double arrow

Источник всякого изменения, благодаря борьбе и происходит вечное


обновление в жизни героев. «Все течет! Ничто не остается неподвижно,

Одинаково: все быстро ли, тихо ли движется, видоизменяясь,

Превращаясь, колеблясь между бытием и небытием» (Герцен. «Письма

Об изучении природы»).

Когда разговор идет о создании режиссерского замысла спектакля, не

Надо это понимать слишком прямолинейно. Не надо думать, что

Режиссерский план готовится как вполне законченное литературно-

Описательное сочинение и уже после этого приносится на первую

Репетицию, чтобы актеры начали процесс воплощения. Ничего

Подобного в творчестве не бывает, а если и случается, то крайне редко.

Давая советы по сочинению режиссерского плана, мы стараемся

Наметить основную схему всех элементов будущего спектакля и

Проблем, которые режиссер вместе со своим коллективом соавторов (с

Актерами, в первую очередь, с художником, композитором и др.) должен

Решить.

А когда это будет сделано — до репетиций, во время анализа за

Столом или в действии, во время репетиций на сцене или, как иногда




Случается, даже на генеральной, — все равно. Это зависит от

Воображения художника, от близости ему темы, авторского материала,

От распределения ролей, от того, из кого состоит коллектив, работающий

Над спектаклем, и еще от множества разных причин и обстоятельств. Не

Так важно когда, важно, чтобы эти проблемы и многие другие в принципе

Были творчески освоены и решены. Слепое следование советам,

Нетворческое их восприятие приведут только к неудаче. В особенности,

Все вышесказанное касается проблем, поставленных в главах о

Театральном анализе.

НАЧАЛО СЕРЕДИНА ОКОНЧАНИЕ

Дариспан Карсидзе

Уставший,

Желающий отдохнуть

В озбу ж д е н н ы й ,

О б щ и т е л ь н ы й ,

Деятель ный, очень

А к т и в н ы й .

Добивающийся своей

Цели

О п у с т о ш е н н ы й ,

С м у щ е н н ы й ,

Испытывающий вину за

С в о е п о в е д е н и е .

Удрученный

Пелагея

Сабелашвили

Старается

Подготовиться к

Встрече жениха, чтобы

Не осрамиться

Карожна Карсидзе

Быть вежливой, как

Велел отец. Но у нее

Ничего не получается

Перебороть страх и

Не дать Дариспану

Выиграть бой за дочь.

Спастись

Скрыть свое горе,

Неудачу. Заползти в

Свою нору. Никого не

Видеть

Выдержать эту

Пытку

Сдержать рыдания.

Исчезнуть из этого

Дома навсегда

87

Глава X

ПРЕОБРАЖЕНИЯ



ГАМЛЕТ. Театр должен держать зеркало

Перед природой, показывать доблести ее

Истинное лицо и ее истинные низости, и

К а ж д о м у в е к у и с т о р и и - е г о

Неприкрашенный облик.

М А Я К О В С К И Й . Н е т , т е а т р н е

О т о б р а ж а ю щ е е з е р к а л о , а

Увеличивающее стекло.

ГЮГО. Да, театр есть оптический

Прибор. Все, что существует в истории, в

Жизни, в человеке, все должно и может

Найти в нем свое отражение, но под

Волшебной палочкой искусства.

ТУРБИН. Все искусство в целом -

Грандиозная условность, и в этом его

Сила.

Воображаемый спор о театре*

ДИАЛОГ С ГОГИ ГЕГЕЧКОРИ

Гоги возвращался из театра немного усталый, расстроенный. Видимо,

Репетиция была не совсем удачной.

— Как дела?

— Очень трудно в последнее время стало играть роли. Все режиссеры

Требуют, чтобы роль игралась в ключе автора, и еще — в его

Режиссерском ключе. А ключи все разные. Откуда бедному актеру

Подобрать столько ключей?

— А разве раньше играли без ключей?

— Раньше главным было — сыграть правдиво.

— Нет, это не совсем так. Раньше правдиво нужно было, и играли Дон

Сеза-ра, Катамадзе, Волка-жулика**, но все это в совершенно разных

Ключах, и правда у всех у них была разная.

— Да, вероятно, это так.

* Все выделения в тексте цитат сделаны M.T.

** M.T. называет роли, сыгранные Г.Гегечкори в разные годы на сцене Театра имени



Ш.Руставели: Дон Сезар де Базан в одноименном спектакле режиссера Д.Алексидзе

(1953), Катамадзе — в спектакле «Повесть о любви» К.Буачидзе (1958) и Волк — в

Спектакле «Чинчрака» Г.Нахуцришвили (1963), две последние роли — в спектаклях

Самого M.T.

88

Гоги помолчал, а потом добавил:

— А вот художница Е.Ахвледиани пишет свои произведения в одном-

Единствен-ном ключе, поэтесса А.Каландадзе пишет свои произведения

В одном-единствен-ном, а мы... Какие мы, актеры, несчастные люди....

— И режиссеры, и певцы, и пианисты.... Да, это так. Святослав Рихтер

В совершенно разных ключах играет Бетховена, Дебюсси, Прокофьева.

— Интересно было бы его спросить, как он это делает? — уже шутит

Гоги.

— Рихтер говорит так: «Я просто стараюсь прочесть то, что

написано в нотах». Лучше этого не скажешь!

В дни моей юности почти в каждом Парке культуры и отдыха и даже на

Базарах устраивались так называемые «комнаты смеха». По стенам

Комнаты, куда людей пускали по билетам, были развешаны кривые

Зеркала всевозможных форм и видов (кстати, французское слово

«жанр» значит «вид»). Посетители переходили от одного зеркала к

Другому, безудержно хохоча и радуясь своему необычайному

Преображению. Человек перед зеркалом, в зависимости от изогнутости

Его плоскости, отражался в нем, совершенно изменив свои пропорции и

Вид. Проходя перед десятком по-разному изогнутых зеркал, он

Становился то очень худым, то очень толстым, его ноги укорачивались до

Минимума, а голова превращалась в грандиозную тыкву и т.д.

Посетители, стоя перед зеркалом, принимали разные позы,

Совершали перед зеркалами ряд движений, отчего их фигуры,

Отраженные в кривых зеркалах, становились еще смешнее, а хохот —

Еще громче и сердечнее. Но в этих «кривых зеркалах» появлялись не

Только смешные изображения, были здесь и трагичные, и мрачные, были

Беспомощные и грустные.

А при входе в «комнату смеха» висело обыкновенное зеркало. В него

Посетители обычно смотрелись уже на выходе, на всякий случай, чтобы

Убедиться, что отражения в кривых зеркалах не оставили на них никакого

Отпечатка, или просто чтобы вспомнить себя обыкновенного после

Стольких преображений. Вот он, человек, отражается в нормальном

Зеркале таким, каким является на самом деле, но стоит ему опять

Взглянуть в искривленное под определенным углом зеркало, как

Изображение искажается, или, вернее, человек преображается в другого

Человека, хотя и в чем-то ему знакомого. Ведь, по сути, он же остался

Самим собой. Это только элементы зеркальной поверхности претерпели

Различные изменения, но не утратили взаимного соответствия.

Если перед обыкновенным яблоком строго под прямым углом мы







Сейчас читают про: