Определяла бы: «Вот мне кажется, что это то, к чему я должен в этой роли

Стремиться. Когда работаешь над ролью, то часто в самой роли можно

Найти слова, в которых выражено ее сквозное действие. Например, в

Пьесе «Царь Федор Иоаннович» А.К.Толстого, у Федора есть такая

Фраза: «я хотел всех согласить, всех сгладить». И для Федора это будет

Совершенно правильное сквозное действие... Это значит, что у меня,

Федора, в пьесе будет миллион дел. Получается действенная роль. В

Какие бы обстоятельства меня эта роль ни поставила, я все время буду

Думать о том, чтобы «все согласить и все сгладить». Я буду думать о

моей главной задаче*, чтобы все было мирно и спокойно, чтобы все

Было тихо... Сквозное действие — это то, чем я в данной роли живу»

(И.Москвин. «Беседы с молодежью»).

Приведу еще несколько примеров сквозных действий.

Б.Нушич, «Доктор философии». Благой — через Живота добиться

Персональной пенсии.

М.Горький, «Мещане». Бессеменов — не допустить развала

Семьи.

К.Чапек, «Мать». Мать — удержать детей дома.

Э.Де Филиппо, «Неаполь — город миллионеров». Амалия —

Выжить, спастись, вывернуться.

Все эти сквозные действия очень конкретны, стремительны,

Действенны. Сквозное действие всегда определяется глаголом. Оно

Должно быть точно сформулировано всего в нескольких конкретных

Словах.

В 1936 году, во время беседы с учениками, Станиславского спросили:

«Вы сами должны сказать актеру сверхзадачу? Вы сами ее определяете

До начала работы?» Станиславский ответил: «Я боюсь преждевременно

Решать ее окончательно. Какой-то намек должен быть, я знаю, куда иду,

— в правую или левую

* Выделено М.Т.

79

Сторону. Но я ищу такой прием, чтобы сама логика носом нас толкнула,

что вот именно это сверхзадача*, а другой не может быть».

Пьеса состоит из многочисленных эпизодов, надо подчинить их все

Единой закономерности, заставить служить единой мысли, единому

Движению, единому действию. Этот единый знаменатель и есть сквозное

Действие и сверхзадача. Надо научиться переосмысливать каждую

Сцену, подчиняя ее единому сквозному действию.

Очень интересным представляется мне схема Станиславского —

Схема подчинения всех отдельных эпизодов одной единой силе,

Сквозному действию и сверхзадаче. Это схема творческого подчинения

Действия идейно-тематическому замыслу.

СХЕМА СТАНИСЛАВСКОГО

Сверхзадача спектакля — то, ради чего режиссер берется за постановку

Данной пьесы. Это то, что поразило его в жизни. В сверхзадаче он с

Максимальной активностью старается выразить то, что его волнует.

Сверхзадача должна быть вразумительна (идти от ума), но очень

Эмоциональна, должна заражать и возбуждать весь постановочный

Коллектив. Сверхзадача спектакля — это позиция режиссера по

Отношению к окружающей его действительности, это его идейная

Установка, его проповедь гражданственности как он ее понимает и

Чувствует.

Приведу несколько примеров сверхзадач.

1. Г.Ибсен, «Бранд». Бранд— все или ничего!

А.П.Чехов, «Три сестры». Три сестры — мечта о лучшей жизни.

«Сверхзадачу можно придумать эффектную, какую угодно, но она

Не будет теплой, она меня не будет греть», — писал Станиславский. — Я

Думаю, что сверхзадача должна тянуть, звать вперед и вперед, а

сквозное действие — это позвонок* всего действия будущего

Спектакля, это основа конструкции».

КОСТИ ДРАКОНА

Раз уж «нарисован» позвонок дракона и его череп, надо прочертить и

Весь скелет.

Еще раз предупреждаю, используя слова И.Яссера, что «техника в

Искусстве способна иной раз как-то притушить искру вдохновения у

Посредственного художника, но она же раздувает эту искру в великое

Пламя у подлинного мастера».

* Выделено M.T.

80

Итак, из чего состоит скелет будущего спектакля? Представим это в

виде схемы:

Позвонком является сквозное действие и сверхзадача. Это

Главное, и все опирается на это главное. Это несущие опоры будущего

Спектакля.

Но кроме этого необходимо определить еще сверхзадачу и

Сквозное действие каждой роли. Без этого вряд ли удастся выстроить

В будущем спектакле систему взаимоотношений действующих лиц.

Определение сквозного действия и сверхзадачи всех героев — это

Момент, когда режиссер расставляет, словно на шахматной доске, своих

Героев для будущей битвы. Он каждому из них дает определенное

Задание (сверхзадача и сквозное действие) и тем самым заранее

Определяет его функцию в процессе борьбы. Он программирует, кто, как,

С кем, какими средствами и когда будет сражаться. От того, как будут

Определены сверхзадачи и сквозные действия будущего сражения,

Зависит его качество и характер.

81

Ничего, что на первый взгляд все это кажется слишком схематичным.

Что поделаешь, — все эти вопросы так или иначе надо решать, и будет

Лучше, если они будут решаться творчески. Все ведь зависит от меры

Таланта.

Объясню, что такое сквозное действие спектакля, сквозное

Действие актов, сквозные действия и сверхзадачи ролей на

Примере пьесы Г.Ибсена «Привидения».

Сквозное действие спектакля — начать жизнь сначала

Сквозные действия ролей

ФРУ АЛЬВИНГ —устранить все последствия прошлого

ОСВАЛЬД — обеспечить себе спокойное существование

МАНДЕРС — вразумить грешные души, выйти из игры чистым

РЕГИНА — стать женой Освальда

ЭНГСТРАНД — выжать из знакомства с семьей Альвинг побольше

Выгоды

Сквозное действие первого акта — покончить с прошлым

Сквозные действия ролей

ФРУ АЛЬВИНГ — рассеяться и найти решение

МАНДЕРС — убедить фру Альвинг в правоте своей морали

РЕГИНА — подготовиться к встрече с Освальдом

ЭНГСТРАНД — выяснить, может ли он рассчитывать на Регину

Сквозное действие второго акта — начать жизнь сначала

Сквозные действия ролей

ФРУ АЛЬВИНГ — воспрепятствовать намерениям сына

ОСВАЛЬД — убедить мать, что Регина ему необходима

МАНДЕРС — помочь всем стать на путь истины

РЕГИНА —добиться расположения Освальда

ЭНГСТРАНД — сделать пастора своим союзником

Сквозное действие третьего акта — спастись

Сквозные действия ролей

ФРУ АЛЬВИНГ — найти в себе силы, чтобы спасти Освальда

ОСВАЛЬД — добиться от матери помощи

МАНДЕРС — не потерять хорошую репутацию

РЕГИНА — сделать Освальда своим

ЭНГСТРАНД — выжать из положения побольше выгоды

Сверхзадачи ролей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: