Защита окружающей среды и изменение климата

Борьба с изменением климата и защита окружающей среды — важнейшие сферы деятельности как для ЕС, так и для России.

И ЕС, и Россия являются сторонами Рамочной конвенции ООН об изменении климата, (РКИК) и в декабре 2015 года присоединились к Парижскому соглашению, первому универсальному юридически обязательному всемирному соглашению, направленному на предотвращение опасного изменения климата путем удержания масштабов глобального потепления в пределах гораздо ниже 2°C (целевая отметка — 1,5°C). 5 октября 2016 г. ЕС официально ратифицировал Парижское соглашение. После подачи Министром природных ресурсов и экологии РФ Правительству РФ обоснованного предложения о ратификации Парижского соглашения в феврале 2019 года заместитель Председателя Правительства Алексей Гордеев в апреле объявил о том, что Россия, в свою очередь, готовится к ратификации Соглашения в конце 2019 года.

Российская Федерация, на долю которой приходится 5% всех выбросов парниковых газов в мире, является пятым по величине источником таких выбросов после Китая, США, ЕС и Индии. Объем выбросов на душу населения и интенсивность выбросов в России высоки. Будучи одним из крупнейших поставщиков газа, нефти и угля с невысокими показателями энергоэффективности, Россия при этом является и страной с крупнейшими в мире лесными массивами. В силу близкого географического соседства России с ЕС ее политика в области климата оказывает не только общемировое, но и непосредственное воздействие на Евросоюз из-за рисков утечки углерода и нарушения условий конкуренции в торговле энергоносителями и товарами.

Россия славится огромными территориями с нетронутой человеком экосистемой; здесь находится 20% всех водных и лесных ресурсов Земли. Однако, располагая уникальными природными ресурсами, Россия страдает от экологических проблем. Некоторые из них достались ей в наследство от Советского Союза, а некоторые были вызваны последующим развитием ее экономики. Среди самых серьезных угроз — сокращение биологического разнообразия, обезлесение и незаконная вырубка лесов, а также загрязнение водных объектов, атмосферы и почвы. Ввиду географического соседства ЕС и России и наличия общих сухопутных и морских границ многие из этих вопросов вызывают обеспокоенность обеих сторон и должны решаться совместно.

С учетом наличия сухопутных и морских границ большой протяженности, взаимосвязанности биосистем и общности рисков экологические проблемы могут и должны решаться Евросоюзом и Россией сообща. Тем более очевидна потребность в совместных действиях в сотрудничестве с другими представителями международного сообщества по вопросам изменения климата и глобального потепления.

Европейский Союз сотрудничает с Россией в сфере борьбы с изменением климата и другими экологическими проблемами в рамках многочисленных международных организаций, конвенций, а также органов и учреждений системы ООН. Одним из примеров международной площадки, на которой ЕС и Россия активно работают вместе для достижения общемировой цели предотвратить глобальное потепление и его катастрофические для человечества последствия, является РКИК.

В двухстороннем порядке Европейский Союз и Россия работают над экологическими темами с 1995 года. За последние двадцать лет ЕС оказал поддержку многим проектам, направленным на повышение экологических стандартов в России.

В настоящее время ЕС осуществляет поддержку инициатив в сфере климата и окружающей среды в рамках долгосрочных партнерств — приграничного сотрудничества (ПС), программы «Северное измерение» (СИ) и партнерства в целях реализации положений Парижского соглашения (СПРПС).

Защита окружающей среды является одной из приоритетных тем пакета программ ПС на 2014—2020 годы. Подписаны соглашения по семи программам ПС между Россией и странами, имеющими с ней сухопутную границу (программа «Коларктик», программы по Карелии, юго-восточная Финляндия — Россия, и Польша—Россия).

Эти программы направлены, среди прочего, на модернизацию систем отопления школ и больниц, модернизацию пограничных пропускных пунктов; популяризацию здорового образа жизни путем строительства центров активного досуга, посредством экологического просвещения; на совместные инициативы по поддержанию чистоты окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, повышению инфраструктурной доступности в регионах, внедрению инновационных решений, экологичного транспорта и моделей связи. Тематические задачи этих программ совместно утверждаются сторонами в соответствии с их национальными программами и стратегиями. Кроме того, северо-западные регионы России являются партнерами программы «Интеррег. Регион Балтийского моря» в поддержку интегрированного территориального развития и сотрудничества для создания более инновационной среды, повышения доступности инфраструктуры и экологичности в Прибалтике. Европейский Союз осуществляет софинансирование программы на основе соглашения между странами — членами ЕС: Данией, Эстонией, Финляндией, Латвией, Литвой, Польшей, Швецией, а также северными землями Германии. В рамках данной программы на проектные работы в России и Беларуси выделено €8,8 млн.

Экологическое партнерство «Северного измерения» (ЭПСИ) — это целевая инициатива, разработанная в ответ на призывы международного сообщества, в частности, России и Беларуси, к объединению усилий в решении наиболее острых экологических проблем в регионах «Северного измерения» — обширной территории между Баренцевым и Балтийским морями. Цель ЭПСИ — способствовать решению проблемы загрязнения окружающей среды вследствие недостаточной очистки сточных вод, недостаточных мер энергоэффективности, а также недостаточной утилизации городских, сельскохозяйственных и ядерных отходов. В рамках ЭПСИ реализуются проекты по модернизации систем муниципального отопления в Калининграде и Вологде, усовершенствованию систем очистки сточных вод в Петрозаводске, а также проекты, направленные на сокращение выбросов черного углерода тепло- и электрогенерирующими предприятиями Карелии и Вологды. Кроме того, средства ЭПСИ направляются на приоритетные проекты в сфере ядерной безопасности, для минимизации экологического воздействия атомных кораблей и подводных лодок Северного флота РФ, находящихся на различных этапах вывода из эксплуатации. Заявленный общий объем фонда поддержки проектов «Северного измерения» — €353 млн. Крупнейшим донором фонда является ЕС, предоставляющий €84 млн.

СПРПС — это проект, реализуемый при участии нескольких стран в русле климатических дипломатических инициатив Евросоюза и его сотрудничества с крупнейшими странами за его пределами (включая Россию) по осуществлению положений Парижского соглашения. СПРПС предполагает экспертную работу с Россией по исследованию текущей ситуации в сфере энергоэффективности, использования возобновляемых энергоносителей, а также состояния лесных ресурсов и их биоэкономики в целях реагирования на изменение климата.

Образование

Сотрудничество России и ЕС в сфере образования основывается на принципах Болонского процесса Совета Европы, членом которого Россия является с 2003 года. Благодаря этому процессу европейские страны, ВУЗы и заинтересованные лица имеют возможность на постоянной основе адаптировать национальные системы высшего образования, повышая их совместимость и усиливая гарантии их качества в рамках Европейского пространства высшего образования.

Единые критерии квалификаций, относящиеся к высшему образованию и действующие по всей Европе, позволяют жителям участвующих стран свободно выбирать ВУЗы, рабочие места, сферы деятельности и страны, делая таким образом учебный процесс более адаптированным к требованиям постоянно меняющегося рынка труда. Основной целью этих критериев является повышение мобильности персонала и студентов и содействие занятости населения.

В данном контексте особо примечательно, что более 1,4 миллиона студентов со всего мира ежегодно приезжают в Европу для получения высшего образования. Поскольку в Европе есть целый ряд университетов и институтов мирового уровня и действует много исследовательских центров, у абитуриентов имеется широкий выбор образовательных программ. Есть возможность защитить диссертацию на степень бакалавра, магистра или доктора, принять участие в краткосрочных программах студенческого обмена, что позволяет студентам останавливаться на том, что им больше всего подходит.

Сотрудничество ЕС и России в сфере образования предоставляет широкие возможности российским гражданам и организациям.

Студенческие и научные программы обмена в России способствуют укреплению межчеловеческих контактов между Россией и Европейским Союзом. По участию в учебных программах ЕС Россия занимает ведущие позиции среди государств, не являющихся членами Европейского Союза.

Сотрудничество России и ЕС в области образования и профессиональной подготовки включено в сферу действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (Статья 63).

Права человека

ЕС стремится содействовать соблюдению прав и основных свобод человека по всему миру. ЕС считает соблюдение прав человека неотъемлемым условием для сохранения социальной и политической стабильности в любой стране.

ЕС стремится содействовать соблюдению прав человека и верховенства закона в России на постоянной и конструктивной основе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: