Стремиться. Когда работаешь над ролью, то часто в самой роли можно
Найти слова, в которых выражено ее сквозное действие. Например, в
Пьесе «Царь Федор Иоаннович» А.К.Толстого, у Федора есть такая
Фраза: «я хотел всех согласить, всех сгладить». И для Федора это будет
Совершенно правильное сквозное действие... Это значит, что у меня,
Федора, в пьесе будет миллион дел. Получается действенная роль. В
Какие бы обстоятельства меня эта роль ни поставила, я все время буду
Думать о том, чтобы «все согласить и все сгладить». Я буду думать о
моей главной задаче*, чтобы все было мирно и спокойно, чтобы все
Было тихо... Сквозное действие — это то, чем я в данной роли живу»
(И.Москвин. «Беседы с молодежью»).
Приведу еще несколько примеров сквозных действий.
Б.Нушич, «Доктор философии». Благой — через Живота добиться
Персональной пенсии.
М.Горький, «Мещане». Бессеменов — не допустить развала
Семьи.
К.Чапек, «Мать». Мать — удержать детей дома.
|
|
Э.Де Филиппо, «Неаполь — город миллионеров». Амалия —
Выжить, спастись, вывернуться.
Все эти сквозные действия очень конкретны, стремительны,
Действенны. Сквозное действие всегда определяется глаголом. Оно
Должно быть точно сформулировано всего в нескольких конкретных
Словах.
В 1936 году, во время беседы с учениками, Станиславского спросили:
«Вы сами должны сказать актеру сверхзадачу? Вы сами ее определяете
До начала работы?» Станиславский ответил: «Я боюсь преждевременно
Решать ее окончательно. Какой-то намек должен быть, я знаю, куда иду,
— в правую или левую
* Выделено М.Т.
79
Сторону. Но я ищу такой прием, чтобы сама логика носом нас толкнула,
что вот именно это сверхзадача*, а другой не может быть».
Пьеса состоит из многочисленных эпизодов, надо подчинить их все
Единой закономерности, заставить служить единой мысли, единому
Движению, единому действию. Этот единый знаменатель и есть сквозное
Действие и сверхзадача. Надо научиться переосмысливать каждую
Сцену, подчиняя ее единому сквозному действию.
Очень интересным представляется мне схема Станиславского —
Схема подчинения всех отдельных эпизодов одной единой силе,
Сквозному действию и сверхзадаче. Это схема творческого подчинения
Действия идейно-тематическому замыслу.
СХЕМА СТАНИСЛАВСКОГО
Сверхзадача спектакля — то, ради чего режиссер берется за постановку
Данной пьесы. Это то, что поразило его в жизни. В сверхзадаче он с
|
|
Максимальной активностью старается выразить то, что его волнует.
Сверхзадача должна быть вразумительна (идти от ума), но очень
Эмоциональна, должна заражать и возбуждать весь постановочный
Коллектив. Сверхзадача спектакля — это позиция режиссера по
Отношению к окружающей его действительности, это его идейная
Установка, его проповедь гражданственности как он ее понимает и
Чувствует.
Приведу несколько примеров сверхзадач.
1. Г.Ибсен, «Бранд». Бранд— все или ничего!
А.П.Чехов, «Три сестры». Три сестры — мечта о лучшей жизни.
«Сверхзадачу можно придумать эффектную, какую угодно, но она
Не будет теплой, она меня не будет греть», — писал Станиславский. — Я
Думаю, что сверхзадача должна тянуть, звать вперед и вперед, а
сквозное действие — это позвонок* всего действия будущего
Спектакля, это основа конструкции».
КОСТИ ДРАКОНА
Раз уж «нарисован» позвонок дракона и его череп, надо прочертить и
Весь скелет.
Еще раз предупреждаю, используя слова И.Яссера, что «техника в
Искусстве способна иной раз как-то притушить искру вдохновения у
Посредственного художника, но она же раздувает эту искру в великое
Пламя у подлинного мастера».
* Выделено M.T.
80
Итак, из чего состоит скелет будущего спектакля? Представим это в
виде схемы:
Позвонком является сквозное действие и сверхзадача. Это
Главное, и все опирается на это главное. Это несущие опоры будущего
Спектакля.
Но кроме этого необходимо определить еще сверхзадачу и
Сквозное действие каждой роли. Без этого вряд ли удастся выстроить
В будущем спектакле систему взаимоотношений действующих лиц.
Определение сквозного действия и сверхзадачи всех героев — это
Момент, когда режиссер расставляет, словно на шахматной доске, своих
Героев для будущей битвы. Он каждому из них дает определенное
Задание (сверхзадача и сквозное действие) и тем самым заранее
Определяет его функцию в процессе борьбы. Он программирует, кто, как,
С кем, какими средствами и когда будет сражаться. От того, как будут
Определены сверхзадачи и сквозные действия будущего сражения,
Зависит его качество и характер.
81
Ничего, что на первый взгляд все это кажется слишком схематичным.
Что поделаешь, — все эти вопросы так или иначе надо решать, и будет
Лучше, если они будут решаться творчески. Все ведь зависит от меры
Таланта.
Объясню, что такое сквозное действие спектакля, сквозное
Действие актов, сквозные действия и сверхзадачи ролей на
Примере пьесы Г.Ибсена «Привидения».
Сквозное действие спектакля — начать жизнь сначала
Сквозные действия ролей
ФРУ АЛЬВИНГ —устранить все последствия прошлого
ОСВАЛЬД — обеспечить себе спокойное существование
МАНДЕРС — вразумить грешные души, выйти из игры чистым
РЕГИНА — стать женой Освальда
ЭНГСТРАНД — выжать из знакомства с семьей Альвинг побольше
Выгоды
Сквозное действие первого акта — покончить с прошлым
Сквозные действия ролей
ФРУ АЛЬВИНГ — рассеяться и найти решение
МАНДЕРС — убедить фру Альвинг в правоте своей морали
РЕГИНА — подготовиться к встрече с Освальдом
ЭНГСТРАНД — выяснить, может ли он рассчитывать на Регину
Сквозное действие второго акта — начать жизнь сначала
Сквозные действия ролей
ФРУ АЛЬВИНГ — воспрепятствовать намерениям сына
ОСВАЛЬД — убедить мать, что Регина ему необходима
МАНДЕРС — помочь всем стать на путь истины
|
|
РЕГИНА —добиться расположения Освальда
ЭНГСТРАНД — сделать пастора своим союзником
Сквозное действие третьего акта — спастись
Сквозные действия ролей
ФРУ АЛЬВИНГ — найти в себе силы, чтобы спасти Освальда
ОСВАЛЬД — добиться от матери помощи
МАНДЕРС — не потерять хорошую репутацию
РЕГИНА — сделать Освальда своим
ЭНГСТРАНД — выжать из положения побольше выгоды
Сверхзадачи ролей