Методы ценообразования

 

    Существующие в настоящее время методы установления цен можно разделить на две группы:

- первая группа включает в себя методы, основанные, преимущественно, на издержках;

- вторая группа включает рыночные методы ценообразования.

Затратные методы ценообразования

Среди затратных методов установления цены наибольшей популярностью пользуется метод «средние издержки плюс прибыль». Он предполагает прибавление к полной себестоимости товара некоторой надбавки, которая обеспечивает получение соответствующей прибыли.

Несмотря на то, что использование данного метода оставляет в стороне рыночные факторы ценообразования, он достаточно широко используется в настоящее время многими фирмами. Предпосылки этого следующие:

- продавцы более знакомы с информацией о собственных издержках, чем о рыночном спросе. Связывая цену с издержками, они упрощают ценообразование, так как не приходится в этом случае постоянно отслеживать динамику спроса;

- если большинство фирм, работающих на соответствующем рынке, используют этот метод ценообразования, цены усредняются и ценовая конкуренция сводится к минимуму;

- многие считают, что ценообразование по данному методу является справедливым по отношению как к покупателям, так и к продавцам. Продавцы получают справедливую норму прибыли, но при этом не наживаются на покупателях, когда спрос начинает расти.

Еще одним затратным методом ценообразования является «ценообразование на основе принципа безубыточности и обеспечения целевой прибыли». При его использовании строится график безубыточности, который отражает общие издержки и прибыль при различных объемах продаж (рисунок 6.3).

Фирма должна оценить порог безубыточности, объем продаж и прибыль при различных ценах на товар. При этом необходимо иметь в виду, что с ростом цены порог безубыточности снижается. Однако рост цены может привести, при прочих равных условиях, к снижению объема продаж, которые будут обеспечивать получение целевой, то есть заранее установленной прибыли.

 

Рисунок 6.3 -   График безубыточности

 

 Рыночные методы ценообразования

Среди рыночных методов установления цены наиболее известными и эффективными являются: ценообразование на основе ощущаемой покупателями ценности товара и ценообразование, основанное на учете уровня текущих цен.

В основе первого из указанных выше рыночных методов установления цены находятся, преимущественно, не издержки, а то, как покупатель воспринимает для себя ценность того или иного товара.

Отличие данного метода от затратных представлена на рисунке 6.4.

                 
товар
 
издержки
 
цена
 
ценность
 
потребитель


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: