Среде, — этот процесс прекрасен, восхитителен

Это происходит тогда, когда художника посещает вдохновение, когда

Вспыхивает воображение. Еще Вс. Мейерхольд говорил, что «главное в

творчестве актера - воображение»* (Цит. по воспоминаниям

Л.Снежницкого «На репетициях у мастеров режиссуры». — М.Т.).

* Выделено M.T.

234

Глава IV

СПЕЦИФИКА ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Итак, в основе каждого произведения искусства лежит образное

Отражение действительности. Создавая картины жизни, раскрывая

Сущность явлений, художник каждый раз совершает образное открытие

Мира, выражает свое к нему отношение.

В различных видах искусства создание художественного образа

Обуславливается специфическим для этого вида искусства материалом.

Если материалом живописца являются краски и холст, а орудием его

Искусства — кисть, то у скульптора материалом служит камень, глина,

Дерево и т.п. Если у поэта материал — слово, то у музыканта материалом

Является звук. А какой же материал в руках актера? Из какого материала

Создает свое искусство актер? Может быть, это слово, звучащее слово?

А может быть, действие? А что является материалом искусства

Режиссера?

Искусства различаются еще и по следующим признакам:

1. искусства, существующие во времени (музыка, поэзия);

Искусства, существующие в пространстве (живопись, скульптура,

архитектура);

Искусства, существующие и во времени, и в пространстве (театр,

Танец).

Следующим признаком, отличающим искусства друг от друга,

Является то, что существуют виды искусства более или менее

Абстрактные (не следует путать с абстракционизмом) и более или менее

Конкретные. Самым абстрактным искусством является музыка, ее

Звуковые образы абстрактны. Но, если в музыке появляется слово, она

Сразу становится более конкретной. Поэзия уже гораздо конкретнее

Музыки, так как слово в стихотворении или поэме несет более конк-

Ретную информацию. Еще более конкретной литература становится в

Прозаических произведениях, поэтические обобщения и поэтические

Аллегории заменяются конкретным описанием.

Самым конкретным, утилитарным искусством является архитектура,

Т.к. архитектор, кроме красоты и выражения идеи, думает о чисто

Практических целях: например, о том, что в домах должно быть удобно

Жить людям.

Составим примерную сравнительную таблицу:

Искусство

Музыка

Танец

Поэзия

Живопись

Скульптура

Архитектура

Театр

Материал

Звук

Человек

Слово

Краски, холст

Камень, глина

Бетон, кирпич

Человек

Инструмент

Музыкальный

Инструмент

Человек

Перо, бумага

Кисти

Резец, молоток

Строй, инструмент

Человек

Творец

Пианист

Танцор (человек)

Поэт

Художник

Ваятель

Архитектор

Актер-человек

235

Достаточно одного взгляда на схему, чтобы понять исключительное

Положение театра среди этого списка видов искусств: материалом,

Инструментом и творцом театрального искусства является человек. Сам,

Своим телом и психикой он из себя же создает произведение искусства.

Близко к театру стоит танец.

Есть искусства, существующие вечно, и есть — живущие мгновение,

Минуту, час, два и исчезающие безвозвратно. И сегодня человек может

Восхищаться пирамидами в Гизе, с изумлением разглядывать головку

Египтянки Нефертити и полотна Кранаха, трепетать перед скульптурами

Донателло и наслаждаться музыкой Моцарта. Но никто из нас не сможет

Уже увидеть искусства Дункан, Станиславского или Коклена. Это

Искусство сиюсекундно, оно умирает, как только кончается

Представление, и живет только в памяти зрителя, в его сознании,

Преломляясь в нем на тысячи ладов, в зависимости от его субъективных

Взглядов на жизнь, его настроения, влияния на него времени и вкусов.

Даже самые современные методы фиксации (кино-, фото-, магнитные

Записи) бессильны запечатлеть мимолетное искусство театра. В этом

Трагедия этого вида искусства, его неповторимая специфика, его

Исключительность.

Живописец, скульптор, композитор творят в тиши своего кабинета и

Только после окончания работы над произведением показывают его

Публике, слушателю. Театральное искусство создается на глазах у

Зрителя, при его активном участии, и умирает тут же, сейчас же. Ведь

Следующий спектакль — это уже совсем не то, что было вчера, и не то,

Что будет завтра.

Все лучшие произведения театрального искусства — итог труда

Большого творческого коллектива единомышленников. Коллективизм

Есть одно из самых отличительных признаков этого искусства, он

Является его природой. Все виды искусств собираются в театр для того,

Чтобы в едином содружестве воплотить на сцене художественный

Сценический образ. Театр — это коллектив творцов, объединяющих свои

Силы, чтобы создать нечто, качественно совершенно новое.

И правда, ведь живописец пишет в мастерской свои пейзажи, но

Декорация, созданная по его эскизам в театре, — это не

Самостоятельное произведение, а только часть целого художественного

Образа, часть целого, а не целое художественного сценического образа.

Художник не может называться автором спектакля, он является только

Соавтором.

Поэты, артисты, режиссеры, композиторы, музыканты, гримеры,

Танцоры, декораторы, электрики и бутафоры, столяры и механики,

Рабочие сцены и другие составляют громадную армию создателей

Спектакля.

Как любопытно наблюдать последние монтажные сценические

Репетиции в театре, когда сцена и все вокруг нее похоже на

Развороченный муравейник. До этого отдельно подготовленные —

Отдельными видами искусств — компоненты сносятся, сплавляются

Воедино, создавая единый сценический образ. Вспомним в связи с этим

Хотя бы прекрасный юмористический рассказ Карела Чапека «Как это

Делается».

Если нет пьесы, что будут играть актеры? Но, если нет актера, пьеса

Будет лежать на полке и являться произведением литературным, но не

Сценическим. Только театр дает пьесе ее вторую, истинную, жизнь. Как

Гусеница — это лишь этап к рождению бабочки, так и пьеса — это только

Промежуточный этап театра.

Говорят, что театр произошел от «дифирамба». Слово «дифирамб»

Переводится с греческого языка как «дважды рожденный». Вот как об


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: