Международное сотрудничество

Сегодня сложные проблемы лучше всего решать, ощущая общую ответственность и формируя общее понимание. ЕС тесно сотрудничает с международными партнерами, в том числе и с Россией. Широкий спектр вопросов в сфере внешней политики, включая вопросы безопасности, лучше всего рассматривать при сохранении общей ответственности и заинтересованности.

ЕС и Россия имеют богатую историю сотрудничества по двухсторонним и международным вопросам, включая проблемы изменения климата, торговлю наркотиками и торговлю людьми, организованную преступность, борьбу с терроризмом, нераспространение ядерного оружия, процесс мирного урегулирования на Ближнем Востоке и защиту прав человека.

Кроме того, ЕС развивает сеть неформальных рабочих контактов, которые позволят обеспечить более глубокое понимание приоритетов и политики России по международным вопросам, раннее оповещение о потенциальных проблемах, а также содействовать координации планирования политики.

Торгово-экономические отношения

Начиная с 1997 года основным документом, определяющим приоритеты развития политичесеких и экономических взаимоотношений между ЕС и Россией, являлось Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Одной из основных целей данного Соглашения было развитие торговли и инвестиций между ЕС и Россией, а также развитие экономических отношений. Предполагалось, что СПС найдет свое развитие в новом соглашении между ЕС и Россией, направленном на всестороннее развитие двусторонних отношений. Новое соглашение должно было быть основано на правилах ВТО и должно было включать в себя предсказуемые, стабильные и сбалансированные правила, направленные на развитие торгово-инвестиционных отношений. Переговоры по новому соглашению начались в 2008 году, однако прекратились в 2010 году из-за отсутствия их прогресса в торговой и инвестиционной частях.

Наряду с приостановкой переговоров по новому соглашению, отдельные части СПС перестали применяться из-за незаконной аннексии Крыма Россией и дестабилизации ситуации на Украине в 2014 году. Положительное влияние вступления России в ВТО в 2012 году, к сожалению, было нивелировано последствиями новых российских требований по локализации производства продукции, политикой импортозамещения, а также ухудшением экономической ситуации в России, в том числе вызванной обострением политической ситуации. В связи с этим, объемы двусторонней торговли между ЕС и Россией снижались на протяжении 7 лет, с 2012 года, в результате чего Россия сместилась с 3-ей на 4-ую строчку среди ключевых торговых партнеров ЕС.

Однако ЕС до сих пор остается ключевым торговым партнером для России: так, в 2018 году товарооборот между ЕС и Россией достиг 253.6 млрд евро, что составляет порядка 42.8% российской торговли.

В свою очередь вновь стоит отметить, что Россия является 4-ым крупнейшим и ключевым торговым партнером ЕС – доля России в общем товарообороте ЕС составляет 6.4%. Россия также является 4-ым крупнейшим импортером товаров из ЕС (85.3 млрд евро в 2018 году). При этом она является 3-ьим ключевым поставщиком товаров в ЕС (168.3 млрд евро в 2018 году). Импорт товаров из России в ЕС увеличился на 16.7% в период 2017 – 2018 годов. Увеличение произошло за счет роста импорта энергетических товаров в ЕС, доля которых составляет порядка 70% в общем объеме импорта товаров из России в ЕС. В первой половине 2019 года товарооборот между ЕС и Россией остался на том же уровне, что и в первой половине 2018 года. То же самое можно сказать и об экспорте ЕС в Россию.

ЕС также является ключевым инвестиционным партнером России. Так, по данным Центрального Банка РФ, общий объем накопленных прямых иностранных инвестиций (далее – ПИИ) в Россию из ЕС составил 235.2 млрд евро в 2018 году. Тем не менее, доля ЕС в общем объеме накопленных ПИИ в России сокращается: с 73% в 2014 году до 64.7% в 2018 году. Дополнительно стоит отметить, что в целом в 2018 году приток ПИИ в Россию сократился до 8.8 млрд долларов, что в три раза меньше по сравнению с 2017 годом. Отток ПИИ в 2018 году составил 31.9 млрд долларов (36.8 млрд долларов в 2017 году).

Европейский Союз является крупнейшим в мире импортером и экспортером продуктов питания. ЕС тесно сотрудничает с международными организациями, а также консультирует и помогает торговым партнерам из стран, не входящих в ЕС. Европейская Комиссия работает над тем, чтобы сделать продукты питания из Европы самыми безопасными в мире и чтобы одинаковые стандарты безопасности применялись ко всем продуктам питания независимо от их происхождения.

Энергетика

Энергетический союз

Политика ЕС в области энергетики, в том числе в отношении такого важного внешнего партнера, как Россия, основана на концепции Энергетического союза, целью которой является повышение безопасности, доступности и экологичности энергии. Это должно быть сделано путем перестройки Европейских энергетических и климатических систем, с тем чтобы энергетическая политика ЕС в полной мере способствовала выполнению обязательств ЕС по Парижскому соглашению об изменении климата. Стратегия ЕС по Энергетическому союзу состоит из 5 тесно взаимосвязанных аспектов, которые дополняют друг друга:

• Безопасность, солидарность и доверие

• Полностью интегрированный внутренний энергетический рынок

• Энергоэффективность

• Влияние на климат – снижение углеродных выбросов предприятиями

• Исследования, инновации и конкурентоспособность


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: