double arrow

На этом этапе не разрешается никакая критика идей, ни плохих, ни


Хороших. Идеи могут быть глупыми и неостроумными, не учитывающими

Конкретные сценические условия и исполнителей, возможности и

Традиции. На них просто не стоит останавливаться, но их ни в коем

Случае нельзя стесняться, нельзя смущаться того, что они наивны. В

Такой период запрещены всякие реакции, как отрицательные, так и

положительные (настоящее не потеряется!).

* Берикаоба — представление народного площадного театра, можно сравнить с

Представлениями русских скоморохов (по-грузински — бериков).

114

Очень полезно бывает в таких случаях провоцировать на беседы и

Споры о вариантах решения людей нетеатральных профессий, которые

Способны задавать «идиотские» вопросы вокруг постановки: почему,

Зачем, для чего, а разве в пьесе это так, а разве так бывает. Эти

Незаинтересованные, часто не связанные с театром люди неожиданно

Своими вопросами наталкивают вас на прекрасные идеи. Поэтому

Полезно рассказывать им свои варианты решения будущего спектакля и

По реакции определять их ценность. Обычно такие люди не




Воспринимают условностей театра, но дают возможность режиссеру в

Процессе рассказывания самому еще больше фантазировать и тут же

Проверять свои фантазии. Талантливый режиссер сразу ощущает в

Своем рассказе хорошее и плохое, стоящее и обманное.

Этот период обычно очень активен, действенен. Режиссер возбужден

И увлечен процессом сочинительства. Он не ограничен никакими

Рамками и поэтому, ни на что не оглядываясь, может свободно творить и

Получать от этого колоссальное удовольствие. Это период активной

Режиссерской разведки по всем возможным и невозможным

Направлениям, без учета конкретных результатов. Это момент

Накопления идей.

Аналогии

Большое число оригинальных идей рождается по аналогии с уже

Известными сценическими решениями. Многие театральные решения,

Примеры которых стали классикой режиссуры, бывают прекрасным

Трамплином для создания совершенно новых. Никто не удосужился

Собрать их и перечислить, составить некий сборник примеров

Классических театральных форм на основании опыта лучших

Режиссеров в истории этой профессии. Но примеры эти все же

Существуют — в памяти людей, в описаниях очевидцев, в эскизах и

фотографиях. Вот некоторые из решений спектакля:

КАРНАВАЛ

ИГРА В ТЕАТР

ИЛЛЮЗИЯ ЖИЗНИ

РОМАНТИЧЕСКИЙ ТЕАТР

СКАЗКА

ПАТЕТИЧЕСКИЙ ТЕАТР

КОМЕДИЯ МАСОК

ЦИРКОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ



КОНЦЕРТ

ПАМЯТНИК

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ТЕАТР

РАЗДУМЬЕ, РАЗМЫШЛЕНИЕ

ДОКУМЕНТ

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КАПУСТНИК

МИТИНГ, МАНИФЕСТАЦИЯ

ДИСКУССИЯ

ИГРА В МИР ИГРУШЕК

ЛЕГЕНДА

ПРИЕМ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА

Спектакль, ПОДСМОТРЕННЫЙ В ЗАМОЧНУЮ СКВАЖИНУ

ПЛОЩАДНОЙ ТЕАТР

БАЛАГАН

БАЛЕТ, хотя в нем никто не танцует

СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО

115

ИМПРОВИЗАЦИЯ

РЕСТАВРАЦИЯ ЖИЗНИ

АГИТАЦИЯ

Много, очень много разных примеров и способов театральной игры,

Которые полезно изучать и штудировать. Их надо знать досконально,

Чтобы уметь использовать, отталкиваться от них, вкладывать новое

Содержание в старые мехи и, конечно же, ничего не переносить в свой

Спектакль слепо, осваивать самую суть приема, а не готовую форму.

Брать готовую форму у другого режиссера — это воровство и плагиат.

Почему-то за это не привлекают к ответственности.

Надо изучать разные виды театров и их приемы: театр античный,

Театр Шекспировский, японский театр Кабуки, испанский,

Уличный театр масок, агитационный театр Пискатора, театр

Литературный и многие другие. Все это может стимулировать новые

Идеи сценических решений.

Отчуждение

Это, на мой взгляд, очень хороший способ получения новых идей,

Способ создания вымышленной ситуации для действия пьесы. Способ



Перенесения действия в вымышленный мир с целью увидеть его со

Стороны в совершенно неожиданной среде.

Чтобы перевернуть мир, Архимеду была необходима точка опоры вне

Его. Так же и режиссеру полезно увидеть происшествия, события пьесы в

Условном мире. Например, перенести действие в мир «Мудрости лжи»

Сулхан-Саба Орбелиани, или в страны, сочиненные Д.Свифтом, —

Лилипутию, Лапуту, страну Великанов или Гуигнгнмов. Или в мир зверей,

Сочиненный великим Гете, в мир, где проживал Рейнеке Лис. А если

Перенести действие в мир кукол из сказки А.Толстого «Золотой ключик»?

А если прямо отправиться в страну Пиноккио? Или в страну Кондарети,

Сочиненную А.Сулакаури и т.д. и т.п. Взгляд извне, взгляд со стороны,

Перенесение в воображаемую среду — хороший толчок для рождения

Новых решений.

Поиски театральных идей в играх народов мира

А для этого нужно очень много читать, изучать, искать, расспрашивать

Очевидцев, искать в библиотеках, музеях, на выставках. Надо быть

Всегда в курсе театральных дел во всем мире.

Но больше всего надо искать в своих собственных национальных

Формах народного театра, народных играх, празднествах, ритуалах,

Верованиях и действиях, связанных с ними. Ведь как мало используется

Еще в наших театрах такое богатство форм и театральных приемов,

Какое содержат всевозможные виды берикаоба (у каждого района свои

традиции, не похожие на другие), кееноба оплакивание (для трагедии!),

Свадьба, мариамоба, мцхетоба,

алавердоба и т.д.* Сам грузинский

С т о л — э т о н е п о в т о р и м а я

Театральная форма, со своим

Началом, развитием и окончанием.

В каждом уголке Грузии эти

Празднества и ритуалы принимают

Совершенно разные формы,

П р и о б р е т а ю т о с о б о е и

Характерное только для этого

Уголка своеобразие. Если музы-

* М.Т. перечисляет типы грузинских традиционных народных игр и обрядов.

116

Канты-фольклористы собирают это богатство, чтобы потом

Использовать в своих произведениях, то почему бы и режиссерам не

Заниматься тем же? Ведь прочитанное и увиденное — это совершенно

Разные вещи. Режиссер должен видеть и прочувствовать, чтобы

Потом смочь использовать.

Но для некоторых режиссеров прием итальянского карнавала,

Использованный режиссером Дзеффирелли как прием решения его

Спектакля, а затем и фильма «Ромео и Джульетта», почему-то кажется

Большим катализатором, чем более органичная для нас берикаоба.







Сейчас читают про: