Была феноменальной. Это первое и обязательное условие для

Творчества.

А что надо делать, как надо настраиваться, когда настроиться не

Получается? Надо обязательно работать, работать даже тогда, когда не

Хочется, работать насильно. Работать упорно и настойчиво, страстно

Желать найти и искать везде, где только можно. Когда заставишь себя

Работать, когда увлечешься работой, когда она станет необходимой,

Тогда появится установка. По Р.Натад-зе, активность человека

Обусловлена потребностью чего-то добиться. Она, эта потребность, и

Вызывает в режиссере соответствующую установку.

Мне посчастливилось быть невольным свидетелем того, как

Настраивался и сосредотачивался, готовясь к концерту, Святослав

Рихтер. Во-первых, он потребовал, чтобы во всем театре была

Абсолютная тишина, и добился этого. Долго ходил по комнате, потом сел,

Закрыл лицо руками и так очень долго сидел и чем-то очень активно был

Занят. Потом он встал, зажег свечу, потушил электрический свет, опять

Сел и стал вглядываться в огонь. Потом опять закрыл лицо руками.

Подготовка шла долго. Иногда он выходил из комнаты, шел на сцену,

Подходил к роялю, но не прикасался к нему. Потом возвращался в

Комнату отдыха. Но это был не отдых, а очень активный настройка дело,

Которое он должен был совершить.

Итак, на первом этапе работы главное — уточнение задачи поиска и

Творческий настрой, или установка.

ЭТАП ВТОРОЙ. РАЗВЕДКА

(ПОИСК)

Завихрения Мейерхольда, которым многие

Наивно пробуют подражать, сочетались с

Редчайшим даром отыскать, изобрести,

«н а ф а н т а з и р о в а т ь», к а к г о в о р и л

Вахтангов, единственную в своем роде,

Н е п о в т о р и м у ю ф о р м у, л е г к о и

Естественно выражающую режиссерский

Замысел.

Ю.Завадский. «Мысль о Мейерхольде»*

В первую очередь, необходимо разбудить воображение, дать

Толчок «маховому колесу» и заставить его вращаться в нужном

Направлении. Это и есть режиссерская разведка по всем возможным

Направлениям. Наблюдение, манипулиро вание понятиями и

Образами, фактами, изучение их сути, сравнения и догадки,

* Выделено M.T.

111

Изобретательство, сочинение метафор — вот основная сфера

Деятельности режиссера на этом этапе.

У многих режиссеров существует мнение, что первая пришедшая в

Голову идея формы — всегда самая лучшая. Чем дольше искать, говорят

Они, тем больше искусственности и меньше искусства, а избыток

Логики и ясности только вредит замыслу. Это неверно, так как

Первая идея всегда должна быть поводом для сомнения, Первая

Пришедшая в голову идея (за редким исключением) всегда банальна и

Поверхностна, ее надо остерегаться. Ее надо проверить, много раз

Опровергнуть, найти другую идею, много идей, и наконец, может быть,

Вернуться к первоначальному решению, если оно удовлетворяет

Здравый смысл и высокие запросы творчества. И только тогда режиссер

Может считать идею решения проверенной и надежной, когда выяснится,

Что это не просто оригинальная мысль, а открытие, способное

Заинтересовать людей. В идею надо поверить, а поверить в идею —

Значит, увидеть ее в четкой сценической форме.

Но, с другой стороны, не следует пришедшие в голову варианты сразу

Же отвергать и выкидывать. В конце концов, идеи формы слишком

Дороги, чтобы дать им исчезнуть или, в крайнем случае, кануть в

«склады» нашего подсознания. Не так-то легко они оттуда извлекаются.

Идею решения лучше подольше повертеть, пощупать и, если это

Идея стоящая, но в данном случае не пригодная, сразу не отбрасывать.

Надо ее каким-то образом зафиксировать, запомнить. Она может

Пригодиться в другой раз, для другого спектакля.

Выбор решения спектакля основывается на сравнении многих

Вариантов. Поэтому в начале работы надо накопить их как можно

Больше, пусть не совсем стройных, часто абсурдных, наивных (это не

беда!), но главное — чтобы они не походили друг на друга.

Как их искать и накапливать? Приведу некоторые советы, которыми

Можно воспользоваться во время практической работы над спектаклем.

Может быть, некоторые из них и могут быть полезны.

Освобождение от навязчивых идей

Режиссер читает пьесу, и сейчас же в его сознании возникают

Знакомые ему образы из известных театральных постановок. В прошлом

— открытия, а сегодня — уже банальные, набившие оскомину приемы,

Не несущие никакой новой информации, они тормозят возникновение

Новых идей решения спектакля. Перебороть привычную схему таких

«дежурных блюд» и пробиться сквозь джунгли знакомых, избитых

Решений, лежащих на поверхности, воображению режиссера бывает

Очень трудно. Таких навязчивых идей и приемов — тысячи, они всегда

Подкарауливают вас, о них не надо даже задумываться. Они как

Назойливые соседи, всегда готовы предложить свои услуги, когда их об

Этом никто не просит.

Понравился режиссеру спектакль А.Эфроса, и вот он уже попадает в

Плен психологической инерции, если это так можно назвать, и все его

Спектакли начинают внешне походить на эфросовские. Посмотрел

Спектакль гастролирующего у нас театра из-за рубежа, и все его

Театральные опусы становятся внешне похожими на приемы этого

Спектакля. Вывел какой-то режиссер актеров из зрительного зала

(кажется, в первый раз это сделал Мейерхольд), и, как грибы после

Дождя, повторяются эти приемы в тысячах спектаклей, это уже некий ко-

Сяк спектаклей. Решил Питер Брук в одном из своих спектаклей («Король

Лир») одеть героев трагедии в кожу, и вслед за ним пошли гулять по

Сценам мира герои всех времен и народов, одетые в кожу. Это и есть

Психологическая инерция.

Это вовсе не значит, что вообще нельзя использовать уже

Найденные нашими великими предшественниками театральные

Приемы. Наоборот, этот арсенал на ходок и приемов нужно хорошо

З н а т ь, и з у ч и т ь, о т т а л к и в а т ь с я о т н и х, в к р а й н е м

112

Случае, их использовать, но не надо делать это механически, по «моде»

На определенный сезон — единой отмычкой, для всех спектаклей

Подряд. Один сезон все спектакли решают как цирк, второй — как

Карнавал, третий — «как Эфрос». Было время, когда все спектакли в

Грузии ставили «по-ахметелиевски». И до сих пор плодятся по разным


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: