Интерпретации, но за всеми опытами стоит все же один «Гамлет» —

Первый, шекспировский.

СХЕМА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПОЭТАПНО

121

ЭТАП ШЕСТОЙ.

РАЗРАБОТКА

Мейерхольд понимал режиссерское

Искусст во, как строгое и точное

Мастерство, одухотворенное поэзией и

Фантазией. Он знал цену «ремеслу»,

Уменью «мастерить» спектакль, он

Дорожил умом и «арифметикой» не

Меньше, чем поэзией, расчетом не меньше,

Чем смелостью. Прикидки, догадки, вычис-

Ления во времени и пространстве - это

Была его родная стихия, в которую он

Входил во всеоружии широчайших познаний,

Обнимавших и литературу, и живопись, и

Музыку.

Ю.Завадский. Мысль о Мейерхольде

Разработать решение — это значит практически приступить к «лепке»

Спектакля во всех подробностях. Примерную схему разработки можно

Набросать на бумаге до начала репетиций, можно заниматься этим

Непосредственно во время работы с актерами. Это зависит от самого

Режиссера, от его пристрастий, привычек, удобства, способностей.

Разработка, конечно, лишь заметки для будущего процесса.

Разработать решение — это значит все события будущего

Спектакля увидеть и сочинить через призму надежного решения.

Это значит — нафантазировать каждое событие, каждый эпизод.

Разработать — значит, увидеть в действии все детали

Спектакля, решение в пластическом, звуковом и ритмическом

Выражении. Разработка — это реализация решения.

Вот шесть этапов, которые должен пройти режиссер в поисках

Сценического решения. Мы остановились на каждом и приблизительно

их разобрали — для того, чтобы не забывать, что:

Нельзя искать решение, если не уточнена задача поиска и режиссер

не настроен на творчество;

2. надо искать много вариантов, а не останавливаться на первом;

3. нельзя форсировать процессы, но надо искать все время;

Надо обязательно проверить найденное решение пьесой — это

закон театра;

Найти решение — это не значит, что спектакль готов. Решение надо

Реализовать в разработке.

Итак, схема режиссерского плана (резюме всех рассуждений) —

Это схема всех процессов, которые необходимо пройти, чтобы сочинить

План будущего спектакля. Все эти части и элементы зависят друг от

Друга и взаимодействуют друг с другом.

122

123

Глава XII

ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ.

Экспликация

Чтобы было ясно, что надо понимать под разработкой, приведу

Пример режиссерской экспликации спектакля Театра Ш.Руставели

«Юлий Цезарь».* Коротко о замысле спектакля и его решении.

О чем этот спектакль? В основу замысла положены слова

М.Монтеня («Об искусстве жить достойно»**): «Всякий, кто хочет

Устранить только то, что причиняет ему страдание, недостаточно

Дальновиден, ибо благо не обязательно идет следом за злом; за ним

Может последовать и новое зло, и притом еще худшее, как это случилось

С убийцами Цезаря, которые ввергли республику в столь великие

Бедствия, что им пришлось раскаиваться в своем вмешательстве в

Государственные дела. С того времени и вплоть до нашего века со

Многими произошло то же самое».

Это о том, как кучка политиканов, увлеченная личными интересами и

Стремлениями, использовав недовольство произволом и культом

Цезаря, ввергла народ в пучину кровавой междоусобицы и

Убийств. И никто не думал ни о родине, ни о благе народа, ни о

Процветании страны — все думали только о себе. Хотя были убеждены,

Что совершают общественно-полезное дело. Все, кроме донкихота

Брута.

Каким должен быть спектакль?

Словами Шекспира, но от себя о сегодняшнем дне — вот принцип

спектакля! У входа в театр «Глобус» — надпись: «Весь мир играет

Комедию». Деревянный помост-площадка для сценической игры, а

Вокруг — люди. Обыкновенные люди, как и все мы. Перед ними и при их

Участии разыгрывают трагедию о Юлии Цезаре.

Я помню, что много лет тому назад, когда театр был еще любим, во

Время спектаклей возле кулис собирались рабочие сцены и с

Большим вниманием наблюдали за происходящим на сцене. Эти

Простые, преданные театру люди пре красно знали все

Полюбившиеся им спектакли. Могли произнести наизусть лю-

* Спектакль поставлен М.Т. в 1973 году (художники М.Чавчавадзе и Г.Месхишвили). Это

Единственный спектакль, поставленный режиссером после того, как он в 1971 году

Покинул Театр имени Ш.Руставели.

** Выделено М.Т.

124

Бую реплику и даже прочесть любимый монолог. Они были первыми

Ценителями игры актеров, по ним проверяли, будет или не будет на этот

Спектакль ходить зритель.

Я вспомнил о них и подумал: а нельзя ли устроить такое

Представление, где рабочие сцены, готовящие спектакль, а затем

Наблюдающие за ним, увлекаясь событиями, которые происходят в

Спектакле, незаметно бы сами вошли в действие и приняли в нем

Участие, как римский плебс. А когда кончится спектакль, они придут в

Себя и поймут, что, в общем, были лишними во всей этой истории.

Развитие линии плебса в спектакле. В каждой сцене по-разному

Должна быть показана судьба народная.

Театр, помост, подготовка к представлению. Сегодня здесь

Актеры разыгрывают трагедию, а пока рабочие сцены, костюмеры,

Реквизиторы готовят все необходимое для сцены. Уборщица метет пол,

Две женщины зашивают разорвавшийся на прошлом спектакле занавес.

Осветители расставляют на рампе «керосиновые фонари», как это было

В старинном театре. Откуда-то несут копья и щиты, с потолка спускают

Большие барабаны, с помощью которых в театре изображают гром и

Дождь. Это будут творить прямо здесь же, на глазах у публики.

Вкатывают деревянные арки. Конечно, это не римские триумфальные

Гиганты, но ведь и театр — это не совсем жизнь, а всего лишь модель

Жизни. Ее создают для раздумий, для того, чтобы посмотреть на

Проблему со стороны. Но пока спектакль только готовится, и все это

Напоминает разворошенный муравейник.

Кто-то из рабочих поет о том, что каждый вечер в театре оживает

Воображаемая жизнь, и у каждого артиста, так же, как в жизни у людей,

Есть свои роли. Эти роли люди играют до самой смерти, стараясь понять

их смысл. Жизнь — лицедейство! Но она прекрасна и ни с чем не

Сравнима.

Вползает откуда-то суфлерша, в шапочке с козырьком, в громадных

Очках. Вынимает экземпляр пьесы, старый-старый, листы еле

держатся.* Видимо, эту пьесу играли много-много раз. И, наконец,

Появляется помощник режиссера, звонит в колокольчик, предупреждая


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: