Ему из жизненного опыта. Нахождение и использование точных
Жизненных деталей служит актеру той «маленькой правдой», о которой
Говорил Станиславский: «Надо уметь владеть маленькими правдами,
Потому что большой правды вы никогда без них не найдете».
Для того, чтобы молоко превратилось в мацони, в него обычно кладут
Всегда одну ложку «мацвнисдеда» (закваски. - М.Т.), и эта ложка
Перестраивает всю органическую структуру молока. Так и с «маленькой
Правдой».
В спектакле Театра Марджанишвили «Я, бабушка, Илико и Илларион»
по Но-дару Думбадзе Сесилия Такаишвили играла Бабушку.* Режиссер и
Художник очень условными средствами воссоздали на сцене мир
* Спектакль поставлен Г.Лордкипанидзе (1961). Сесилия Такаишвили (1906—1985) была
Уникальной актрисой, по органике — на уровне знаменитых «старух» Малого театра, по
Эксцентризму — на уровне нашей Ф.Раневской. М.Т. с ней дружил. В фильме «Я,
Бабушка, Илико и Илларион» Т.Абуладзе она тоже играла Бабушку.
|
|
72
Гурийской деревни. Все было обозначено чуть-чуть. А Сесилия
Такаишвили отказалась играть, пока ей не поставили настоящий бухари
{камин. - M.T.), не дали ступку и душистую траву, которую она будет в ней
толочь, и обязательно — трехногую низкую скамейку! И еще массу
Подробностей и мелочей продумала актриса, которые и составляют
Секрет ее творчества.
Среда, в которой живет человек, — что это такое? Это может быть
Городская среда, производственная, курортная, сельская. Ее можно
Всего только ощущать, чувствовать, но, чтобы это ощущение возникло,
Стало полезным, необходимо иметь какие-то признаки этой среды.
Актриса ищет детали быта. Очки. Какие должны быть очки у такой
Бабушки? Вспоминаются все очки, когда-либо виденные в жизни. Надо
Найти именно те, которые помогут ей создать образ бабушки. Черное,
Бесформенное платье, впалые щеки. Черная повязка на лбу, а под
Повязкой — чистый-чистый белый платок, только узенькая полоска
Видна. Это очень важно. И легкая обувь, которую почти не ощущаешь. И
Так постепенно и незаметно, неизвестно, на какой по счету репетиции,
Возникает видение мира, который окружает эту женщину, среда, в
Которой может существовать актриса, ее играющая, — только в этой и ни
в какой другой!
Серго Закариадзе играет сапожника*. Требует от постановочной части
На сцену почти весь сапожничий инструмент — и кожу, много кожи, и
Всевозможные иные приспособления, необходимые для этого ремесла.
|
|
Актер погружается в бытовые детали среды, в которой живет его герой.
Расклеивает по стенам своей сапожничьей будки фотографии,
Вырезанные из журналов и газет, точно так же, как это делают в жизни
Настоящие сапожники. Актер режет настоящую кожу настоящим
Сапожничьим ножом, как заправский мастер, стучит молотком, забивая
Гвозди, прошивает вощеными нитками ранты — заставляет себя через
Детали быта поверить в условное как в реальное. Вместе с режиссером
Актер старается все это увидеть, чтобы с помощью воображения
Погрузиться в чужую жизнь, нарисованную автором.
Но нельзя слепо следовать указаниям автора (ремарки, слова...),
Надо воспринимать их через призму когда-то и где-то существовавшей
Жизни. Надо вспомнить в реальности существовавших или
Существующих людей, подобных героям пьесы или похожих на них.
Вспомнить, как они мыслят, как страдают и радуются, что делают и как
Делают в похожих обстоятельствах.
Хорошо при изучении быта и жизни использовать свои личные
Впечатления, воспоминания, личный опыт и реальные ситуации. Это
Даст воображению толчок. Надо убедить себя, что все, происходящее в
Пьесе, происходило в действительности с вашими знакомыми, близкими,
Родными. Надо вспомнить, как все это с ними происходило, каковы были
Причины и как они себя вели и действовали.
Для того, чтобы сочинить и определить характеристику действующих
Лиц, надо их услышать, увидеть, понять, определить их стремления и
Мечты. Постараться увидеть в воображении и попробовать вместе с
актером:
1. как они ходят, какая у них походка;
Какая пластика у этих людей (один — порывистый, другой — вялый,
угловатый, ловкий и т.д.;
Какие у них ассоциативные признаки. Это значит, на кого они похожи
Или кого напоминают. Один человек напоминает нам лису, другой —
шкаф. Иногда про человека говорят, что он похож на старого злого пса;
* Вероятно, речь идет о спектакле Театра имени Ш.Руставели «Под сенью Метехи» по
Пьесе О.Мам-пория (1963) режиссера Г.Лордкипанидзе.
73
4. как они говорят. У каждого человека своеобразная речь;
5. какие у них привычки или тики;
Как они одеты, в конце концов. Это очень важно, от костюма многое
зависит;
7. каким будет их грим;
Какими аксессуарами они будут пользоваться.
И воображение, воображение.... «Лучший образ всегда готов
Вспыхнуть в воображении, если вы имеете смелость отказаться от
Предыдущего» (Михаил Чехов). Ничего не надо фиксировать, только
Сочинять, фантазировать, монтировать из отдельных воспоминаний. И
Постепенно все начнет проявляться, вырисовываться, проявятся
Контуры нового насочиненного сценического мира...
СВЕРХЗАДАЧА И СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ (ПОЗВОНОК)
Высокое искусство - «это такое искусство,
В котором есть сверхзадача и сквозное действие».
К.С.Станиславский. «Работа актера над собой». *
Так же, как отдельные шестеренки, колесики, пружинки — это еще не
Часы, так жизненные видения, детали быта, отдельные события,
Характеры, увиденные воображением режиссера, — еще не жизнь.
Необходима какая-то закономерность во взаимосвязях всех этих
Отдельных частей, единая стройная система, объединяющая и
Подчиняющая себе отдельные части, все отдельные элементы. Такая
Система есть — сверхзадача и сквозное действие спектакля. Что
Это такое?
Общество составляют люди. У каждого человека, маленького или
Большого, своя мечта, задача на всю жизнь, к которой он стремится и
Которой всеми силами добивается. Но люди бывают разные, поэтому и
|
|
Главная задача их жизни — у каждого своя. Один человек всю жизнь
Стремится получить хорошее образование, чтобы все знать и понимать,
Другой — мечтает накопить побольше денег, стать богатым. Один
Увлечен спортом и хочет стать лучшим спортсменом в мире, другой —