double arrow

КРЕОН — спасти Антигону и этим спасти свой порядок.


ИСМЕНА — ни с кем не портить отношений, а в особенности, с царем.

ГЕМОН — спасти Антигону, быть всегда рядом с ней.

СТРАЖНИК — получить премию, может быть, орден и повышение по

Службе.

Какие действия надо совершить, какие препятствия преодолеть всем

Героям трагедии?

После драки братьев и их смерти Креон

Хоронит одного, как героя, а второго

Оставляет для устрашения жителей города в

Поле на съедение шакалам и воронам.

Запрещается под страхом смерти кому бы то

Ни было хоронить его.

Антигона, сестра погибшего, уговаривает

Йемену тайно похоронить брата. Это событие.

Перепуганная Йемена не приходит в ус-

Ловленный час. Антигона идет в поле одна и хо-

* Название местности в окрестностях города Рустави со старой крепостью, монастырем и

другими постройками, представляющими собой культурную и историческую ценность. **

Пример для М.Т. естественный. «Антигону» Ж.Ануя он ставил в Театре имени

Ш.Руставели (1968) с С.Закариадзе и З.Кверенчхиладзе в главных ролях. Это один из

Самых известных и лучших спектаклей М.Т.




76

Ронит брата. Новое осложнение, новые трудности. Нарушен запрет

Креона, за это кто-то должен ответить.

По возвращении домой Антигона встречает Йемену, та,

Оправдываясь, пытается отговорить ее от задуманного. Антигона спорит

И ругает сестру.

Хорошо зная, что Креон не простит нарушения его приказа,

Антигона призывает к себе любимого Гемона и прощается с ним. Ей это

Очень трудно, она страдает, отказываясь от личного счастья с Гемоном.

Еще один поворот, может быть, для нее самый тяжелый. Но действие

Несется вперед.

Во дворце поднимается паника. Стражники приносят сообщение о

Том, что кто-то нарушил приказ Креона. Креон, чтобы не «упасть на

Повороте», решает объявить преступником своего секретаря-мальчика

И, таким образом, покарав его, закрыть дело о Полинике.

Антигона, несмотря на суровый приказ, вторично идет хоронить

Брата, но ее ловят стражники и приводят к Креону. «Трасса слалома»

Усложняется, напряжение растет.

Креон очень рассердился, но тут же, пользуясь своей властью,

Находит средство спасти Антигону. Антигона отказывается от его плана,

Настаивая на своей казни. Этим она выражает протест режиму лжи и

Насилия.

Креон в бешенстве и пытается объяснить Антигоне всю наивность

Ее поступка. Антигона спорит с ним, доказывая, что она сильнее его, так

Как может делать только то, что считает нужным, а он ничего не может с



Ней поделать. Головокружительные повороты и скачки в борьбе.

Потом Креон лаской пытается уговорить Антигону и, как ему

Кажется, добивается своего. Он отправляет Антигону домой, но она

Опять упрямо направляется к двери, чтобы похоронить брата, могила

Которого снова разрыта.

Доведенный до отчаяния Креон со всей откровенностью

Объясняет Антигоне всю пошлость игры, в которую она ввязалась.

Доказывает ей, что для него нет ничего святого, если дело касается

Государственного порядка, им установленного, и что ее благородные

Порывы никому не нужны, что все это выдумки идеалистов.

Антигона решается высказать ему все до конца, все, что она

Думает о нем и его правлении людьми. Она в истерике объясняет ему, что

Его порядок построен на лжи и обмане, что все его правление — фашизм,

Хамство, и она не хочет жить в царстве этого хамства.

Креон вынужден предать ее смерти. Проиграв этим сражение с

Маленькой племянницей, он все-таки упал на повороте «слалома».

Гемон умоляет отца спасти Антигону, Креон отказывает ему.

Антигону уводят на смерть. Креон, «поднявшись с лыжни»,

Пытается снова установить порядок в своем хозяйстве, но тут ему

Сообщают, что вместе с Антигоной погиб и его сын. Еще один

Неожиданный поворот.

77

Затем следует весть о самоубийстве жены Креона. Еще поворот,

Который нужно пережить. Это удар для Креона.



Но он все же берет себя в руки и продолжает заседание, которое

Должен был провести еще утром.

Даже из этого далеко не полного

Списка событий, происходящих в

С п е к т а к л е , п о н я т н о , к а к и е

М н о гоч и с л е н н ы е и с л ож н ы е

П р е п я т с т в и я ( в о с н о в н о м ,

Психологические, нравственные)

Приходится преодолевать героям,

Идя по линии сквозного действия

( г и г а н т с к о г о с л а л о м а ) к

Сверхзадаче. И чем больше

Режиссер обостряет предлагаемые

Обстоятельства действия, чем активнее герои сталкиваются с ними, тем

Лихорадочнее и активнее движется действие спектакля.

Очень важно, чтобы, глядя на школьную доску, молодые режиссеры и

Актеры видели бы не мелом выведенную схематическую линию,

78

А физически ощущали, как «тянет» их сквозное действие на бой, как

Подчиняет оно себе разрозненные и вроде бы существующие отдельно

Сцены пьесы (хотя они объединены фабулой, сюжетом, но здесь идет

Разговор о сценическом действии, а не о литературе), как оно теребит и

Возбуждает воображение художника, как открывает шлюзы подсознания.

Спектакль всегда похож на бой! На ринге боксеры бьют друг друга. Их

Мечта, их сверхзадача — стать чемпионом мира. И как активно, как

Настойчиво их сквозное действие — сделать все возможное и

Невозможное, чтобы победить всех, кто стоит на пути и мешает добиться

цели. Что они для этого только не делают! Тренируются, отказываются от

Многого,, щ пьют, не курят, не едят лишнего, придерживаются строгого

Режима. Во время боя стараются нанести противнику точный удар,

Измотать его, отточить свою технику, стать сильным, приобрести опыт и

Т.п. — и все это только ради того, чтобы победить чемпиона и стать

Чемпионом.

Как во время боя страстное желание и стремление победить толкают

Боксера вперед, так и сквозное действие должно быть бурным,

Толкающим к цели — это самая суть сценической игры.

Сквозное действие — это не просто нитка, на которую нанизаны

«бусинки» отдельных эпизодов спектакля, это полноводный бурный

Поток, стремительно несущийся с горы к долине. Состоящее в начале

Своего бега из отдельных «ручейков», сквозное действие постепенно

Насыщается силами и стремлениями, преодолевая преграды, несется

Вперед к цели своего бега —сверхзадаче. Сквозное действие —

Позвоночник событийного ряда.

«Для сквозного действия надо найти меткую фразу, которая







Сейчас читают про: