Первый, шекспировский.
СХЕМА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПОЭТАПНО
121
ЭТАП ШЕСТОЙ.
РАЗРАБОТКА
Мейерхольд понимал режиссерское
Искусст во, как строгое и точное
Мастерство, одухотворенное поэзией и
Фантазией. Он знал цену «ремеслу»,
Уменью «мастерить» спектакль, он
Дорожил умом и «арифметикой» не
Меньше, чем поэзией, расчетом не меньше,
Чем смелостью. Прикидки, догадки, вычис-
Ления во времени и пространстве - это
Была его родная стихия, в которую он
Входил во всеоружии широчайших познаний,
Обнимавших и литературу, и живопись, и
Музыку.
Ю.Завадский. Мысль о Мейерхольде
Разработать решение — это значит практически приступить к «лепке»
Спектакля во всех подробностях. Примерную схему разработки можно
Набросать на бумаге до начала репетиций, можно заниматься этим
Непосредственно во время работы с актерами. Это зависит от самого
Режиссера, от его пристрастий, привычек, удобства, способностей.
|
|
Разработка, конечно, лишь заметки для будущего процесса.
Разработать решение — это значит все события будущего
Спектакля увидеть и сочинить через призму надежного решения.
Это значит — нафантазировать каждое событие, каждый эпизод.
Разработать — значит, увидеть в действии все детали
Спектакля, решение в пластическом, звуковом и ритмическом
Выражении. Разработка — это реализация решения.
Вот шесть этапов, которые должен пройти режиссер в поисках
Сценического решения. Мы остановились на каждом и приблизительно
их разобрали — для того, чтобы не забывать, что:
Нельзя искать решение, если не уточнена задача поиска и режиссер
не настроен на творчество;
2. надо искать много вариантов, а не останавливаться на первом;
3. нельзя форсировать процессы, но надо искать все время;
Надо обязательно проверить найденное решение пьесой — это
закон театра;
Найти решение — это не значит, что спектакль готов. Решение надо
Реализовать в разработке.
Итак, схема режиссерского плана (резюме всех рассуждений) —
Это схема всех процессов, которые необходимо пройти, чтобы сочинить
План будущего спектакля. Все эти части и элементы зависят друг от
Друга и взаимодействуют друг с другом.
122
123
Глава XII
ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ.
Экспликация
Чтобы было ясно, что надо понимать под разработкой, приведу
Пример режиссерской экспликации спектакля Театра Ш.Руставели
|
|
«Юлий Цезарь».* Коротко о замысле спектакля и его решении.
О чем этот спектакль? В основу замысла положены слова
М.Монтеня («Об искусстве жить достойно»**): «Всякий, кто хочет
Устранить только то, что причиняет ему страдание, недостаточно
Дальновиден, ибо благо не обязательно идет следом за злом; за ним
Может последовать и новое зло, и притом еще худшее, как это случилось
С убийцами Цезаря, которые ввергли республику в столь великие
Бедствия, что им пришлось раскаиваться в своем вмешательстве в
Государственные дела. С того времени и вплоть до нашего века со
Многими произошло то же самое».
Это о том, как кучка политиканов, увлеченная личными интересами и
Стремлениями, использовав недовольство произволом и культом
Цезаря, ввергла народ в пучину кровавой междоусобицы и
Убийств. И никто не думал ни о родине, ни о благе народа, ни о
Процветании страны — все думали только о себе. Хотя были убеждены,
Что совершают общественно-полезное дело. Все, кроме донкихота
Брута.
Каким должен быть спектакль?
Словами Шекспира, но от себя о сегодняшнем дне — вот принцип
спектакля! У входа в театр «Глобус» — надпись: «Весь мир играет
Комедию». Деревянный помост-площадка для сценической игры, а
Вокруг — люди. Обыкновенные люди, как и все мы. Перед ними и при их
Участии разыгрывают трагедию о Юлии Цезаре.
Я помню, что много лет тому назад, когда театр был еще любим, во
Время спектаклей возле кулис собирались рабочие сцены и с
Большим вниманием наблюдали за происходящим на сцене. Эти
Простые, преданные театру люди пре красно знали все
Полюбившиеся им спектакли. Могли произнести наизусть лю-
* Спектакль поставлен М.Т. в 1973 году (художники М.Чавчавадзе и Г.Месхишвили). Это
Единственный спектакль, поставленный режиссером после того, как он в 1971 году
Покинул Театр имени Ш.Руставели.
** Выделено М.Т.
124
Бую реплику и даже прочесть любимый монолог. Они были первыми
Ценителями игры актеров, по ним проверяли, будет или не будет на этот
Спектакль ходить зритель.
Я вспомнил о них и подумал: а нельзя ли устроить такое
Представление, где рабочие сцены, готовящие спектакль, а затем
Наблюдающие за ним, увлекаясь событиями, которые происходят в
Спектакле, незаметно бы сами вошли в действие и приняли в нем
Участие, как римский плебс. А когда кончится спектакль, они придут в
Себя и поймут, что, в общем, были лишними во всей этой истории.
Развитие линии плебса в спектакле. В каждой сцене по-разному
Должна быть показана судьба народная.
Театр, помост, подготовка к представлению. Сегодня здесь
Актеры разыгрывают трагедию, а пока рабочие сцены, костюмеры,
Реквизиторы готовят все необходимое для сцены. Уборщица метет пол,
Две женщины зашивают разорвавшийся на прошлом спектакле занавес.
Осветители расставляют на рампе «керосиновые фонари», как это было
В старинном театре. Откуда-то несут копья и щиты, с потолка спускают
Большие барабаны, с помощью которых в театре изображают гром и
Дождь. Это будут творить прямо здесь же, на глазах у публики.
Вкатывают деревянные арки. Конечно, это не римские триумфальные
Гиганты, но ведь и театр — это не совсем жизнь, а всего лишь модель
Жизни. Ее создают для раздумий, для того, чтобы посмотреть на
Проблему со стороны. Но пока спектакль только готовится, и все это
Напоминает разворошенный муравейник.
Кто-то из рабочих поет о том, что каждый вечер в театре оживает
|
|
Воображаемая жизнь, и у каждого артиста, так же, как в жизни у людей,
Есть свои роли. Эти роли люди играют до самой смерти, стараясь понять
их смысл. Жизнь — лицедейство! Но она прекрасна и ни с чем не
Сравнима.
Вползает откуда-то суфлерша, в шапочке с козырьком, в громадных
Очках. Вынимает экземпляр пьесы, старый-старый, листы еле
держатся.* Видимо, эту пьесу играли много-много раз. И, наконец,
Появляется помощник режиссера, звонит в колокольчик, предупреждая