И луну, определить цвет этого неба, если нужно вырастить лес, выкопать

Овраг и провести железную дорогу. Одеть героев, дать им пищу, работу,

Составить всем распорядок дня. Решить, как живут и одеты эти люди

Летом, а как ведут себя зимой, в стужу, в слякоть, в дождь... Где хранят

Что и как? И еще много чего, что и составляет вместе взятое — жизнь. И

Самое главное — не стоит беспокоиться о том, понадобится все это

Потом в спектакле или нет. Если воображение художника не воссоздаст

Мир человеческой жизни во всех его подробностях, если он будет думать

Лишь о том, что конкретно нужно сцене, спектакль, в конечном итоге,

Всегда будет схематичен и нежизнен. Для того, чтобы потом на сцене

Существовали только две-три самые необходимые, характерные детали,

Нужно иметь их для выбора тысячи.

Беда, если режиссер «проскакивает» этот период работы, а потом

Тащит на сцену стоявшее уже в тысяче спектаклей трафаретное кресло,

Или стол, или что-нибудь в этом роде. Только после того, как у режиссера

Накопилось множество бытовых деталей, можно выбирать наиболее

Характерные и точные. И когда, уже после выпуска спектакля, рецензент

Напишет, что режиссер на сцене оставил лишь скамью, цветок и

Падающие с деревьев осенние листья, — это не значит, что во время

Работы он не представлял себе всего парка и не использовал сотню

Других деталей, просто после долгих поисков он сознательно «отсек все

Лишнее».

* Герой произведения Д.Клдиашвили «Мачеха Саманишвили». Кстати, спектакль

«Мачеха Саманишвили» шел в Театре имени Ш.Руставели (1969), был поставлен

Р.Стуруа и Т.Чхеидзе вместе. Невероятный и единственный случай в их судьбе. Причем,

Творческий почерк обоих в спектакле читался, ни один из двоих не предал своей веры, а

Сочетание приемов двух разных стилей дало восхитительно сочный результат.

68

У каждой реки свой характер. Он зависит от русла, по которому течет

Река. Характер действия спектакля зависит от его предлагаемых

Обстоятельств. От таланта и мастерства режиссера зависит, насколько

Интересным и увлекательным получится «русло» предлагаемых

Обстоятельств, по которому потечет действие. Если предлагаемые

Обстоятельства, сочиненные им, окажутся похожи на русло горной реки,

С ее многочисленными обрывами, нагромождениями скал, водо-

Сбросами, водопадами, то река действий будет пениться, бушевать,

Затягивать в водоворот, срываться со скал, успокаиваться в заводях и

Снова выбрасываться на скалы и берега. А может быть, это будет внешне

Спокойное, но мощное, глубинное течение равнинной реки. Такие реки

Иногда выходят из берегов, затопляют все вокруг, уничтожают все живое,

Разрушают города, с корнем рвут леса. Это страшные реки, и берега у

Них совсем не похожи на русла горных бурных потоков. Они иные.

Создавая предлагаемые обстоятельства спектакля, режиссер

Подобен скульптору, с той только разницей, что вместо глины и камня, он

Лепит свою скульптуру из событий, поединков, настроений, звуков,

Шумов, времени дня и ночи, мест действия, характеров действующих

Лиц и т.д. и т.п., — из всего того, что дает режиссеру-художнику

Возможность создать полноценную сценическую жизнь. Я думаю, эта

Способность режиссера — выстраивать из предлагаемых обстоятельств

Русло будущего действия — и есть критерий его способностей.

Обратимся для примера к примитивной истории о Красной Шапочке.

Возьмем два начальных эпизода, до встречи Красной Шапочки с Волком.

ДОМ ЛЕС

Красная Шапочка гуляет в лесу,

Собирает цветы, ловит бабочек,

Слушает птиц.

Традиционный вариант

Мать посылает Красную Шапочку к

Бабушке для того, чтобы она

Подышала свежим воздухом.

Прекрасная погода, лето. Девочке

Хочется погулять.

Детективный вариант

Мать читает «Манон Леско». Хочет

От делаться от дочери и ее

Бесконечных вопросов «почему?».

Девочка идет к бабушке неохотно.

А может быть, у матери —

Любовник. И мать старается

Выпроводить дочь из дома. Даже

Придумала для этого болезнь

Бабушки.

В лесу тихо, страшно. Сухие

Листья падают с деревьев.

Девочк а торопит ся. Каждое

Дерево кажется ей разбойником.

Красная Шапочка заблудилась.

Какая-то собака бегает по голому

Лесу. А оказывается, это вовсе и не

Собака, а самый настоящий волк.

Мелодраматический вариант

Мать очень больна. Еле двигается

По комнате. Бабушка тоже больна.

Лежит, бедная, одна без еды.

Послать, кроме девочки, к ней

Некого. Мать заботливо укутывает

ребенка, старается развеселить:

Дом бабушки совсем недалеко,

Метрах в ста, он даже виден из их

Окна.

Ветер гнет ветви деревьев,

Завывает и зло хохочет. Конечно,

Накрапывает дождь. Идет бедный

Ребенок по лесу. Ему всего три

Года. Еле идет. Потеряла туфельку,

Плачет. Мать, укутавшись шалью,

Наблюдает за ней из окна.

69

Вариантов начала тут очень много: девочка охотно идет к бабушке, ее

Посылают насильно, она боится идти одна по лесу, она не боится, ей 10

Лет, ей 3 года. Ей надо пройти дремучий, непроходимый лес или лужайку

В триста метров? Стоит солнечный день или дождливая погода? С

Деревьев осыпаются листья? Воет злой ветер? А может быть, сегодня

Спокойное утро, веселое и приветливое? Мать девочки может быть

Босой, в красивых туфельках, большой чистюлей, воплощением

Здоровья, больной, неряхой, хорошо одетой, доброй и злой. Можно

Насочинять множество предлагаемых обстоятельств, и от этого действие

Потечет совсем в иную сторону,

Надо вычитать из пьесы и нафантазировать мир взаимоотношений

Между людьми. Человек обычно связан со средой и людьми. Между ними

Протягиваются еле заметные нити взаимоотношений. Они, на первый

Взгляд, невидимы, но ощутимы — через поступки и поведение. Режиссер

Должен это увидеть и определить.

Вот, к примеру, имеретинское село, где проживает дворянка Марта.

Какой сложный клубок взаимоотношений между людьми, населяющими

это село! А пришедший издалека Дариспан Карсидзе со своей дочерью?

А Онисимэ, который привел этого молодого человека, молчаливого

Жениха? Неужели вот так просто, взял и от нечего делать привел? А

Может быть, у него с Мартой какие-то отношения? Может быть, Онисимэ

Сделал это в благодарность за услугу, которую оказала ему Марта? Кто

Знает? А этот несчастный Дариспан, который очень уважает свою


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: