ОСВАЛЬД — спастись от страха перед катастрофой
МАНДЕРС — создать себе незыблемую репутацию праведника
РЕГИНА — вырваться из провинции и непременно уехать в Париж
ЭНГСТРАНД — открыть шикарное заведение для капитанов и
Штурманов
У каждого персонажа — твердое намерение довести свой план до
Конца, хотя на пути к цели каждому встречаются бесконечные
Препятствия, которые и активизируют действие.
«Сверхзадача одна, а способ воспроизведения сквозного действия
Может быть разный. Надо, чтобы актеры брали ее не формально, а из
Жизни своей, из эмоциональной памяти принесли в роль. А откуда взяли
Сверхзадачу? Из роли. Значит, происходит слияние актера и роли, как в
Каждом творческом процессе» (К.С.Станиславский).
82
Сквозное действие составлено из отдельных событий и эпизодов,
Которые должны образовать событийный ряд, позвонок сквозного
Действия.
Надо определить место каждого события и отдельных эпизодов в
|
|
Общей линии действия будущего спектакля (начало, середина,
Окончание).
Каждый эпизод, каждое событие должны быть изучены,
Проанализированы, каждому — должно быть найдено действенное
(глагол) эмоциональное название.
Возьмем несколько эпизодов из пьесы «Невзгоды Дариспана» и
Проследим за желаниями и действиями персонажей. Например, в сцене
«Смотрины».
Эпизод «Начало смотрин»
В этом эпизоде Наталия расставляет посуду и угощение, а Пелагея и
Марта наблюдают, какое впечатление она произвела на жениха. Её
«демонстрируют» молодому человеку. А бедный Дариспан старается
Заставить жениха перенести внимание на Карожну. Это соревнование.
Только одна Карожна страдает и не знает, как выйти из унизительного
Положения.
МАРТА — «подать» Наталию.
ДАРИСПАН — использовать момент, чтобы Карожна понравилась.
ПЕЛАГЕЯ — помочь дочери.
КАРОЖНА — пересилить себя и выполнить все просьбы отца.
ОСИКО — выбрать, какая из двух девушек лучше.
ОНИСИМЭ — сделать вид, что ничего не замечает.
Эпизод «Дариспан взывает о помощи»
ДАРИСПАН — заставить Марту помочь ему воспользоваться
Возможностью выдать дочь замуж.
МАРТА — отвязаться от Дариспана, чтобы он не мешал ей делать
Свое дело.
ПЕЛАГЕЯ — понять, что затевает Дариспан: не обманывают ли ее?
Эпизод «Мольба»
ПЕЛАГЕЯ — умолить, упросить Марту не изменять своему обещанию.
Эпизод «Начало боя»
МАРТА — заставить Осико восхищаться Наталией.
|
|
ДАРИСПАН — начать тайные переговоры с
ОНИСИМЭ, чтобы «обойти» Марту.
ПЕЛАГЕЯ — обезвредить Карожну, помешать ей общаться с Осико.
КАРОЖНА — собрать все силы, чтобы выдержать эту пытку и не
Расплакаться.
ОСИКО — сравнить, кто лучше, Наталия или Карожна.
ОНИСИМЭ — посплетничать про Наталию. Кажется, у Дариспана
Дело сладилось.
НАТАЛИЯ — сдержаться, чтобы не расхохотаться; ей уже надоела эта
Комедия.
Эпизод «Непредвиденное происшествие»
Дариспан просит Карожну подать Онисимэ, с которым он наладил
Дипломатические отношения, стакан чаю. Перепуганная Карожна
Роняет стакан и разбивает его.
ДАРИСПАН — оправдать дочь.
КАРОЖНА — попытаться «слепить» осколки стакана; спрятаться от
Людей; провалиться сквозь землю.
МАРТА — рассеять атмосферу неловкости. Она очень довольна: так и
Надо этому Дариспану, не будет лезть в чужие дела.
ПЕЛАГЕЯ — скрыть радость.
НАТАЛИЯ — сдержать истерический хохот.
83
ОСИКО — поймать взгляд веселой Наталии.
ОНИСИМЭ — воспользоваться шумом и поесть.
Эпизод «Пока»
Пока Дариспан и Марта ликвидируют последствия «катастрофы»,
Осико выпытывает у Онисимэ, какая невеста выгодней.
ОСИКО — понять, какая лучше.
ОНИСИМЭ — предупредить, что здесь ничего не получится.
Эпизод «Рукопашный бой»
Марта придумала устроить танцы и заставляет Наталию и Осико
Танцевать, чтобы сблизить их. Дариспан же выталкивает дочь вперед,
Чтобы хотя бы сейчас взять реванш после неудачи со стаканом. Карожна
плачет, но, подчиняясь воле отца, играет на бузуки* и танцует. Это
Трагический танец Карожны.
МАРТА — распалить Осико близостью Наталии.
ПЕЛАГЕЯ — не дать Дариспану возможности действовать.
ДАРИСПАН — использовать последний шанс и заставить дочь
Танцевать.
ОНИСИМЭ — узнать у Марты насчет Дариспана.
НАТАЛИЯ — поскорей отделаться от приставаний Марты и матери.
КАРОЖНА — провалиться сквозь землю.
ОСИКО — вырваться из рук Марты.
Эпизод «Страшная неприятность»
ДАРИСПАН — выразить свое негодование Марте. Сдержать себя,
Чтобы не сказать лишнего.
МАРТА — излить Дариспану свое к нему отношение, отомстить ему.
КАРОЖНА — скрыться, исчезнуть.
Эпизод «Марта идет ва-банк»
Марта бросается в атаку на Осико. И прямо ставит перед ним вопрос:
Женится ли он на Наталии или нет.
МАРТА — быстро договориться с Осико.
ОСИКО — отделаться от всех.
ДАРИСПАН — понять, что еще придумала Марта.
ПЕЛАГЕЯ — догадаться, хорошо или плохо идут у Марты дела.
ОНИСИМЭ — отделаться от Дариспана.
КАРОЖНА — спрятаться от всех.
НАТАЛИЯ — дождаться ответа от Осико.
Эпизод «Катастрофа»
Вот это удар, неожиданный для всех! Осико одним словом разбил все
надежды! Как, у Осико уже есть нареченная?
МАРТА — понять, что хочет сказать Осико, разобраться в том, что
Произошло.
ОСИКО — удрать отсюда поскорей.
ОНИСИМЭ — помочь Осико выйти из неловкого положения.
ДАРИСПАН — сообразить, что случилось.
ПЕЛАГЕЯ — не упасть, взять себя в руки.
НАТАЛИЯ — сдержаться, чтобы не разорвать всех в клочья, в
Особенности, мать.
КАРОЖНА — не попасть никому под ноги.
* Грузинский духовой инструмент.
84
Эпизод — это молекула сценической жизни. Надо очень подробно
Разобраться, разгадать, что на сердце у человека. Какой поединок
Происходит в эпизоде? Между кем и кем, каким способом, какие у
|
|
Действующих лиц стремления, задачи, с помощью каких действенных
Ходов они ведут борьбу. Ведь спектакль, как определяет его
Г.А.Товстоногов, — это «цепь беспрерывных поединков». Каждый эпизод
Состоит из миллионов атомов сценической жизни, каждый — нужно дове-
Сти до конфликта. Не участвующих в борьбе «атомов» тут не бывает, это
Только на первый взгляд кажется, что они есть.
Кажется, что в течение целого эпизода идет разговор, никакого
отношения к действию не имеющий. Не верьте этому! Это ошибка!
Просто вы еще не разобрались в сложностях происходящих событий.