Творчества.
А что надо делать, как надо настраиваться, когда настроиться не
Получается? Надо обязательно работать, работать даже тогда, когда не
Хочется, работать насильно. Работать упорно и настойчиво, страстно
Желать найти и искать везде, где только можно. Когда заставишь себя
Работать, когда увлечешься работой, когда она станет необходимой,
Тогда появится установка. По Р.Натад-зе, активность человека
Обусловлена потребностью чего-то добиться. Она, эта потребность, и
Вызывает в режиссере соответствующую установку.
Мне посчастливилось быть невольным свидетелем того, как
Настраивался и сосредотачивался, готовясь к концерту, Святослав
Рихтер. Во-первых, он потребовал, чтобы во всем театре была
Абсолютная тишина, и добился этого. Долго ходил по комнате, потом сел,
Закрыл лицо руками и так очень долго сидел и чем-то очень активно был
Занят. Потом он встал, зажег свечу, потушил электрический свет, опять
Сел и стал вглядываться в огонь. Потом опять закрыл лицо руками.
Подготовка шла долго. Иногда он выходил из комнаты, шел на сцену,
Подходил к роялю, но не прикасался к нему. Потом возвращался в
Комнату отдыха. Но это был не отдых, а очень активный настройка дело,
Которое он должен был совершить.
Итак, на первом этапе работы главное — уточнение задачи поиска и
Творческий настрой, или установка.
ЭТАП ВТОРОЙ. РАЗВЕДКА
(ПОИСК)
Завихрения Мейерхольда, которым многие
Наивно пробуют подражать, сочетались с
Редчайшим даром отыскать, изобрести,
«н а ф а н т а з и р о в а т ь», к а к г о в о р и л
Вахтангов, единственную в своем роде,
Н е п о в т о р и м у ю ф о р м у, л е г к о и
Естественно выражающую режиссерский
Замысел.
Ю.Завадский. «Мысль о Мейерхольде»*
В первую очередь, необходимо разбудить воображение, дать
Толчок «маховому колесу» и заставить его вращаться в нужном
Направлении. Это и есть режиссерская разведка по всем возможным
Направлениям. Наблюдение, манипулиро вание понятиями и
Образами, фактами, изучение их сути, сравнения и догадки,
* Выделено M.T.
111
Изобретательство, сочинение метафор — вот основная сфера
Деятельности режиссера на этом этапе.
У многих режиссеров существует мнение, что первая пришедшая в
Голову идея формы — всегда самая лучшая. Чем дольше искать, говорят
Они, тем больше искусственности и меньше искусства, а избыток
Логики и ясности только вредит замыслу. Это неверно, так как
Первая идея всегда должна быть поводом для сомнения, Первая
Пришедшая в голову идея (за редким исключением) всегда банальна и
Поверхностна, ее надо остерегаться. Ее надо проверить, много раз
Опровергнуть, найти другую идею, много идей, и наконец, может быть,
Вернуться к первоначальному решению, если оно удовлетворяет
Здравый смысл и высокие запросы творчества. И только тогда режиссер
Может считать идею решения проверенной и надежной, когда выяснится,
Что это не просто оригинальная мысль, а открытие, способное
Заинтересовать людей. В идею надо поверить, а поверить в идею —
Значит, увидеть ее в четкой сценической форме.
Но, с другой стороны, не следует пришедшие в голову варианты сразу
Же отвергать и выкидывать. В конце концов, идеи формы слишком
Дороги, чтобы дать им исчезнуть или, в крайнем случае, кануть в
«склады» нашего подсознания. Не так-то легко они оттуда извлекаются.
Идею решения лучше подольше повертеть, пощупать и, если это
Идея стоящая, но в данном случае не пригодная, сразу не отбрасывать.
Надо ее каким-то образом зафиксировать, запомнить. Она может
Пригодиться в другой раз, для другого спектакля.
Выбор решения спектакля основывается на сравнении многих
Вариантов. Поэтому в начале работы надо накопить их как можно
Больше, пусть не совсем стройных, часто абсурдных, наивных (это не
беда!), но главное — чтобы они не походили друг на друга.
Как их искать и накапливать? Приведу некоторые советы, которыми
Можно воспользоваться во время практической работы над спектаклем.
Может быть, некоторые из них и могут быть полезны.
Освобождение от навязчивых идей
Режиссер читает пьесу, и сейчас же в его сознании возникают
Знакомые ему образы из известных театральных постановок. В прошлом
— открытия, а сегодня — уже банальные, набившие оскомину приемы,
Не несущие никакой новой информации, они тормозят возникновение
Новых идей решения спектакля. Перебороть привычную схему таких
«дежурных блюд» и пробиться сквозь джунгли знакомых, избитых
Решений, лежащих на поверхности, воображению режиссера бывает
Очень трудно. Таких навязчивых идей и приемов — тысячи, они всегда
Подкарауливают вас, о них не надо даже задумываться. Они как
Назойливые соседи, всегда готовы предложить свои услуги, когда их об
Этом никто не просит.
Понравился режиссеру спектакль А.Эфроса, и вот он уже попадает в
Плен психологической инерции, если это так можно назвать, и все его
Спектакли начинают внешне походить на эфросовские. Посмотрел
Спектакль гастролирующего у нас театра из-за рубежа, и все его
Театральные опусы становятся внешне похожими на приемы этого
Спектакля. Вывел какой-то режиссер актеров из зрительного зала
(кажется, в первый раз это сделал Мейерхольд), и, как грибы после
Дождя, повторяются эти приемы в тысячах спектаклей, это уже некий ко-
Сяк спектаклей. Решил Питер Брук в одном из своих спектаклей («Король
Лир») одеть героев трагедии в кожу, и вслед за ним пошли гулять по
Сценам мира герои всех времен и народов, одетые в кожу. Это и есть
Психологическая инерция.
Это вовсе не значит, что вообще нельзя использовать уже
Найденные нашими великими предшественниками театральные
Приемы. Наоборот, этот арсенал на ходок и приемов нужно хорошо
З н а т ь, и з у ч и т ь, о т т а л к и в а т ь с я о т н и х, в к р а й н е м
112
Случае, их использовать, но не надо делать это механически, по «моде»
На определенный сезон — единой отмычкой, для всех спектаклей
Подряд. Один сезон все спектакли решают как цирк, второй — как
Карнавал, третий — «как Эфрос». Было время, когда все спектакли в
Грузии ставили «по-ахметелиевски». И до сих пор плодятся по разным