Бытие определяет их сознание. С изменением экономического

Фундамента вся громадная надстройка меняется медленней или быст-

Рее» (К.Маркс. «К критике политической экономии»).

215

Базис и надстройка организуют общественную формацию, формации

Сменяют друг друга. От первобытнообщинного родового строя

Человечество пришло к рабовладельческой формации. Просуществовав

До своего апогея, в период великой Римской империи она выродилась, и

Вместо нее возникла феодальная формация. Великая Французская

Революция разрушила последние остатки феодализма и наступила

Эпоха капитализма, а с революцией 1917 года началась эра

Социалистической формации. Пять формаций, пять по-разному

Организованных общественных систем.

Но история человечества — это и история великой цивилизации. И до

Сего дня она потрясает нас свидетельствами своей культуры, своими

Никогда не увядающими шедеврами.

При выделении типов цивилизаций их идеологией, главными

Особенностями, как уже было сказано, нужно считать экономическую

Базу, а также характер народа и окружающей его среды. История

Цивилизации — это, по сути, история мировоззрений, история идей,

История идеологий.

Возьмем, к примеру, рабовладельческую формацию:

1. Великая, но все еще таинственная для нас цивилизация шумеров;

2. Египет;

3. Ассирийская и Вавилонская цивилизации;

4. Великая греческая цивилизация;

5. Этруски;

Грандиозная римская цивилизация.

У каждой цивилизации свои боги, свои верования, принципы

Государственного устройства, мораль, система взглядов и привычек,

Свод правил поведения, своя философия, свое искусство, свои великие

Открытия.

Представим себе в воображении всю историю человечества как

Грандиозный горный массив, где каждая вершина — одна из великих

Цивилизаций.

Первобытная культура, 50-40 тысяч лет назад. Ничего толком не

Знаем, все уничтожено временем, все, кроме великолепных наскальных

Изображений. Только они — гениальные свидетельства зари

Человеческого рода.

ПИРАМИДА. Египет, третье тысячелетие, двадцать четвертый век до

Нашей эры. Сильнейшая рабовладельческая деспотия. Столица царства

— Мемфис. Здесь проживают и правят великие фараоны. Их

Высокомерие и стремление доказать всему миру, что они сильнее всех и

Ближе всего к богу, отражается в сооружении грандиозных пирамид.

Самая большая из них — пирамида Хеопса (Хуфу), самое большое

Каменное здание древнего мира, одно из семи чудес света. Она

Достигает высоты современного пятидесятиэтажного дома. Строилось

Это чудо в течение 31 года, принимало участие в строительстве более

Тысяч чел овек, с огнанных с о всех к онцов Египта.

Рабовладельческая форма общественных отношений давала

Возможность строить грандиозных колоссов, изображавших великих

Фараонов и их жен, которые восседали на троне. Каменные сфинксы и

Величественные пещерные храмы. Главная идея этого искусства —

Возвеличивание деспота. О театре еще ничего толкового мы не знаем.

ГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР. Античная Греция с ее беспокойным, пытливым

Желанием понять все, что вокруг, и соединить в единое гармоническое

Целое. С чисто детской восторженностью и наивностью строят

Гениальные храмы, величественные театры, лепят и высекают из

Камня божественные скульптуры. Греки пели гимн человеку. Даже

Богов они себе создали похожими на людей и, воспевая их, воспевали

Себя. Греческая античная мифология, Гомер, афинский Акрополь с

216

Замечательным храмом богини Афины, Парфеноном, во главе. Театр

Вмещает больше 40 ООО зрителей. Эсхил — отец трагедии, Софокл,

Эврипид, Аристофан.

«Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям, мы

Сами, скорее, служим образцом для некоторых, чем подражаем другим.

Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на

Меньшинстве, а на большинстве» (Перикл). Расцвет во всем: в

Философии, науке, искусстве, литературе, в общественной жизни.

Ум греков пытается понять, как устроен мир, с чего он начинается и

Чем кончается, пытается охватить его целиком. Они наблюдают и делают

Выводы, обобщают. Искусство, театр изображают демократический

Гражданский идеал расцвета античной греческой цивилизации.

Античная классика — это стиль. Этот стиль лучше всего воплотился в

Классическом Парфеноне и в античной высокой трагедии. Ее персонажи

— герои или полубоги. Герои трагедии мужественны и своими

Поступками превозносят невероятную способность человека

Противостоять несчастью.

Люди эти умеют превращать бедствие в величие.

ПЛАВТ. Римская история — это история завоеваний, поэтому в

Искусстве появляются мощные триумфальные арки, грандиозные цирки,

Где устраиваются кровавые бои гладиаторов, великолепные дворцы на

Форуме. Как можно больше блеска и помпезности — и статуи, статуи,

Статуи великих цезарей, и портреты, портреты, портреты... Со времени

Установления диктатуры цезарей изображали статуи в виде богов. И чем

Слабее становилась империя, тем пышнее оказывались украшения и

Арки, тем богаче — дворцы и парки. Это всегда так: когда идеологии

Приходит конец, все стараются строить побогаче, поярче, подекора-

Тивней. Надо же как-то убедить всех, что все обстоит благополучно.

Рабовладельческая формация уже трещит по швам. Под руководством

Спартака восстают рабы. И в недрах старой формации возникает новая

Идеология, которая, наподобие злокачественной опухоли, разъедает

Организм изнутри.

Возникает новое учение Христа. Кто-то сказал, что Христос победил

Потому, что проиграл Спартак. Кто-то из них все равно должен был

Победить. Римский театр — это Плавт и римская комедия.

МОЗАИКА. На грани III и IV веков Рим теряет былое могущество, и его

Роль переходит к Византии. Католическая церковь духовно господствует

Над всем континентом. Уничтожены привольно жившие себе на Олимпе

Боги, на их место пришла новая вера: Бог един и все от Бога. Церковная

Догма — исходный момент и основа всякого мышления. Идеология

Приобрела новые черты: аскетизм, фанатизм и мистичность. Возникает

Романское искусство, наиболее сильно выразившееся в создании


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: