Природа не хочет подчиняться «перемонтировке», не хочет

«переорганизовываться» в другого человека, не желает поверить в

Условное как в безусловное. Естественные застенчивость и страх перед

Сценой вызывают в нем страшное волнение. Ему нужно не из мрамора и

Глины, а из собственного тела и психики «вылепить» другого человека,

Живущего сегодня в его городе, или жившего тысячу лет тому назад, или

Того, кто, может быть, будет жить через сто лет.

Как ему найти эту формулу сути человеческого бытия, как

Создать на сцене жизнь человеческого духа и тела? Как создать на

Сцене поведение, подобное поведению человека в жизни?

Малейшая пропущенная деталь естественного поведения нарушит

Общую картину и исказит сценическую правду. Ведь только че-

240

Рез поведение и поступки мы можем судить о переживаниях, эмоциях и

Мыслях человека.

В чем заключается суть сценической игры? «Играть — это значит

Наблюдать, подражать (пропускать через свое воображение. — М.Т.) и

Передавать» (Джордж Скотт).

Играют все — играют животные, играют дети, играют взрослые люди.

Игра — биологическая необходимость, характерная для всех высших

Существ, такая же, как охота, еда, сон, половое влечение и т.п. Игра —

Это, во-первых, способ растраты излишней энергии, а самое главное —

Способ приобщения к объективной действительности. Никакой

Практической цели игра как будто бы не преследует, но замечено, что

Игры животных состоят обычно из тех движений и действий, которые

Необходимы им в их повседневной жизни. Котенок играет с клубком

Ниток: нападает, прячется, подкрадывается. Щенки преследуют друг

Друга, «нападают» друг на друга, «кусают», «убегают». Очень

Любопытно наблюдать за этими играми в вольерах зоопарка для

Молодняка, где малыши совершенно разных особей разыгрывают

«сцены» из своего будущего: хищники учатся выслеживать, нападать,

Травоядные — быть начеку, спасаться бегством. Они отрабатывают

Только те ситуации, с которыми им в будущем придется столкнуться.

Фактически они моделируют свой мир, но происходит это не сознатель-

Но, как у людей, а в результате генетическим путем переданных

Рефлексов. Ведь, вероятно, в играх животных существует уже элемент

Фантазии и то, что Станиславский называл знаменитым словечком

«если бы».

По мере очеловечивания высших животных игры приобретают более

Организованные формы. На протяжении веков игра постепенно

Превращается в ритуал. Во времена палеолита мы встречаемся уже с

Ритуальными пантомимами охотников. Это тоже игра, тоже

Моделирование определенных жизненных ситуаций, тоже отработка

Необходимых навыков в борьбе первобытного человека с силами

Природы. И всегда он пытается в своих «играх» создать подобие

Реальной ситуации. Он старается точно подражать движениям и

Повадкам зверей во время охоты, поведению охотников, настигающих

Добычу, или в панике бегущих от зверя, или празднующих победу над

Противником и т.д.

«Понимание атома — детская игра по сравнению с пониманием

Детской игры» — афоризм. Играют дети: используя палку, мальчик скачет

На ней, как на воображаемой лошади, другой — использует ту же палку,

Как ружье, целится, стреляет из нее и падает, сраженный собственным

«выстрелом». Весь уйдя в нафантазированный им же самим мир,

Мальчик, изображая шофера, мчится по улице, работая «рулем»,

«тормозя» на поворотах и «сигналя» прохожим. Можно часто наблюдать

Детей, погруженных в мир собственных видений, из которого их обычно

Очень трудно вывести. Девочки играют в «школу». «Учительница» кому-

То из «учениц» ставит двойку. И «двоечница» с ревом несется к

Настоящей матери жаловаться на несправедливость. Детские игры

Похожи на закодированные сообщения о мире, их окружающем, но эти

Сообщения — сугубо личные, это их собственное мнение о явлениях,

Которые они наблюдают или участниками которых иногда являются.

А.Добрович пишет: «Ребенок начинает подражать старшим, но здесь не

Просто усвоение поз, движений, звуков. Идет усвоение ролей. Полуто-ра-

Двухлетняя девочка начинает убаюкивать куклу, входя в роль матери и

Определяя свою собственную роль по отношению матери: роль

Маленького существа, которое полагается убаюкивать».

Воображение ребенка через игру схватывает все стороны

Ч ел о веч е с к о й ж и з н и: д ет и и г р а ют в «ш к ол у», «во й н у»,

«магазин», «папу и маму», «больницу» и т.п. Без особого труда,

Одним своим воображением ребенок создает иллюзии реаль-

241

Ной действительности, бесконечно верит в них и действует в них, как

Подсказывает ему накопленный житейский опыт. В бесконечном

Разнообразии сюжетов, исполняемых детьми, выявляется и

Философское осмысление жизни.

Ребенок играет до определенного возраста, дальше потребность и

Необходимость в игре у большинства отпадает, а остается только у тех

Людей, для которых этот процесс длится всю жизнь. Эти люди обычно

Становятся актерами, т.е. людьми, способными создать на сцене

Убедительную, правдоподобную картину жизни человеческого духа и

Тела.

Для того, чтобы разобраться в элементарных законах игры человека

На сцене, необходимо, прежде всего, обратиться к окружающей нас

Действительности и проследить за естественным поведением человека

В жизни. «Для актера «сделать правдой» не есть сделать жизненно, а

Сделать по законам жизни» (Евг. Вахтангов).

Человек живет, окруженный миром многочисленных объектов,

Которые он воспринимает всеми своими органами чувств. Органы чувств

— первые разведчики человека в его взаимодействии с окружающей

Средой. Ощущение и восприятие дают толчок к возникновению любого

Жизненного действия, любой эмоции, любой мысли. Они связывают

Человека с действительностью и позволяют ему проявить себя в

Отношениях с окружающим миром.

Среду, окружающую человека, условно можно разделить на три круга

объектов:

Малый круг — это то, что окружает и воздействует на человека

сейчас, здесь, в эту секунду;

2. средний круг — это объекты, воздействующие на человека сегодня;

Большой круг — то, что происходит в мире и в какой-то степени

Связано с человеком.

242

Во взаимодействиях с обстоятельствами этих трех кругов и проходит

Жизнь любого человека. Чаще всего, человеку приходится реагировать


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: