double arrow

Многоцветна и многозвучна, ей нельзя ставить к акие-то


Ограничительные рамки, ее нельзя нарисовать с помощью трафарета.

Она сочетается и создается из разнообразнейших явлений, все время

Меняющихся, движущихся, противоречивых, вступающих в конфликт

Друг с другом. Жизнь не повторяется, она все время в движении, а

Потому, перечитывая пьесу, надо, прежде всего, оберегать свою твор-

Ческую фантазию от театральных клише и штампов в изображении

Явлений и событий на сцене. Надо категорически бороться со всякой

Мыслью или видением, хотя бы отдаленно напоминающими

Театральный прием или театральных героев, хороших или плохих, уже

Виденных когда-то. Жизнь, изображенную автором в пьесе, надо

Постараться увидеть вне театральных подмостков, кулис и всего

Остального, что так присуще старинному театру.

Жизнь пьесы надо представлять в своем воображении реально

Существующей где-то, в некотором царстве, некотором государстве. Она

Должна быть изучена, сочинена, разработана как реально

Существующий жизненный поток.

Как жалок бывает режиссер, которому сейчас же, после первого




Прочтения пьесы, все бывает понятно и ясно. Ему нечего открывать, он

Немедленно требует репетиций, у него все под рукой, свои и чужие

Избитые приемы и театральные штампы.

66

СОЗДАНИЕ СРЕДЫ (ПОГРУЖЕНИЕ В БЫТ)

Если на первом этапе сочинения режиссерского плана работу

Режиссера можно сравнить с работой терапевта и рентгенолога, то,

Работая над второй частью плана, постигая жизненную конкретность

Описанных в пьесе событий, он уподобляется хирургу. Он уже не только

Рассуждает, не только делает выводы, а постигает душу, сердце, ум,

Убеждения и все жизнеобеспечивающие системы непосредственно на

«театре военных действий». Он сам в гуще этих событий.

В изучаемой пьесе сначала все должно быть одинаково важно. Перед

Режиссером, исследователем и первооткрывателем, должны без конца

Возникать вопросы, вопросы, вопросы, на которые не так уж легко дать

Исчерпывающий ответ. Чем больше вопросов, тем глубже врезается

Заступ исследователя в почвенные пласты пьесы. Если у режиссера

Вопросов не появляется, это явный признак того, что поиск идет по

Неверному пути.

Что, почему, откуда, как, зачем, когда? И еще тысячи тысяч вопросов

— по характерам действующих лиц, по всем направлениям действия и

Конфликтов, взаимоотношений и предлагаемых обстоятельств.

Надо все время задавать себе побольше «дурацких» вопросов, как

Будто прямого отношения к действию не имеющих, самых неожиданных,



Исходящих не столько от пьесы, сколько от жизни: курит или не курит

Герой? о чем мечтает? как проводит нормальный будничный день от зари

До зари? какую пищу любит? как проводит праздники? есть ли у него

Друзья? любит ли ходить по улицам, когда идет дождь? как умывается?

Как срезает ногти на ногах? любит ли ловить рыбу или ходить на охоту?

Читает ли книги? как и какие? любит ли ухаживать за девушками? а

Танцевать?.. И т.д.

Миллионы вопросов! Чем больше вопросов ставит перед собой

Режиссер и творчески их решает, тем любопытнее, интереснее и

Неожиданнее будут решения сцен, характеров, атмосферы будущего

Спектакля.

Бог, Создатель (обратите внимание на само слово — Соз-да-тель!),

Был неплохим режиссером-постановщиком. В начале он создал

«предлагаемые обстоятельства», «среду», небо и землю. «Земля была

Бесформенна, пустынна и погружена в вечный мрак. Всюду

простирались только воды, а над ними носился дух божий. И сказал Бог:

да будет свет! Увидев, что свет хорош, он отделил его от тьмы и назвал

Днем, а тьму назвал ночью. На следующий день он сотворил небесный

Свод посреди вод, разделив их на две части: на воды, которые были на

Земле под небом, и на воды, которые в виде туч и дождей повисли в небе.

На третий день он собрал воды под небом в одном месте, и тогда

Показалась суша. И назвал Бог скопление вод морем, а сушу землею. И



Повелел он тогда, чтобы на земле произросли многие виды растений,

Дающих семена, и деревьев, родящих плоды. На четвертый день он

Создал два тела небесных, светящихся на своде неба: большее, чтобы

Светило днем, и меньшее для освещения ночи. Так возникли солнце и

Луна, для того, чтобы отличать день от ночи и обозначать времена года,

Дни и месяцы. На своде неба бог поместил множество звезд. На пятый

День он призвал к жизни чудища морские и всякую иную тварь,

Обитающую в воде, а также птиц, парящих над землей. И благословил их,

Сказав: плодитесь и размножайтесь и заполняйте как море, так и воздух.

На шестой день создал он скотов и гадов и всяких других животных,

Передвигающихся по земле. И под конец сотворил человека по образу и

Подобию своему, чтобы властвовал над всею землею, над всем, что жило

и росло на земле» (Зенон Косидовский. «Библейские сказания»*).

* Тут резонен «дурацкий» вопрос: а почему режиссер цитирует Косидовского, а не «-

Ервоисточ-ник»? А потому что на дворе — середина 70-х годов: цитировать Библию в

Советском государстве невозможно, достать — трудно.

67

А затем тот же «режиссер» в этом мире «предлагаемых

Обстоятельств» разыграл целый ряд пьес-поединков: конфликт между

Адамом и Евой, Змеем-обольстителем и Богом, скандал между

Братьями Каином и Авелем, семейные неприятности у старика Ноя и его

Сыновей и т.п. и т.д.

Режиссер должен суметь увидеть и нафантазировать, вычитать из

Пьесы и воссоздать в своем воображении в деталях всю местность, горы,

Реки и поля, селения и города, где происходит действие пьесы.

(Например, местечко, где живет плут Сганарель со своим несчастным

Семейством. Или селение, где страдают герои «Кровавой свадьбы»

Лорки. Или ту часть Англии, по которой скитается бездомный король Лир,

И берег моря, на который высаживаются воины Корделии. Или деревню в

Верхней Имеретии, по которой разъезжает в поисках своей мачехи

Платон Саманишвили*, и т.п.) Режиссер должен населить эту местность

Людьми, участниками будущего происшествия, построить каждому из

Них дом, проложить между этими домами дороги, тропинки и перелазы,

Прокопать русла рек и ручейков, заполнить впадины озерами и прудами,

Поставить на них мельницы, открыть магазины, запустить на небо солнце







Сейчас читают про: