среде, в поведении людей.

Учащиеся должны уметь: оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости (конкретные примеры); выражать свое отношение к природе и людям творчески в виде рисунков, поделок, сочинений, сказок и т.п.

Комплексная характеристика вышеприведенных требований позволит увидеть «портрет» экологически грамотного выпускника начальной школы.

 

ЕсМП 21.04.2020


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: