double arrow

Добавляю слово «вероятно», потому что не могу сказать вам наверняка,

Можно это делать или нельзя, пока не узнаю, каким ключом вы собрались

«открыть» ваш спектакль, какова его модель, что это за театральная

Игра? Вы начинаете придумывать, сочинять свой спектакль с частностей,

С деталей, нюансов. Они могут быть сами по себе даже интересны, но

Подойдут ли они всему целому? Ведь это самое главное — найти способ

Театральной игры для данного спектакля, а после искать его

Составные части. А не наоборот. Только после этого можно дать ответ,

Стоит или не стоит Электре садиться к Клитемнестре спиной, можно или

Нельзя это делать и, вообще, насколько эта проблема серьезна, чтобы ее

Обсуждать.

Если вы хотите поставить «Электру», чтобы призвать людей к

Мщению за каждое совершенное преступление, чтобы сказать, что

Человек должен нести ответственность перед обществом, что нет ему

Прощения, если он в личных целях пренебрегает долгом, и такое

Преступление должно обязательно караться, — если эта идея волнует

Вас, она должна быть выражена в какой-нибудь определенной форме.

Вы можете выразить эту идею в скульптуре, в поэзии, в живописи и,

Конечно же, в театре.

Сценическое решение очень конкретно и реально. Решение - это

Реализация замысла с помощью всех компонентов театра и, что самое

Главное, через актера.

Актер — все же самый главный материал театра. Надо использовать

Его не как марионетку, для выражения ваших построений, а как творца

Сценической жизни -действия. Вы смотрели «Гамлета» у Любимова?

— Да, мне очень понравился этот спектакль!

— А что вам понравилось в нем?

— Прекрасно придуман и использован занавес. Он создает

Очень интересные пластические комбинации. Занавес у

Любимова превращается в метафору.

— А понравился ли вам спектакль Любимова «А зори здесь тихие»?

— Очень.

— А что в нем вам понравилось?

— Очень хорошо играет сержант и все девушки-солдатки. И

В с е э т о п р е п о д н о с и т с я в и н т е р е с н о й ф о р м е —

105

Трансформирующегося военного грузовика. Это захватывающий

Образ.

— По-моему, это и есть лучший спектакль Любимова. Решение

Органически слито с актерским действием, и все это рождает сценическое

Открытие — философское, жизненное, эмоциональное, зрелищное.

Я хочу добиться той ясности метода, когда смогу лепить свою идею из дей-

Ствий, настроений, состояний, атмосферы, желаний, конфликтов,

Поединков посредством живого человека, посредством живописи и музыки,

Костюма и реквизита, света и шума, как художник, как скульптур,

Высекающий из камня свою тему, свой действенный рассказ об «униженных

И оскорбленных».

Режиссер-художник — это человек, который выражает свое отношение к

Устройству этого мира, а не является разводящим мизансцены (пусть даже

гением!) кем-то написанной пьесы. Даже в небольшом жизненном факте все

Гораздо сложнее, чем это кажется с первого взгляда. Он не такой уж простой,

И каждую «ноту» этой истории можно пропеть по-разному. Все зависит от

Режиссера, от его позиции по отношению к конкретным жизненным

Явлениям, личностям, фактам. Творчество отличается от халтуры, прежде

Всего, тем, что в основе его лежит открытие. И, как это ни грустно, не каждый

Может быть первооткрывателем. Художник — это человек, которому есть

Что сказать людям.

— Приведите какой-нибудь пример режиссерского решения из ва-

Ших спектаклей, которые нам знакомы. Если можно, объясните

Решение спектакля «Чинчрака»?

— Ключом к этому спектаклю явилось воспоминание детства. В то лето мы

отдыхали в очаровательном местечке Мзета-Мзе*, на даче, окруженной

Густым лесом. Однажды вечером, когда полная луна, заглянув к нам в окна,

Залила светом лужайку перед дачей, мы устроили импровизированный

Спектакль. Вынесли байковые одеяла, повесили их вместо занавеса на

Протянутые для белья веревки. Спектакль наш состоял из разных номеров.

Мы импровизировали, каждый делал то, что мог: кто-то танцевал,

Изображал Пата и Паташона, Чарли Чаплина, пел, кто-то показывал

Фокусы, читал стихи, соревновался в произнесении скороговорок и т.д. и т.п.

Это было очень веселое дачное представление. Потом в лесу завыл шакал,

И мы стали ему подражать. «Зрители» сидели на балконе, пили чай и от души

Смеялись нашим выходкам. Все мы в детстве, каждый по-своему,

Устраивали такие представления.

Веселый дачный спектакль на лесной лужайке стал ключом и правилом

Театральной игры при постановке пьесы Г.Нахуцришвили «Чинчрака».

О т с ю д а р о д и л с я

Репетиционный способ —

И м п р о в и з а ц и я, ч т о

Впоследствии и перешло в

С п е к т а к л ь. Е с л и в ы

Вспомните спектакль, то

Убедитесь, что все его

Элементы решены в этом

Ключе.

— А каково было

Р е ш е н и е с п е к т а к л я

«Т а к а я л ю б о в ь»

К о г о у т а?

— Решением этого

Спектакля, его постановочным ключом была модель судебного

Разбирательства. Не представление суда на сцене, а суд, который был

* С грузинского языка Мзета-Мзе можно перевести как «солнечное» — в прямом значении

Слова и как «прекрасное» — в переносном.

106

Расположен в самом зрительном зале и на сцене, весь театр как бы стал

Залом суда. Поэтому всякая ложь, всякая бутафорщина этому спектаклю

Были противопоказаны. Это касалось оформления и, в первую очередь,

Природы чувств исполнителей ролей. Я много раз посещал судебные

Заседания, водил с собой актеров, меня интересовала не сама

Процедура судебного разбирательства, а ее атмосфера, настроения и

Ритмы жизни людей, которые связаны с этим процессом, — сами

Подсудимые, свидетели, те, кто хотел помочь делу, и те, кто всеми

Силами пытался уйти от ответственности или просто хотел держаться по-

Дальше от суда. Мы даже хотели однажды сыграть спектакль в большом

Зале суда.

— А чем этот спектакль по решению отличался от

«Антигоны» Ануя?

— Постановочное решение «Антигоны», ее ключ — это дискуссия.

Площадка, которая очень отдаленно напоминала об античности, была

Вынесена вперед, в зрительный зал. Были даже ступени к зрителю, т.е.,

Если бы, теоретически, кто-то захотел принять участие в дискуссии, он

Бы мог подняться на площадку. Ведь, если помните, никто из актеров

Ступенями не пользовался. На площадку были вынесены осветительные

Приборы, которые освещали стулья: сидя на них, можно было

Дискутировать. Вокруг площадки собирались все участники будущей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: